Рассказ о Дымковской игрушке

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Расположение

Дымково расположено на низменном берегу реки Вятки в заречной части Кирова, из-за чего по весне во время половодья доступность района ограничивается. Дата возникновения не установлена. Предполагают, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга после присоединения в 1439 году Вятки к Русскому государству. В пользу этой версии говорит соответствие вятского топонима более древнему названию села около Великого Устюга. Впервые заречный посад упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1582 году.

Промыслы

Жители слободы занимались различными ремёслами. Занимались изготовлением игрушек как для праздника «Свистунья», так и для продажи на ярмарках на территории Вятской губернии и Поволжья.

См. также

  • Дымковская игрушка
  • Дымково без дымки. Как сегодня выглядит родина вятской глиняной игрушки и почему кировчане переезжают за реку

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Дымковские игрушки»

Тема НОД: «Дымковские игрушки»

Автор разработчик:

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Дымковские игрушки».

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

Задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке.

• Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку;закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

• Формировать представления детей о станице Дымково.

Развивающие:

• Развивать интерес к дымковским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам; узнают о станице Дымково, о том, как жители станицы изготавливали игрушки из глины; совершенствуют приемы лепки из глины; используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: Организация выставки «Дымковская игрушка», рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, альбомов с дымковской росписью.

Словарь новых слов: дымковская игрушка, нарядная, радостная, веселая, праздничная, станица.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

• Дымковские игрушки.

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

Раздаточный материал:

• Глина.

• Доски для лепки.

• Влажные салфетки.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным промыслом – дымковской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымкове слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Как удивительному чуду.

Посмотрите внимательно на игрушки, которые я сегодня для вас приготовила.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Педагог: Ребята, это игрушки не простые, знаете как они называются?

Дети: Да. Эти игрушки называют — Дымковские игрушки.

Педагог: Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготавливают?

Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.

Педагог: Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?

Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Педагог: Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дети: Давайте!

Физкультминутка.

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Педагог: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку. Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Уточка-Марфуточка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет.

Давайте вместе повторим потешку про уточку!

Дети вместе с педагогом разучивают потешку.

Педагог: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?

Дети: Туловище уточки овальной формы.

Педагог: Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Педагог: Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.

1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.

2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.

3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.

4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.

Педагог: Аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети лепят уточек под музыкальные композиции «Русская изба», «Детская волшебная музыка». Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Педагог: Посмотрите ребята, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?

Дети: Да! Очень!

Педагог вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Педагог: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с дымковскими игрушками, узнали о селе Дымково. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.

Педагог: Вы все молодцы.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает свою шубу?

(Баран, овечка)

* * *

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

(Кот)

* * *

У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.

(Петух)

* * *

Хвостик — розовым крючком,
Носик — круглым пятачком,
Не щенок я, не теленок,
А чумазый …

(Поросенок)

* * *

Вместо рыльца — пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.

(Поросенок)

* * *

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

(Кот, кошка)

* * *

С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком.

(Собака)

* * *

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,
Ничем не больна,
А все стонет она.

(Свинья)

* * *

Борода да рожки
Бегут по дорожке.

(Козел)

* * *

Клохчет, клохчет,
Детей созывает.
Всех под крылья подбирает.

(Курица)

* * *

Глазищи, усищи,
Когтищи, хвостище,
А моется всех чище.

(Кот)

* * *

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.

(Петух)

* * *

Какое домашнее животное
Становится выше, когда садится?

(Собака)

* * *

Бегут по дорожке
Борода да ножки.

(Коза)

* * *

Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун.
Кто это?

(Корова)

* * *

К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.

(Собака)

* * *

В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает.

(Кошка)

* * *

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы.

(Петух)

Колокольчики и народные промыслы

Дымковская игрушка. Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой «Свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Е.З. Кошкина (1914 — 1993). Свистульки, 1966 г.
Государсвенный Русский музей

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами. В 1919 была создана игрушечная мастерская (с 1942 – цех в ведении товарищества «Кировский художник», с 1956 – цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения ХФ РСФСР; мастера – А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, З.Ф. Безденежных, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина).

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

Коза с козлятами, 1980 г.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства

Н. Трухина. Барыня с ребенком, 1980 г.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства

З.В. Пенкина (1897-1988).
Многодетная мать, 1961 г.
Государсвенный Русский музей

Е.И. Косс-Деньшина (1901 — 1979).
Дама с собачкой, 1971 г.
Государсвенный Русский музей

Е.И. Пенкина (1882 — 1948).
Роспись Е.И. Косс-Деньшиной (1901 — 1979).
Спорщица, 1935 г.
Государсвенный Русский музей

Н.П. Трухина (р. 1935).
Нарядня дама, 1979 г.
Государсвенный Русский музей

Е.А. Кошкина (1871-1953). Няни с детьми, 1930-е гг.
Государсвенный Русский музей

Глиняная игрушка. Кон. XIX — XX вв.
Дымковская слобода в Вятке.
Государсвенный Русский музей

А.А. Мезрина (1853 — 1938).
Пара в лодке, 1920-е гг.
Государсвенный Русский музей

А.А. Мезрина (1853 — 1938).
Танцующая пара, 1910 — 20-е гг.
Государсвенный Русский музей

А.А. Мезрина (1853 — 1938).
Корова, 1910 — 20-е гг.
Государсвенный Русский музей

А.А. Мезрина (1853 — 1938).
Олень, 1910 — 20-е гг.
Государсвенный Русский музей

Дымковская игрушка на выставке-ярмарке «Ладья. Зимняя сказка — 2012»

Колокольчики на фестивале «Русское поле», 2013 г. Автор Бушуева Софья Владимировна

Колокольчики на выставке-ярмарке «Жар-птица — 2018»

С.В. Бушуева. Колокольчик.
Коллекция О. Поповой

С.В. Бушуева. Колокольчик.
Коллекция Л. Францек

С.В. Бушуева. Колокольчик.
Коллекция Н. Степановой

Колокольчик посвящён 200 летию первого подписного
колокольчика из города Слободского
Коллекция Д. Никулина

Материал подготовила Анна Горбунова
Фото В. Леонова, О. Поповой

Народные промыслы. А. Клиентов
Популярная художественная энциклопедия

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *