Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево «Времена года»

Не так уж и просто объяснить малышу характерные особенности времен года. Взрослым такие понятия кажутся простыми и естественными, а вот маленькому ребенку эти вещи непонятны. Ведь их невозможно потрогать, попробовать на вкус, нет возможности пощупать. Единственный выход – это обучение временам года с помощью ассоциаций. Уже с двухлетнего возраста ребенка следует знакомить с такими понятиями, как холод – тепло, солнце – дождь, снег – трава и т. д. А уже с 4 лет ребенок сам сможет выстраивать ассоциации, подмечать характерные признаки времен года. Именно в этом возрасте будет полезным закрепление полученных знаний в игровой форме. Для этого как нельзя лучше подойдут всевозможные дидактические игры и наглядные пособия.

На прилавках книжных магазинов и интернете можно найти всевозможные карточки и учебные пособия, позволяющие в доступной форме закрепить знания по временам года, объяснить малышу многие явления природы. Но ведь ребенку будет гораздо интереснее играть и заниматься с тем дидактическим материалом, который предназначен именно ему. Поэтому лучше всего сделать такую развивающую игрушку с учетом всех детских предпочтений своими руками.

В статье вы можете ознакомиться с несколькими мастер-классами различной степени сложности по изготовлению дерева «Времена года». С такой поделкой можно в игровой форме объяснить юному гению многие природные закономерности, признаки той или иной поры года, а также выучить названия сезонов и месяцев. Не только во время игры с готовой игрушкой, но и во время совместной работы можно (и нужно!) рассказать ребенку о погодных явлениях и приметах, объяснить, что происходит в каждое время года, какая стоит погода. Только тогда малыш полностью почувствует и ярко представит себе полную картину сезона.

Если правильно, то это не развивающая игра, а развивающее пособие (для тех, кто проходил тренинг «Развивающая среда дома» разница понятна.

Одним из самых “говорящих” объектов при изучении времен года является дерево. Давайте сделаем такое дерево, которое расскажет ребенку о всех четырех временах года.

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»

Мы вырезаем четыре одинаковых заготовки дерева из картона. Далее из вспененного полимера вырезаем круг и разрезаем его на 4 части-это для того, чтобы наше дерево встало на основу. Само основание-это диск, как видите.

Четыре деревца склеиваем между собой так, как вы видите на пособии. и на каждой стороне рисуем признаки каждого времени года. Делайте это вместе с ребенком, проговаривая каждый признак, загадывая загадки, читая стихи.

На землю у дерева можно тоже что-то разместить: осенью-грибок, летом-цветы и травку, весной-ручеек из голубого шнурочка между сугробами (даже и слепить можно), а зимой белого зайку и мишку под снегом из ватки.

Кстати, я убедилась, что дерево делать для изучения времен года более разумно, чем обычный, всем привычный круг. Запоминается лучше и нет путаницы с часами. Для Развивающего плаката «Чудо-Чадо»© мы с детьми делаем именно дерево.

Для тех, кто сам решил сделать такое дерево, даю выкройку, ну а для тех, кто желает полноценно позаниматься-вот Тематическая неделя «В гости к дереву» в рамках темы 3 Программы Чудо-Чадо «Времена года».

В статье упоминаются:

Тренинг «Развивающая среда дома»

Необходимые инструменты

Чтобы сделать обучающую игрушку «Дерево с временами года», вам понадобятся вполне доступные материалы и инструменты, которые можно найти в любом доме:

  • картон (можно использовать картонные коробки);
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • краски (гуашь) и кисти;
  • фигурки животных и птиц, искусственные цветы и зелень.

Пошаговое описание работы

  1. Из газетной бумаги вырежьте шаблон кроны дерева. Размеры выбирайте сами. Если игрушка предназначена для индивидуального пользования, то высота будущего деревца может быть не больше 40 см. А вот для поделки в детский сад лучше сделать макет побольше (50-60 см).
  2. Обведите шаблон на картоне и вырежьте 2 одинаковые детали.
  3. Сделайте прорези, как показано на фото, и вставьте детали в получившиеся отверстия. В итоге у вас должна получиться объемная фигура.

  1. Проклейте места стыка (можно воспользоваться клеевым пистолетом)
  2. Чтобы края поделки выглядели аккуратно и ровно, обклейте их небольшими кусочками белой бумаги.
  3. Чтобы сымитировать ветки и листву дерева, обклейте крону с каждой из сторон тонкой помятой бумагой (подойдут бумажные салфетки либо однотонная туалетная бумага).
  4. Когда заготовка полностью высохнет, каждую из сторон дерева покройте краской соответствующего цвета. У вас должно получиться примерно так: зима – белый или голубой; весна – салатовый (светло-зеленый), лето – ярко-зеленый, осень – оранжевый или желтый. Ствол со всех сторон покрасьте коричневым цветом.

  1. Теперь сделайте круглую подставку. Из картона вырежьте круг и обклейте бумагой.
  2. Разделите деталь на 4 равные части (секторы) и покрасьте аналогично кроне.
  3. Когда краска полностью высохнет, приклейте к основе ствол дерева. Следите за тем, чтобы цвета на основе и кроне дерева совпали.

  1. Теперь можно приступать к самому интересному – украшению и декорированию в соответствии с временами года. Для украшения «летней стороны» можно использовать фигурки декоративных яблочек, вырезанные картинки насекомых и птиц, маленькие искусственные цветы.

Для весенней стороны можно смастерить скворечник, приклеить бумажные цветочки одуванчиков.

Зимнюю сторону поделки можно украсить снежинками и фигурками Деда Мороза и Снегурочки, снеговика. Не забудьте приклеить птичек и кормушку (во время игры можно напомнить детям о проявлении заботы о животных, о том, что зимой следует кормить птиц).

Осеннюю часть деревца можно украсить цветными листочками, фигурками животных, дарами леса (грибами и ягодами).

Для украшения поделки можно использовать вырезанные плоды и листья из картона, фетра, готовые пластмассовые фигурки, маленькие игрушки из киндер сюрприза и прочие декоративные элементы. Часто дети сами предлагают варианты украшения. Позвольте им самим проявить фантазию и творческий подход в украшении сторон дерева в соответствии с определенным временем года. Вы удивитесь тому, как малыши правильно смогут расставить все элементы в соответствии сезонам.

«Дерево — времена года»: поделка из картона и бумаги

Прежде чем приступить к работе, проверьте наличие всех нужных инструментов и материалов для поделки. Основа этого дерева — картон и цветная бумага. Для картонной основы вы можете использовать пустую ненужную коробку.

Нам понадобится:

  • цветная бумага;
  • картон;
  • клей-пистоле или момент;
  • ножницы;
  • вата;
  • фломастеры.

Ознакомьтесь с подробной пошаговой инструкцией, которая поможет вам сделать эту поделку из картона и бумаги. Для того, чтобы примерно понимать, как будет выглядеть поделка, мы сделали коллаж с фотографиями каждого этапа работы. С ним вы точно не ошибетесь в творческом процессе.

  1. В первую очередь нам нужно сделать ствол дерева — основу поделки. Для этого обводим на картоне и вырезаем четыре одинаковых прямоугольника с выступающим основанием, как у колонны.
  2. Из цветной бумаги вырезаем лиственную часть дерева. Для этого выбираем цвета, соответствующие каждому сезону. В этой поделке для весны и лета был выбран зеленый, для осени — желтый, словно листья. А для зимы был выбран голубой.
  3. Теперь самая креативная часть поделки. Нужно украсить лиственные части так, чтобы сразу было понятно, какой сезон они символизируют. Спросите у ребенка, с чем ассоциируется у него тот или иной сезон. Возможно ваше дерево будет очень отличаться от того, который вы видите на картинке.
  4. Весна ассоциируется с цветами и птицами — добавьте эти атрибуты картинке. Лето богато сладкими фруктами — отразите это на вашем дереве. Осень классически характеризуют золотые листья и шишки. А вот зиму отличает белый снег, который вы можете сделать при помощи ваты.
  5. Осталось лишь склеить на дереве между собой все четыре сезона и дать клею просохнуть. Готово!

Очаровательная поделка в виде дерева помогает ребенку строить ассоциативные цепочки и соотносить времена года и его отличительные черты. Такая работа подойдет в качестве поделки в детский сад или школу на тему природы.

Больше поделок из картона и бумаги смотри в рубрике.

Изготовление пошагово

Мастер-класс выглядит примерно таким образом.

  1. Рисуем шаблон «сезонного» изделия на листе бумаге или тонком картоне (последний вариант будет лучшим для детей), а затем вырезаем. Сам чертеж можно скопировать из Сети, а можно разработать самостоятельно, если, конечно, вы в этом разбираетесь.

  2. Накладываем чертеж на фанеру (нужно сразу взять подходящий кусок с запасом по габаритам).

  3. Выпиливаем лобзиком из листа фанеры 2 запчасти (будут располагаться крест-накрест) размерами: высота примерно 0,6 метра, ширина примерно полметра.

  1. Выпиливаем круг диаметром полметра. Он будет использован в качестве подставки.

  2. Проводим шлифовку ручной машинкой или различным наждаком – сперва крупным, затем мелкой «нулевкой».

  3. Находим центр круга и сверлим отверстие и делаем прорези для крепления ствола. Первый и второй шаблон ствола должны заходить друг другу в прорези, для повышения устойчивости конструкции (пропилы делаем лобзиком). Соединяем стволовые шаблоны «зуб в зуб», а к основанию крепим еще и саморезами.

  1. Основа дерева готова. Далее берем салфетки, клей ПВА и воду, и по принципу папье-маше промазываем наше дерево.

  1. Затем гуашью украсила по временам года каждую сторону дерева, покрываем наше дерево из фанеры лаком, хорошенько просушиваем.

  2. Затем можно оформить поделку, согласно поре года, подобрав дополнительные аксессуары (к примеру, приклеив их двухсторонним скотчем). Зимой – снежинки, весной – листы и цветы, летом – бабочки, насекомые. А осенью – желтая и красная листва. В общем, есть, где творческой фантазии разгуляться! А можно сделать и дерево пожеланий из фанеры, разместив на нем записочки и фантики.

Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:

  • ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

  • расширение и обогащение словаря детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых, животных;

  • ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под — над;

  • формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, мало, один; большой, маленький;

  • игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка — меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании в сюжетно-ролевых играх.

В работе с макетом можно использовать методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Жаркая стоит погода.

Рано солнышко встает.

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Землянику поспевай,

Не ленись, да собирай (лето).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осенью).

Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я (осень).

Дел у меня немало-я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня.

Ответ (зима).

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла.

Ответ (весна).

Таким образом, используя макет «Дерево. Времена года», я решаю несколько дидактических задач:

  • развиваю наглядно – образное и словесно – логическое мышление;

  • формирую умение выделять существенные связи между предметами и явлениями природы;

  • расширяю представление о животных и насекомых, воспитываю бережное отношение к природе.

Дерево «4 сезона» из фетра

Не менее красочной и наглядной можно сделать дидактическую игрушку из фетра для индивидуальных занятий. Уникальность такой поделки заключается в том, что она полностью безопасна и экологична. Изготовленное деревце из натуральных материалов понравится любому дошкольнику. Детям будет интересно украшать крону деревца в соответствии с предложенным временем года. Также вы можете сами угадывать название сезона по соответствующим признакам.

Принцип игрушки заключается в следующем: на основу-ствол приклеиваются соответствующие детали (фрукты, цветы, снежинки, облака и цветные листочки). Дети самостоятельно должны подобрать соответствующие детали украшения деревца, которые характерны тому или иному сезону.

Дидактический материал из шаблона

Для групповых развивающих занятий можно воспользоваться уже готовым цветным шаблоном. Вам останется лишь увеличить и распечатать предложенный вариант, затем наклеить заготовку на картон и вырезать детали по контуру. Собранный макет можно использовать для занятий с дошкольниками по развитию речи и пополнению знаний об окружающей среде.

Помните, что знания, полученные во время игры, усваиваются лучше и в дальнейшем с легкостью применяются в различных жизненных ситуациях. Сделайте игру с ребенком не только интересной, но и полезной!

Мне нравится 2 Похожие посты

Лилия Курбанова
НОД по аппликации «Времена года»

непосредственно образовательной деятельности

для воспитанников подготовительной группы

Аппликация «Времена года».

Задачи:

1. Формирование умения выполнять из заготовок аппликацию на тему «Времена года»;

2. Развивать приемы логического мышления (анализ, синтез, классификация);

3. Развивать умения планировать и управлять деятельностью партнера;

4. Развивать умения планировать, оценивать, корректировать и контролировать свою деятельность;

5. Воспитывать ценностное отношение к своей деятельности.

Планируемые результаты: научится выбирать нужные фигуры, выполнять из них аппликацию на тему «Времена года».

Формируемые УУД

Личностные: смыслообразование; нравственно – эстетическое оценивание.

Познавательные: общеучебные (знаково-символические, моделирование); логические (анализ, синтез, классификация).

Коммуникативные: планирование; управление поведение партнера.

Регулятивные: целеполагание; планирование; оценка; коррекция; контроль.

Содержание мероприятия

Этапы НОД Содержание деятельности воспитателя Содержание деятельности детей

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Проблематизация содержания через анализ картины

Постановка задач совместной деятельности

-Ребята, перед началом давайте покажем свое настроение по состоянию погоды. (солнце светит — улыбнулись, пасмурно – нахмурились)

Давайте вспомним, какое время года сейчас? (поздняя осень)

А какие еще времена года вы знаете?

-Ребята вспомните, куда мы с вами ходили на экскурсию на этой неделе?

Что мы рассматривали в группах?

А в нашей группе есть календарь природы?

Для чего он нужен?

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем выполнять? (аппликацию)

— Из чего будет состоять наша аппликация?

— У каждого времени года есть свои признаки, по, которым мы их и узнаем. Мы с вами будем работать в группах.

— Как мы работаем в группах? Организация разговора-диалога, побуждающего ребенка к высказыванию собственных мыслей.

Дети называют правила работы в группах

Динамическая пауза

Но сначала мы с вами проведем игру

Я называю вам месяцы года, а вы показываете, что мы можем делать в это время?

Зимние месяцы – кататься на лыжах;

Весенние месяцы – отпускаем кораблики;

Летние месяцы – плавать;

Осенние месяцы – собираем грибы. Дети выполняют физкультминутку и настраиваются на работу.

Стимулирование детей к высказываниям

Теперь посмотрите на ваши столы, там уже лежат заготовки из цветной бумаги. Каждая группа, используя их, должна будет сделать аппликацию своего времени года. А выбрать время года вам предстоит самостоятельно.

1группа – это зима;

2 группа – это весна;

3 группа – это лето;

4 группа – это осень

— Рассмотрите, какие детали характерные для вашего времени года вам нужны?

— Что нам нужно для выполнения аппликации?

Дети выбирают для себя время года.

Подходят к столам.

Рассматривают заготовки выбирают нужные детали, характерные времени года.

Самостоятельная работа в группах.

Рефлексия

— Ребята, а как вы думаете, мы достигли целей нашего занятия?

— Все группы справились с работой?

-Ребята,я предлагаю сегодня вам сегодня оценить себя:

Красная звездочка вы справились с работой

Желтая звездочка немного не получилось.

— Вам понравилось работать вместе?

-Если бы вы работали по одному, у вас бы получились четыре времени года?

Вы сегодня постарались, мы теперь соединим все четыре времени года и у нас получился календарь природы. Я уверена, кто бы увидел ваши работы, тот человек обязательно порадуется, т. к. ваши работы получились яркие, выразительные, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку своей души.

Рефлексия своей деятельности.

оценивают степень своей успешности

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *