Как перевести ребенка в другой класс

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) “Об образовании в Российской Федерации” (статья № 44, п. 3 (1 и 5)) говорится о том, что мамы и папы имеют право на защиту прав несовершеннолетних обучающихся, а для этого, пока ребенок проходит обучение в школе, выбирать, учитывая его мнение, форму обучения, школу, дополнительные учебные предметы. Поэтому родители имеют право при наличии серьезных причин подать директору школы заявление о переводе ребенка в другой класс. Обязанность руководства общеобразовательной организации – с вниманием отнестись к такой просьбе, разобраться в ее причинах и вынести правильное решение, обеспечивающее несовершеннолетнему обучающемуся комфортное пребывание в школе.

Причины перевода

Причины перевести ребенка в другой класс могут быть самые разнообразные:

  • несложившиеся взаимоотношения с другими учениками;
  • трудности в освоении образовательной программы;
  • сложности взаимоотношений с классным руководителем или с кем-то из педагогов.

Родители нередко считают, что учитель неправильно относится к их ребенку на уроке:

  • некорректно оценивает знания;
  • предъявляет завышенные требования;
  • уделяет недостаточно внимания и др.

В этом случае нужно разобраться в ситуации и не торопиться с выводами, ведь перевод ученика в другой класс может не принести никаких желаемых результатов. Во-первых, достаточно часто ученик сам не желает старательно заниматься, а дома «прикрывает» свою неуспеваемость жалобами на «равнодушного» учителя. Во-вторых, учителя могут быть абсолютно равны по опыту, знаниям, уровню требований к ученикам, и тогда в результате перевода ситуация кардинально не изменится.

В 9-11 кл., где обучающиеся осваивают программу по профильным предметам, причина перевода ребенка в другой класс может заключаться в желании подростка выбрать другой профиль подготовки: например, не социально-экономический, а естественнонаучный, гуманитарный или физико-математический. В данном случае для перевода потребуется не только написать заявление на имя директора и убедить администрацию школы, что просьба о переводе обдуманная и серьезная, но и пройти испытания (тестирование, собеседование, контрольная работа и др.), показывающие, что выбранный профиль ученик сможет освоить.

Почему перевести ребенка в другой класс — это проблема

Кажется, чего проще директору: взять и перевести ученика в другой коллектив. Почему администрация школы противится таким просьбам:

  1. Подбор учителей — это обязанность школы. Переводя ученика от одного учителя к другому, директор признает, что с педсоставом есть определенные проблемы.
  2. Чтобы перевести ученика, придется потратить и время, и силы. Надо поговорить с учителями, приложить усилия, чтобы решить проблему мирно.
  3. Перевод ученика из одного класса в другой, к другому учителю не всегда дает положительный результат. Поэтому изначально руководство задумывается о том, стоит ли игра свеч.

Родителям не дают возможность выбирать учителя, этим занимается руководство школы. Тем не менее, в законе об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 есть золотые слова о том, что все вправе рассчитывать на качественное образование, и у родителей, как законных представителей ребенка, есть возможность высказывать собственные пожелания к образовательному процессу. Поэтому если проблема есть, пишите заявление о переводе.

Сложности во взаимоотношениях с одноклассниками

Чаще всего решение о переводе ребенка в другой класс или школу приходит в голову родителям, но иногда инициатором перевода может выступать сам ученик. Если инициатива исходит от ученика, нужно с ним серьезно поговорить с целью выяснения истинных мотивов такой просьбы. Может быть выявлена серьезная причина перевода в другой класс: например, ребенка обижают одноклассники (унижают его достоинство, угрожают, вымогают деньги, применяют физическую силу, оскорбляют, беспричинно игнорируют, отказываются сидеть с ним на одной парте, работать в паре или группе). Эта ситуация очень серьезная: часто виной такого отношения одноклассников является вызывающее или безнравственное поведение ребенка, реже – его индивидуальные особенности (физические отклонения, психические нарушения, специфические проявления характера, религиозные предпочтения и др.). Если ученику удалось настроить против себя всех одноклассников (например, он ябеда или сам оскорбляет или обижает других детей), то потребуется консультация психолога, который выяснит причины такого поведения. Веские основания перевода в другой класс – это обнаруженные в детском коллективе проявления дискриминации и психологического насилия. В таком случае нужно принимать меры немедленно и в отношении защиты личности ребенка, и в отношении коррекции поведения его одноклассников.

Сложности в освоении программы

Достаточно часто ребенка переводят в другой класс потому, что он не справляется с программой или, наоборот, она оказывается для него слишком простой.

Общеобразовательная организация имеет право выбора программы, по которой будут заниматься обучающиеся. Например, на уровне начальной школы дети могут обучаться по различным программам, имеющим отличия в общих концептуальных подходах к построению курсов дисциплин, их содержанию и предполагаемой методике работы:

  • «Школа России»;
  • «Планета знаний»;
  • «Перспектива»;
  • «Начальная школа 21 века»;
  • РИТМ;
  • система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.

Зачастую ребенка переводят в другой класс, если он не справляется с выбранной программой. Все названные программы, а также соответствующие им предметные линии учебников и учебно-методические комплекты (УМК) рекомендованы Министерством образования и науки РФ, но каждая имеет свою специфику, например, рекомендована для детей, хорошо подготовленных к школе (умеющих читать и др.)
Также и в 5-9 кл. существует несколько программ по русскому языку (под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и др.), по литературе, по иностранному языку, по математике и др. Учителя школы совместно с администрацией выбирают программу по каждому предмету. Иногда параллельные классы обучаются по разным программам (например, в гимназиях и лицеях может быть использована программа углубленного изучения предмета), также различные программы могут использоваться в процессе профильного обучения.

Если родители и педагоги считают, что их сыну или дочери сложно, или слишком легко дается определенная образовательная программа, то можно перевести ребенка в другой класс, и такой перевод будет вполне обоснован. При этом нужно иметь в виду, что содержание разных программ может не совпадать (определенные темы изучаются в разных четвертях), и придется самостоятельно ликвидировать пробелы и «догонять» одноклассников.

Важно! Перевод в другой класс без согласия родителей несовершеннолетнего обучающегося противоречит содержанию «Закона об образовании в Российской Федерации» и поэтому является незаконным.

Перевод в другой класс: «за» и «против»

Перевод ребенка в другой класс организуется исключительно с благими целями. Но при этом нужно понимать, что могут возникнуть временные или постоянные сложности разного характера (таблица).

Положительные факторы Отрицательные факторы
реализация способностей к обучению в соответствии с индивидуальными потребностями трудности перехода на другую программу обучения (потребность в дополнительных занятиях или консультациях)
создание комфортных психологических условий для обучения сложность адаптации в новом детском коллективе
достижение максимально возможного образовательного результата необходимость привыкать к требованиям незнакомых педагогов

Прежде чем решить, переводить ли ребенка в другой класс, нужно взвесить все положительные и отрицательные стороны этого шага и действовать исключительно в интересах человека и его будущего.

Причины отказа в переводе

Часто расстроенные родители сообщают друг другу, что им отказали в переводе в другой класс. Первая и главная причина отказа в переводе ребенка – это отсутствие места. По нормам, установленным «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН, утв. 29.12.2010 г.), наполняемость класса не должна быть более 25 человек. Администрация и директор школы не хотят переводить в другой класс, если для этого нет серьезных оснований, ведь перевод приведет к увеличению количества учеников, что скажется на качестве и результатах образовательного процесса.

Прежде чем начинать хлопотать по поводу перевода ребенка, следует выяснить, есть ли в классе, в который запланирован перевод ребенка, вакантные места, и разобраться, возможен ли перевод в принципе.

Вторая причина отказа в переводе ребенка в другой класс – это подача заявления в середине четверти или триместра, требующая переоформления большого количества документации и поэтому нуждающаяся в очень серьезном обосновании.

Внимание! На официальном сайте каждой школы есть страница «Сведения об образовательной организации», на которой размещается информация о наличии вакантных мест для приема (перевода).

Перевод в другой класс: действия родителей

Рассмотрим пошагово, как переводят в другой класс. Первое действие – это разговор с ребенком. Второе – беседа с классным руководителем и другими педагогами. Третье – подача заявления на имя директора. Директор принимает решение после проведения следующих мероприятий:

  • личная беседа с родителями;
  • обсуждение вопроса на заседании педагогического совета или совещании с классным руководителем, завучем и психологом;
  • проведение необходимых академических испытаний, если рассматривается перевод в классный коллектив с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

После положительного ответа администрации школы издается приказ о переводе в другой класс данного ученика.

Удобнее и разумнее осуществлять перевод ребенка по окончании четверти, триместра или учебного года. Идеальный вариант – перевод в конце года, позволяющий избежать психологического стресса и облегчить адаптацию школьника в новом коллективе. Важно понимать, как перевести ребенка в другой класс, не нанеся ему психологической травмы и не привлекая к нему повышенного внимания бывших и будущих одноклассников и педагогического коллектива.

«Хочу перевести ребенка в другой класс!» – такое решение должно быть взвешенным, обдуманным и обязательно согласованным с самим школьником. Самое важное – чтобы после перевода ребенок испытывал удовольствие от учебы и в наибольшей степени реализовывал свои способности и таланты.

Перед любыми изменениями миграции в профиле обучающегося необходимо убедиться, что пользователь хотя бы раз зашёл в Систему, а также зафиксировать его логин и ФИО, указанные в Системе.

С профилем обучающегося в Системе можно осуществлять следующие операции:

  • перевести в другой класс в рамках параллели;
  • перевести в следующий класс в конце года;
  • исключить профиль из образовательной организации;
  • восстановить профиль из архива.

Все эти действия влияют на миграцию пользователя.

Важно, чтобы каждый обучающийся зашёл на свой профиль минимум один раз (то есть зарегистрировался в Системе).

Перевод обучающегося в другой класс

Существует 2 типа перевода:

  • Перевод типом «Действительный» означает, что обучающийся перешёл из одного класса в другой (например, из 5-а в 5-б). В таком случае необходимо выставить фактическую дату перевода.
  • Перевод типом «Вследствие ошибки» означает, что обучающийся был добавлен в класс случайно и его необходимо перевести в корректный класс. Дата исключения не требуется.

Исключение обучающегося из образовательной организации

Существует 2 типа исключения:

  • Исключение типом «Действительный» означает, что обучающийся выбыл из организации указанной датой. В таком случае необходимо выставить фактическую дату исключения.
  • Исключение типом «Вследствие ошибки» означает, что пользователь никогда не обучался в организации и профиль создан ошибочно. Дата исключения не требуется. При данном типе исключения вся информация и оценки обучающегося удаляются из Системы. Восстановить все данные можно, если обучающийся хотя бы раз заходил в Систему. Для этого необходимо знать его логин и добавить его в организацию как «Существующий пользователь в Системе».

Восстановление обучающегося из архива

Существует 2 типа восстановления:

  • Восстановление из архива типом «Действительный» означает, что обучающийся выбыл из организации, а затем вернулся обратно в эту же образовательную организацию. В таком случае необходимо выставить фактическую дату прибытия в организацию.
  • Восстановление из архива типом «Вследствие ошибки» означает, что обучающийся не покидал организацию, а был исключён из нее по ошибке. В таком случае необходимо выставить фактическую дату прибытия в корректный класс.

При многократном некорректном исключении и восстановлении пользователя администраторы могут столкнуться со следующим видом миграции:

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *