Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Главная » Воспитание и развитие ребенка » Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость – далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта – вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало – цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» – неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» – объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично – засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) – это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая – мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» – потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим – лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика – механика – второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Просьбы о помощи Напишите свою историю
В чeтвeрти выходит три трoйки матeматике,англ.яз.,истoрия. Очень боюсь сказать рoдителям. Хочу покончить с собой Блин,я считаю,что это не самое главное в жизни,но родители этого не понимают. Страшно очень. И я в 6 классе.
Поддержите сайт:

Алина , возраст: 13 / 20.03.2015

Отклики:
Во первых, подумай что самое страшное будет когда родители узнают, отнимут телефон, запретят гулять проведут беседу? Они забудут об этом уже через пару недель) меня в детстве били за плохие оценки по голове и разными предметами, но и это проходило, представь что осталась последняя самая короткая четверть и будет лееето, и твои оценки останутся в прошлом году и все забудется. Удачи тебе

одиночка , возраст: 21 / 20.03.2015

Привет, этого не нужно делать. Если ты будешь бояться говорить что-то своим родителям, то прийдётся жить во лжи всю жизнь. Лучше скажи. Просто если ты расскажешь, то они тебя поймут и наоборот позвалят за то, что ты сама им рассказала. У меня у самой первая тройка в четверти за все 6 лет, и я спокойно об этом рассказала и они сказали, что оценка это не важное, важно то, что у тебя в голове. По этому не нужно себя убивать… Тройки это не конец света

Диана , возраст: 12 / 20.03.2015

Алина, привет! Конечно, оценки не главное. Главное знания, без которых затруднительно будет сдать ЕГЭ.
А что родители? Поругаются и простят! Сама подумай: ну час неприятный придется тебе пережить, ну 2 максимум. Больше двух часов не ругаются — устают))
Покажи делом, что ты готова работать над оценками. Попроси родителей или одноклассников, чтобы позанимались с тобой. (Хотя историю ты можешь и сама. Просто читай учебник!). Попроси нанять тебе репетитора.
Знаешь, если человек не успевал по предмету, не успевал и вдруг хорошо выучил, это приятно удивляет учителей. И в дальнейшем к тебе будут лучше относиться. Так что блесни хоть один раз! После этого тебя будут тянуть на четверки, зная, что ты можешь, когда хочешь.
Успехов тебе!

Ольга , возраст: 26 / 20.03.2015

Постарайся налалить контакт со своими родителями. Будь то мама или папа. Расскажи им о том, что ты чувствуешь. Между родителями и детьми должно быть доверие. Они наверняка тебя очень любят и воспитывая в строгости хотят вырастить образованного ребенка. Расскажи, что готова скорее умереть, чем рассказать им о плохих оценках. Постарайся быть откровенна. Не воспринимай мать и отца как извергов, они тоже могут ошибаться. Надеюсь ты не хочешь умереть, что бы сделать им больно. Это величайшая глупость.

Светлана , возраст: 26 / 21.03.2015

Поверь, Алина, в твоем возрасте самое легкое об этом думать, просто ценности жизни не знаешь еще, это приходит потом, после 25 лет. Поэтому даже думать про это забудь, что бы ни было, иди вперед. Какая разница тебе кто и что думает, если тебе совсем плохо, ты сходи в онко больницу, посмотри на больных и их родственников, сразу отпустит, есть проблема, а есть ПРОБЛЕМА, твои тройки может тебе за них еще и радоваться надо, значит потом у тебя в жизни все здорово будет, я из опыта своего говорю. А тройки, знаешь, я на 5 училась, выучилась, а толку то, а те, кто у нас на тройки учился в школе в институте стали отличниками или по жизни очень удачно у них все и в личном плане, и в плане работы, самые успешные потом оказываются именно троешники, они и успешные бизнесмены, один мальчик у нас потом моделью стал, девицы вешаются ему на шею, а все пятерешники так и живут серой жизнью, ничего хорошего особенно и нет у них. Это у меня опыт наблюдений за своими одноклассниками из двух школ, поэтому плюнь, разотри, скажи родителям, покажи им свой пост, чтобы успокоились и поняли, что пока нет опыта жизни, все очень остро воспринимается их детьми, просто скажи им, что они же тебя любят, ты и так будешь успешная и замечательная, пятерки еще никому в жизни не помогали, главное быть Человеком (притом живым, иначе смысла нет), здоровым, добрым, веселым, просто будь счастлива, если плохо, займись плаванием, танцами, сразу настроение будет лучше от спорта. Все проходит и это пройдет.

Маша , возраст: 35 / 21.03.2015

оценки в школе ничего не значат,поверь мне,успеха добиваются люди,которые наши себя и свое любимое дело,а оценки -это ерунда,я вот сама жалею,что училась на одни пятерки,скучно это и дело неблагодарное)))Лучше бы выбрала свои любимые предметы и занималась бы только ими,а не всем подряд.Ты — это не твои оценки,ты намного больше

Лена , возраст: 27 / 21.03.2015

Моя дочь учится в 5 классе и 3 и 2 у нее не редкость,конечно меня это расстраивает,но я на личном опыте знаю что жизнь,работа,достаток вообще не связаны с оценками в аттестате,поэтому то о чем ты пишешь бред. Моя вон получила гору троек в четверти и сидит играет в компе и не о чем не парится.

Ольга , возраст: 42 / 22.03.2015

ООО…как знакомо!!!Помню,что сама из-за тройки в четверти по русскому языку истерила дня 3,думала всё,конец,пойду покончу с собой!!Как дальше жить??Позор!!Наверное..и потом еще с тоской вспоминала о тройке :((. Знакомы все эти чувства :(( Мне тогда казалось,что это самое ужасное,что может произойти.(Сейчас у меня свой бизнес,интересная работа..и поверьте, про ту тройку вспоминаю с улыбкой)Но тогда казалось,что жизнь заканчивается 🙁 Алина, если это уже факт свершившийся,если вам уже поставили эти тройки..чтож..можно поплакать,чтобы вышли эти эмоции и подумать-где,в чем недоработочка, далее предпринять соответствующие действия(а это усердие в учёбе),чтобы в дальнейшем избегать таких вот расстройств.Насчет покончить с собой: жизнь вы себе сами не давали, жизнь-это подарок Бога..и,увы и ах,а точней,к счастью,не вы в праве решать-когда этот мир покидать. Если вы появились на этот свет,значит на вас в этой жизни есть планы.Вы нужны,понимаете?Может быть сказанное кому-то когда-нибудь именно ВАМИ доброе слово спасет кому-то жизнь.А может быть вы родите ребенка,который в будущем разработает лекарство от смертельной болезни. На вас у жизни есть планы и,Алина, ну разве можно их перечёркивать из-за того,что где-то как-то кто-то оценил ваши знания на тройку. Сегодня тройка-завтра пятерка. Да даже если завтра будет двойка-вы уж,пожалуйста, ЖИВИТЕ!Да,кстати..вспоминая школу и моих одноклассников, троечники весьма неплохо по жизни устроились :))Один-телеведущий, второй в Лондоне прекрасно работает, третья-свой бизнес открыла по проведению праздников. У меня тоже несколько раз тройки были в четвертях…как я и писала-но на жизнь грех жаловаться)-в институт поступила, работаю сама на себя, неделю назад вернулась из путешествия по Канарским островам. А если бы тогда покончила с собой,как собиралась, не увидела бы столько красоты!!!))и Радости вокруг. Такие вот они,троечники..Так что тройка это не крест и не диагноз. Но если Вас действительно так расстраивает и волнует то,что у вас не те оценки, просто в дальнейшем усердней занимайтесь 🙂 А ещё знаете,может быть,если прийти и рассказать о своих чувствах страха родителям,может они не будут так уж строги? )Они любят вас 🙂 Алина,обнимаю вас, искренне верю,что все у вас будет хорошо 🙂

Наталья , возраст: 31 / 22.03.2015

Алиночка, солнышко! Мне 22, в школе у меня первый раз вышла тройка по физике в 7 классе. Да, я отхватила за это. Но это не так страшно. Не бойся…Все мы прекрасно понимаем, что это не весомо по жизни. Хорошо учишься ты только для себя, это твоя самодисциплина, которая не раз будет выручать тебя по жизни. у меня потом и в универе были тройки. я уже как полтора года закончила универ, сейчас работаю и не где то, а в ведущем банке страны. У меня есть сестренка, которой 15 лет, и я всегда ей говорю- не нудо быть отличницей. О моей той тройке по физике никто уже никогда и не вспомнит. И то что у меня синий, а не красный диплом тоже ничего не меняет)

Жибек , возраст: 22 / 22.03.2015

Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Версия для печати

Просьбы о помощи Напишите свою историю
У меня проблемы с учёбой. Помогите мне пожалуйста! У меня очень много двоек! Мне говорят: У тебя есть характер и ты можешь хорошо учиться-но у меня всё
равно ни чего не получается…
Поддержите сайт:

Лисо Рыжое , возраст: 11 / 21.09.2013

Отклики:
А почему у тебя много двоек? Не делаешь уроки? Что ты делаешь после школы?
Приди домой, покушай, отдохни минут 30 (телевизор там посмотри). И всё, начинай делать уроки. Открывай книгу, читай. Не понимаешь, спроси у родителей, чтоб
объяснили, помогли. Опять читай. Смотри «примеры работ». Старайся делать так же. Ученье и труд всё перетрут.
Сиди, пока не сделаешь. Затем открывай другой учебник и начинай. Закончишь — когда всё сделаешь, не важно, 6 вечера или 8 вечера. Сиди, учи. Иногда,
повторяю, иногда(!) можно отдохнуть, опять же, посмотреть телевизор, посидеть за компьютером — Например.
В 14:30 села делать уроки. В 18:00 отдохнула 30 минут. В 18:30 села делать уроки.
А как ты думаешь люди учатся? Так и учатся. Я примерно так учился, брат ленился, кго отец ремнём порол. А я понимал, что надо учиться, может не на 5-рки, но
чтоб 2-ек точно никогда не было.
Тебе 11 лет, ты наверное хочешь гулять? Ну, извини,
сначала уроки — потом гуляй
а можно, по-другому?
Можно, но сначала уроки
Я думаю, родители или родственники тебе говорят тоже самое, слушайся их. Веди себя в классе хорошо, не вертись, не разговаривай, не отвлекайся, слушай
учителя, вникай.

Джек , возраст: 25 / 21.09.2013

Может ты просто невнимательный? Торопишься, хватаешь на лету, а потом допускаешь кучу ошибок. Это отчасти вызвано возрастом, еще растешь, организм просто не успевает справляться с нагрузкой, которой сейчас так шедро нагружают в школах.
Чтобы развить внимательность, нужно просто заставить себя проявить искренний интерес к учебе. Усваивать не механически, а с вопросами: «зачем, почему».
Познавать новое это всегда интересно. Настройся и все получится.

Александра , возраст: 32 / 21.09.2013

Текст написал нормально,без ошибок,так что всё у тебя нормально.В классе моей дочери а ей 10лет в таком тексте сделали бы минимум 8 ошибок!так что не всё так плохо!!!

Ольга , возраст: 41 / 21.09.2013

Дорогая! Ну значит, вам не интересна учеба — нет достаточных для учебы мотивов. Точнее, вы для себя их еще не уяснили…
А посмотрите вперед — что там?.. Нет, не аттестат спросят у вас, а профессионализм и совестливость, отличные качества души. Двойка — лишь знак, неприятный конечно и не престижный по школьным соображениям, но — лишь знак. Не связывайте с этим слишком много отрицательных эмоций. Лучше не поленитесь задуматься о сути. Сядьте и задайте себе очень много вопросов. И дайте на них исчерпывающие ответы. Какой вы хотите быть в жизни — красивой или умной?.. Что вы хотите приносить людям: счастье или горе?.. Исходя из этого сможете понять, что вам надо делать, чтобы достичь поставленных целей. В этом отношении учеба — очень важная составляющая. Однако уже сейчас готовьтесь по профилю — чтобы стать профи в той специальности, которая для вас интересна в жизни. Пусть у вас будет любимое дело, в котором радостно будет специализироваться и тренироваться. Те же предметы в школе, по которым вам нужна только оценка, поступайте просто — договоритесь с учителями, что дабы исправить аттестат, вы сами будете вызываться на уроках, выучив предмет. Заранее выучивайте определенный урок и отвечайте по нему. О контрольных скажите, что это не сильная ваша сторона, но устно, например, вы готовы всегда хорошо отвечать по уроку. Так можно закончить 9 классов, а потом уже непосредственно заняться той специализацией, к которой у вас с юности был интерес.
Когда же настроение слишком не радостное — молитесь Господу, говорите Ему все, что у вас на душе, — и всё будет хорошо.

Нектария , возраст: 23 / 21.09.2013

Ох, напали правильные взрослые со своими нравоучениями!Надо же и поддержать ребенка…
Ты напиши,что именно не получается: делаешь уроки, а потом оказывается, что сделал много ошибок? не понимаешь материала уже на уроке и из-за этого не можешь выполнить домашних заданий? двоек много по всем предметам или по каким-то определенным?есть ли предметы,которые нравятся,по которым получаешь чаще хорошие оценки?
Или проблема из-за того, что трудно заставить себя уделять достаточное время домашним заданиям?
Напиши поточнее про свою проблему, может, что-то подскажу. Даже если положительно ответишь на последний из заданных выше вопросов, обещаю, что «нападать» не буду, т.к. изначально ценю уже то,что ты пытаешься справиться со своей проблемой.

Ласточка , возраст: 30 / 22.09.2013

И бел как снег, в чести у всех,и нравлюсь вам,да во вред зубам

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *