Как прыгать в «резиночку»? Как прыгать в «резиночку»: «десяточки»

Резиночки (рязи) — в прошлом очень популярная девочковая игра. Вот пара фотоснимков 1970-х годов с играющими в неё детьми.

(Источник пикчи.)
Далее опишу ту информацию о ней, которую удалось восстановить, порывшись в интернете и в памяти.
Правила и участники
Нужна собственно резинка длиной метра четыре. Концы связываются.
Играют 3 или 4 человека. В первом случае один прыгает, двое остальных держат резинку. Во-втором идёт разбиение на пары. Каждая пара представляет собой мини-команду. Если одна из её участниц совершит ошибку (собьётся, не сможет перепрыгнуть в нужное положение и т.п.), то вторая может её выручить, отпрыгав комбинацию за неё.
Пример 1: №1 прыгнула неудачно, №2 отпрыгивает дважды: за себя и за неё. Если ошибок нет, пара переходит к следующему номеру программы. В случае же фейла пары меняются местами. Пример 2: №1 отпрыгала верно, №2 ошиблась, №1 выручает, далее всё аналогично.
После следующей рокировки команда продолжает прыгать всегда с того места (комбинации и уровня), на котором произошёл сбой.
При игре по трое участницы меняются по очереди, как только прыгающая ошибётся. Возможна игра и всего с двумя участницами, если найден столбик, за который можно зацепить резинку, но это уже не так увлекательно. Были игры и в большем составе, скажем, могло быть три по очереди сменяющихся пары, но в таком случае приходилось долго ждать очереди.
Обувь: в принципе, любая удобная. Некоторое преимущество дают туфли с острыми носками, т.к. ими резинку подцепить легче, что особенно актуально в «узких» (см. далее).
Уровни

  • стандартные:
    первые — по щиколотку
    вторые — по колено
    третьи — по бёдра («по попу»)
    четвертые — по талию
    пятые — по подмышки
    шестые — по шею (резинка поддерживалась также руками)
  • экзотика:
    нулевые — на подошве
    седьмые — резинка держалась руками на уровне ушей
    восьмые — на уровне макушки

Начинали прыгать комбинацию с 1-х, затем поднимали резинку на 2-й уровень, на 3-й и т.д. На каком уровне остановиться, договаривались в зависимости от сложности комбинации. Как правило, ограничивались где-то 4-мя или 5-ю. После достижения высшего уровня переходили к следующей комбинации.
Что именно прыгалось
Здесь термин «комбинация» используется в каком-то другом значении, но будем использовать картинку для иллюстрирования положений ног.
(Источник пикчи.)
Простые: для иллюстрирования этой комбинации будем использовать 4-й рисунок в 1-м ряду. Находимся сбоку слева от протянутой резинки —> перепрыг в положение, обозначенное чёрными следами —> перепрыг в положение, обозначенное белыми следами —> «вылетаем» (т.е. выпрыгиваем в сторону от резинки). С них игру обычно начинали. См. также илл. на http://www.kis-brys.ru/t/337/l/0.
Узкие: 1, 2 уровни — резинка держится на одной ноге, 3 уровень — на пальце, 4 уровень и выше — в кулаке. Как правило, шли по порядку за «простыми». Были просто «узкие» (по смыслу «узкие простые», т.к. последовательность прыжков полностью аналогична «простым»), а были версии «узкие трёши» (см. опять-таки далее), «узкие по-двенадцати» и т.д. В случае некоторых сложных комбинаций допускалось держать резинку в кулаке и на 3-м уровне, впрочем, это уже было неканонично.

1-е узкие.
(Источник пикчи.)
Платочек: так эта комбинация называется в описании на http://www.kis-brys.ru/t/337/l/0. По моим воспоминаниям, у нас это называлось «конвертиком», но буду использовать данное название, чтобы не создавать терминологической путаницы.
Цепляем одну резиночку одной ногой, переносим её за вторую (получается конвертик, но одной ногой), подпрыгиваем и поворачиваемся на 1800, не отпуская резиночку, дальше прыгаем — освобождаемся от резинки и приземляемся так, чтобы ноги были с двух сторон от первой резиночки.

Пешеходы. На той же странице называемые также «бегунчиками» и «рельсами».
Подпрыгиваем, наступаем одновременно — по одной ноге на одну «резиночку», подпрыгиваем, меняем ноги местами — так 4 раза (можно приговаривать «пе-ше-хо-ды»), выпрыгиваем с другой стороны резиночки.

На той странице есть и ещё ряд описаний.
Трёши: также были популярны, информация о них приведена на http://www.kis-brys.ru/t/386/l/0.
Простые трёшки
…Суть в том, что один набор действий нужно проделать, подпрыгивая каждый раз на месте — сначала 3 раза, потом 2, потом по одному. Начнём? 😉

на месте: 1-2-3 между: 1-2-3 посередине: 1-2-3 между: 1-2-3

Дальше в прыжке поворачиваемся другим боком и продолжаем, подпрыгивая всего два раза:

на меcте: 1-2 между: 1-2 посередине: 1-2 между: 1-2

Опять в прыжке поворачиваемся другим боком (тут главное не закружиться и не ошибиться в количестве прыжков) и прыгаем только раз-раз-раз-раз.

Как и в случае «узких», существовали версии и для других комбинаций.
Трёшки-платочек
То же самое, что и обычный «платочек», только с добавлением трёшек. Так как в платочке всё непросто и придётся повертеться, да ещё и не запутаться в количестве прыжков — очень и очень многие не осиливают до конца упражнение 😉

на месте: 1-2-3 переносим резинку: 1-2-3 поворачиваемся на 1800: 1-2-3 подпрыгиваем, приземляемся: 1-2-3

1-2 1-2 1-2 1-2

раз раз раз раз

Не-помню-как-называется: подцепить резинку одной ногой, чтоб образовался перекрёст, как на 2-й картинке для «платочка». Затем перепрыгнуть в положение, когда обе ноги в центре перекрестья, развернуться на 1800, выпрыгнуть одной ногой наружу. Затем «вылететь».
По-двенадцати: дюжина комбинаций, исполняемых по порядку. В каждой из них некоторая последовательность прыжков повторялась соответствующее номеру комбинации число раз. Переход на новый уровень совершался по исполнении всех 12-ти комбинаций, так что выше 2-го дойти, как правило, не успевали. «На-резинку, за-резинку, в-серединку, за-резинку, крестик, в-серединку, вылетай» (и так N раз) — возможно, одна из них, до сих пор сидящая в голове («крестиками» назывались положения, нарисованные в центре 2-го ряда большой схемы). 11-е «двенадцатые», если память не изменяет, были аналогичны «пешеходам», но содержали, понятное дело, 11 наступаний. Интернет говорит, что также существовали «десяточки», по-видимому, с аналогичными правилами.

О! Это была супермега игра! И были настоящие профи во всех уровнях мастерства. Уровни были такие:

Бегунчики (пешеходы, рельсы), Ступеньки, Бантик, Конфета (конвертик), Кораблик, Платочек

Прыгали день напролет в любом удобном и не очень месте – школьные коридоры во время переменок, площадки во дворе, любой более-менее ровный участок земли, асфальта, квартиры.

И вот ..добрые люди составили нечто вроде пособия по прохождению всех уровней этой самой игры. Хочу сознаться, что в детстве мне удалось освоить только самый первый уровень. И этот комплекс “неумехи ” сопровождал меня всю жизнь:)

О.Ш-К.

Конечно, большой проблемой было достать эту самую заветную резиночку – в магазине не так-то просто было ее найти. Поэтому были и “ветеранские” резиночки – жутко растянутые или все в узелках, и резиночки, полностью связанные из разных кусочков-остатков… И конечно весь двор мечтал о новой длинной резинке. Если кто-то становился счастливым обладателем таковой – во дворе не было отбоя от желающих прыгать.

Для игры нужно 3-4 участника и та самая резиночка длиной не меньше 4 метров.

Можно было играть и вдвоем и даже одному (в этом случае резинка обычно разрезалась и одним или двумя из участников, держащих резиночку, становилось дерево или столб). Можно было играть и компанией больше 4 человек, но в таком случае кому-то придется ждать.

Правила игры в резиночку:

Два игрока становятся “в резиночку”. Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) – по очереди на всех уровнях. У нас обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня – так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому – все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись (об этом напишу ниже).

Если игра идет втроем: как только прыгающий ошибается (сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку и т.п.) – он становится “в резиночку”, и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если игра идет вчетвером: когда игрок сбился, его может выручить партнер по команде. Когда и он сбивается, пары меняются местами (сбившаяся команда становится “в резиночку”). Продолжают прыгать команды всегда с того места, где они в последний раз сбились.

Уровни игры в резиночку:

– первые – когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
– вторые – резиночка на уровне колен
– третьи – резинка на уровне бедер (“под попой”)
– четвертые – резинка на уровне пояса
– пятые – резинка на уровне груди
– шестые – резинка на уровне шеи
– и даже седьмые – резинка держалась руками на уровне ушей.

Любимая игра нашего детства

Особая популярность пришлась на конец 80-х годов ХХ века. Как прыгать в резиночку, знали практически все школьницы. Они играли на переменках, во дворах после уроков, дома — везде, где было достаточно места.

Мальчишки иногда также прыгали. Но так как это получалось у них намного хуже, они предпочитали подглядывать за девочками, умудряющимися ловко преодолевать все сложности сей забавы. Почему сложности? Не будем на данном этапе лезть в дебри и обсуждать правила игры (об этом поговорим чуть ниже), заметим только, что школьницы носили платьица… Приходилось придерживать подолы формы, из-за чего координация нарушалась. Поэтому прыгать было не очень удобно.

Ну а после занятий «опытные» игроки находились уже в полной «боевой готовности». Девчонки знали, как прыгать в резиночку так, чтобы было удобно. Они облачались в шорты или бриджи, чтобы играть на высоких уровнях, собирали волосы в пучки или заплетали в косы, надевали обувь без пряжек и бантиков. В противном случае эти элементы постоянно цеплялись за резинку. Некоторые девочки и вовсе прыгали босиком.

Однако полдела — знать правила. Прыгать в резиночки могли не все. Главной проблемой являлся, казалось бы, сущий пустяк. Найти длинную резинку было очень сложно. Иногда её даже собирали по кусочкам, связывая между собой несколько и старых, и хороших частей. Длина «инвентаря» должна составлять не менее трёх метров, иначе «держащие» нередко страдали от случайных ударов ногой прыгающего.

Принцип игры

Итак, в чём же суть данного развлечения? Для игры две девчонки связывают резинку, становятся друг напротив друга, надевают её на ноги на уровне щиколоток так, чтобы она хорошо растянулась. В результате, расстояние между «держащими» составляет около двух метров. Третий игрок прыгает. Самое главное — не «заронить» при игре. Так называются разнообразные осечки – запутывание в резиночке, неправильно выполненное движение, зацепка, или так называемая выскользка. «Заронившая» девочка меняется местами с одной из «держащих». И так продолжается в порядке очереди.

Как прыгать на резинке: правила

Для игры нужен отрезок резинки длиной 2-4 метра. Участников должно быть не менее трех. Резиночка связывается и образует замкнутый контур. Она растягивается на ногах двоих участников, а третий начинает игру. В процессе резиночку поднимают на ногах все выше и выше, усложняя таким образом уровень прыжков от самого простого в районе щиколотки до самого сложного – на поясе. Если игрок правильно выполняет все упражнения на предыдущем уровне, он повторяет их на следующем. А если играющий ошибается или сбивается, то ход получает следующий игрок, а предыдущий отправляется держать резиночку.

Также существует вариант, когда в резиночку играют не втроем, вчетвером, парами. Тогда партнер может начать выполнять упражнения вместо того, кто допустил ошибку. Сами упражнения и их последовательность в различных вариациях «резиночек» могут быть разными.

Правила и схемы прыжков также могут меняться. Обычно все начинает тот, что первый скажет «Правила наши». И дальше детки уже могут проявить всю свою фантазию, вредность и желание победить. Правила обычно сводятся к следующему:

  • Зацепки могут считаться стратой или не считаться. Это касается обуви – резиночка может цепляться за ее ремни, закрепки и так далее. Отсюда и следующее правило: если зацепки считаются, то обувь можно снимать или не снимать.
  • Выскользки считаются или не считаются. Выскользка – это когда играющий в упражнениях наступает на резинку, но в последний момент она выскальзывает из-под стопы.
  • Резинку можно останавливать или не останавливать: она может двигаться из-за ветра, мешая выполнять упражнение. Обычно у детей это называется «море останавливать».
  • «Горячие» земля и/или люди. Это значит, что когда играющий падает, он не может задевать землю и/или людей с целью удержаться.
  • Можно или нельзя «жильдить» – мешать играющему, хитрить, отвлекать его, дергать резинку. Эти приемы могут использоваться, когда нужно решить, имела ли место быть ошибка. Фраза «жильда докажет» означает, что упражнение можно «перепрыгать».

Не забудьте купить резиночку 🙂

Теперь рассмотрим, как можно прыгать в резиночку, используя популярные схемы упражнений.

«Березка».

Исходное положение – стоя боком к резиночке. Сначала нужно перепрыгнуть через одну половинку, а затем через вторую так, чтобы резиночка осталась между ногами. Это действие нужно повторить столько раз, сколько лет игроку. Затем нужно выпрыгнуть за резинку.

«Пешеходы».

Исходное положение – стоя к резиночке лицом. Прыгать на резиночку нужно так, чтоб каждая половинка ее была прижата ногой к земле, а после сменить ноги.

«Ступеньки».

Исходная позиция – стоя лицом к резиночке. Прыгаем на ее ближайшую половину так, чтоб одна нога была под ней, а другая прижала ее к земле. Затем нужно перепрыгнуть на вторую половинку резиночки, сменив положение ног. Затем нужно выпрыгнуть с резиночки и повторить упражнение в другую сторону.

«Бантик».

Нужно встать к резиночке лицом. Прыгнуть на ближнюю ее половину так, чтоб одна нога располагалась ниже нее, а другая прижимала ее к земле. Не отпуская резинку, прыгните на вторую половину, чтобы ноги располагались симметрично. Затем нужно выпрыгнуть за пределы резиночки.

«Платочек».

Встать лицом к резиночке. Прыгнуть на ее дальнюю половинку, прижав ее двумя ногами к земле. Половина, которая находится ближе, должна при этом цепляться за ноги. Затем нужно выпрыгнуть за пределы резиночки. Существует другой вариант, в котором нужно не напрыгуть, а перепрыгнуть через ее дальнюю половину.

«Конфетка».

Исходная позиция – внутри резиночки, которая перекручена, будто конфета. Подпрыгнуть, дав резинке раскрутиться и приземлиться ногами на две ее половины.

«Конвертик» (либо «Конфета»).

Встать боком к резинке. Прыгнуть двумя ногами сразу за ее дальнюю часть, зацепив ближнюю в прыжке. Затем подпрыгните, освободитесь и одновременно наступите на две резинки. Выпрыгните.

«Кораблик» («лодочка»).

Начинать нужно так же, как и в предыдущем упражнении. Однако при подпрыгивании наступать на резинку не нужно – ее половины должны оказаться между ног. Затем перекрестите резинки вначале в одну, а после в другую сторону. Резинка снова должна располагаться между ног. Затем нужно совершить выпрыгивание.

«Фиалка».

Игроку нужно встать лицом к одному из держащих резиночку так, чтоб две ее части располагались между ног. Затем он подпрыгивает и пятками наступает на ближайшие резиночки. Число повторений такое, как возраст игрока.

«Карандаш».

Нужно прыгать на одной ноге, как при обычном прыжке.

«Косынка».

Одной ногой надо приподнять ближнюю резиночку и перенести ее за дальнюю. В прыжке повернуться на 180 градусов, не отпуская резинку (вторая нога должна располагаться за дальней резиночкой). Нужно выпрыгнуть так, чтобы первая, близкая резинка, располагалась между ногами.

«Иголочка».

Резинка должна оставаться на одной ноге держателей. Упражнение же включает в себя две части:

  • Исходное положение – к резинке лицом. Ногой нужно оттянуть к себе дальнюю резиночку так, чтоб она очутилась перед ближней, наступить на нее двумя ногами. Затем игрок подпрыгивает, отпуская резинку, и приземлиться на ближнюю резинку двумя ногами, не задевая при этом дальнюю.
  • Исходное положение – лицом к резиночке. Ногой нужно оттянуть дальнюю резинку, чтоб она расположилась перед ближней, наступить на нее двумя ногами. Теперь нужно подпрыгнуть, отпустить резинку и приземлиться одновременно ближнюю и дальнюю резиночку двумя ногами вместе.

«Трешки».

Поочередно проделывается каждое из действий, при этом, каждый раз нужно подпрыгивать на месте: вначале три раза, потом два, потом по одному. Встаньте к резинке боком, три раза подпрыгните на месте, после в первый прыжок одну ногу перенесите на ближнюю резинку (на месте три раза), потом перенесите и другую, чтоб в итоге две ноги оказались между резинками. Тоже подпрыгнуть три раза на месте, затем перенести одну ногу теперь за дальнюю резинку (1-2-3 прыжка). Далее в прыжке нужно повернуться другой стороной и продолжить то же самое, подпрыгивая уже два раза. Затем в прыжке опять нужно повернуться другой стороной и прыгнуть только раз. При этом важно не запутаться при повороте и не ошибиться в подсчете прыжков. Прыгаем в конце только один раз.

Существуют также сложные «трешки» или «трешки-косынка». Делается как «косынка», но с добавлением принципа «Трешек».

«Ленинградские».

Суть в том, что каждый прыжок должен сопровождаться проговариванием слога «ле», «нин», «град», «ски», «е».

«Московские».

Схожи с «ленинградскими». Разницу можно увидеть на схемах.

«Десяточки».

Суть «десяток» в том, что набор определенных упражнений повторяется несколько раз. К примеру, вначале делается десять обычных прыжков, затем девять косых, восемь «иголочек», семь «фиалок», шесть «березок», пять «косынок», четыре «конфеты», три «карандаша», два «бантика» и один «пешеход». Упражнения могут быть и другими, суть именно в начале с десяти раз.

Существует огромное количество вариаций упражнений. Могу вводиться дополнительные, к примеру, очень сложные уровни, когда резиночку натягивают на высоту подмышек или даже шеи. Освоив, как прыгать через резинку на начальных уровнях, ребенок в дальнейшем может улучшить свои навыки и фантазию, изобретая новые упражнения и усложняя их. «Резиночки» – это не только полезно для здоровья и развития малышей, но также они могут помочь детям обрести новых друзей, весело и приятно провести время, почувствовать себя в роли лидера.

Предлагаем посмотреть видео с прыжками через резинку.

Что такое «экзамен»?

Как прыгать в резиночку, предельно ясно. Остаётся разобраться только с тем, что такое «экзамен». Сдаётся он после каждых пропрыганных «ноликов».

Для начала необходимо поставить между резинками правую ногу. Затем – убрать. Далее девочке нужно прыгнуть на одну из резинок и спрыгнуть, повернувшись. После того – на обе. Снова спрыгиваем. Резинка цепляется ногой и ставится справа. Затем убирается. Дальше ещё один прыжок на одну резинку, поворот и следующие упражнения:

  1. Левая нога слева, правая в середине; прыжок на левую резинку.
  2. Повтор и спрыгивание.
  3. Правая нога на ближней резинке, после чего она убирается.
  4. Выполнение «двоечек», «однушек» и «ноликов».

«Заронив» на обычной игре, придётся начать с того упражнения, на котором была осечка. Если же это произошло на «экзамене», его придётся начать снова.

Узнав, как раньше прыгали в резиночку, как это было весело и занимательно, современные девчонки могли бы с лёгкостью возобновить эту старинную традицию.

Положения ног

Есть и другие варианты игры. Разные положения ног, умножение на два, на три и т. д. При выполнении каждого упражнения позволяют немного разнообразить привычные прыжки. «Морковка», «речка», «тропинка» — всё эти позиции до боли знакомы опытным игрокам. Что же это такое?

При положении «морковка» одна из девочек держит резинку только одной ногой. Таким образом, получается треугольник, похожий на морковку.

В положении «речка» ноги «держащих» ставятся как можно шире, а при «тропинке», наоборот, сдвигаются.

«Косынка» ещё больше усложняет игру. При этом одна «держащая» поднимает резинку до колен, вторая – оставляет её на уровне щиколоток, а прыгающая девочка выполняет упражнения, находясь к первой спиной.

Как прыгать в “Резиночки” на руках?

Ребенка также может заинтересовать разновидность игры в “Резиночку” на руках. В этом случае применяется шерстяная нить длиной около 1-1,5 метра, завязанная в кольцо. Также подойдет небольшая резинка на подобии банковской.

Ее натягивают между пальцами. Это компактный вариант игры, который можно использовать на переменах в школе, в очереди к доктору, дома или в любом другом замкнутом пространстве. Суть состоит в следующем: нужно запутать резинку так, чтобы получилась определенная фигура.

Играть можно одному либо в компании. В последнем случае участнику говорят, что сделать из нити. Иногда для создания фигуры требуется помощь второго игрока. Для составления узоров используют перехлесты, зажимы, петли.

Игра в резиночку на руках тренирует щипковый захват, мелкую моторику, развивает воображение, пространственное мышление. Чтобы сделать петлю, необходимо пальцем зажать резинку, а затем провести ее вниз и в стороны.

Меняя направление нити, фиксируя ее средним, указательным пальцами, мизинцем в разных участках, можно создавать интересные фигуры. Усложненный вариант “Резиночки” на руках заключается в том, чтобы из имеющегося рисунка сделать какой-нибудь другой узор. Такая игра будет интересна и полезна не только девочкам, но и мальчикам.

На сколько человек рассчитана игра?

“Резиночка” – это игра для девочек, возрастом от 5 до 15 лет. Она хорошо тренирует крупную моторику, навыки счета, улучшает координацию движений. Ребенок становится более ловким, выносливым.

Этот тип игры способствует развитию командного и соревновательного духа. Суть заключается в совершении прыжков в определенном количестве и последовательности.

Для игры требуется отрезок резинки либо веревки длиной около 2-4 метров. Его натягивают ногами попарно таким образом, чтобы образовалось две параллельные линии.

В “Резиночку” обычно играет три человека: два ребенка держат веревку, закрепляя ее на ногах, а третий выполняет прыжки. Участников может быть и больше: 4, 5, 6. В этом случае партнер начинает выполнять упражнения вместо того человека, который допустил ошибку.

Можно играть вдвоем либо в одиночку. Но тогда потребуется дерево либо столб для растягивания резинки.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *