Методика Базарного в детском саду

Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.

В мае 14-го года на одном из интернет-каналов мы собирали программу по демографии. В качестве гостя в числе прочих приглашен Владимир Филиппович. Белоснежные волосы. Молодые глаза. Живительный хохляцкий говор. Крепкое рукопожатие. Крепость во всем облике. После съемки чай в гримерной.

– У тебя есть дети?

– Дочка, осенью в школу идет, – с гордостью отвечаю.

– Будем спасать! – жарко воскликнул В.Ф.

Я онемела.

– В 760-й школе у меня есть еще одно место, я договорюсь, это от платформы «Лось» недалеко! Сейчас май, надо срочно решать!

Продолжая цепенеть, я отметила, что незнакомый мне лично доктор решил спасать моего ребенка. Почему-то чуть ли не в Мытищах. Но, главное – спасать! Некоего ребенка, ему неизвестного. Какую-то девочку… Он был реально готов хлопотать, помогать и переживать за меня, человека, которого видел первый раз в жизни. И это потрясло меня не меньше, чем его харизма! Честное слово, не живи я на противоположном краю Москвы, я бы стопроцентно оказалась в знаменитой образцовой школе, работающей по «методике Базарного», о которой я тогда ничего не знала. И училась бы дочка за конторкой. Отдельно от мальчиков. И проходила бы «посвящение в невестушки» (традиция школы – полоролевой компонент, пестование «невестушек» и «богатырей»). Писала бы чернилами. И прочая жизненно важная красота, за которую борется Владимир Базарный уже много лет – для всех детей. Которые для него не бывают чужими. (Они вообще не бывают чужими – но мы как-то стали забывать эту присказку. И счастье, что есть Базарный, который об этом помнит и напоминает).

Честное слово, не живи я на противоположном краю Москвы, я бы стопроцентно оказалась в знаменитой образцовой школе, работающей по «методике Базарного», о которой я тогда ничего не знала

Но я жила далеко. И мы попали в школу обычную – для миллионов, а не для редких счастливцев. Едва развеялся астрово-хризантемовый морок первых дней сентября, передо мной разверзлась пропасть глубиной в 11 лет. Первый класс был только преддверием Аида.

Именно тогда я всерьез погуглила фамилию харизматичного врача (каюсь, летом было не до того). И поняла, насколько мне повезло быть с ним, пусть и шапочно, слегка, за чашкой чая, знакомой.

Работы В.Ф. стали моими настольными книгами. Разговоры с ним – еженедельным ритуалом, в котором я могла подлатать душевные раны, щедро наносимые образовательным конвейером. По ночам меня лихорадило от бездны, почти метафизической, открывшейся передо мной… Я делилась своими переживаниями с некоторыми родителями одноклассников, давала книги. Кто-то утешал меня. Кто-то предлагал выпить и снять стресс – видно, вид был неважный. (Я соглашалась). Кто-то начинал опасливо сторониться меня как человека из секты.

Тогда я впервые столкнулась с тем, что Базарный называет «косностью» – неготовностью услышать новое, идущее вразрез с твоим опытом. И тогда же впервые прочувствовала строки Пушкина, которые В.Ф. цитировал каждые полчаса (потому что актуальнее нет ничего) – «к чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь!» И тогда четко осознала – это и про меня… Тоже.

Владимир Филиппович, безусловно, из тех пассионариев, которые создают свои учения. Школы. Секты. Ведут воинов на бой. Братию – на костер. За таким пассионарием можно ехать не только на станцию «Лось»! В Коми. В Азербйджан.

Он из тех редких ученых, которые не вязнут в узкоспециальном азарте, а могут свести воедино разрозненные звенья, приоткрыть, чуть потянув, завесу – нет, не банальной «мировой закулисы», а – дальше, горазда дальше. Глубже. Страшнее.

Его линия несогласия со школой – не только в преступном неучитывании природы ребенка. Он предъявляет счет всему ходу цивилизации, всей экзистенциальной Системе, которая не дает человеку стать Человеком. Мешает, уводит в сторону, манит болотными огоньками дешевых обманок, не давая времени попробовать увидеть настоящий свет. Он готов высказать претензии мирозданию!

Оказалось (так не бывает!), он живет через дорогу от дома моих родителей в городе Сергиев Посад, то есть мы с ним почти соседи. Стадион, на котором доктор бегает каждое утро – дождь, снег, оттепель – неважно, вперед! Спорткомплекс «Луч» при стадионе. Поворот налево, на улицу Матросова (очень символично – грудью на амбразуру, за «чужих» детей). Узкая обледенелая улица (чуть вбок от главного проспекта Посада, и золотокольцового лоска как не бывало). Пятиэтажка. Квартира, полная книг. Кабинет – книги, рукописи, стопки папок от пола до потолка, с материалами для работы. Натурально – конторка. Великий Труженик.

Проблема в том, что при выработке педагогической усидчивости у ребенка стартовые энергии сдохли. И дальше – вербальная школа, то есть получение знания в обход собственного телесно-чувственного опыта

Я боюсь приходить к нему в гости. Боюсь ощутить собственную теплохладность на его фоне. Боюсь не соответствовать его высоким требованиям к званию Матери и Человека, которые приходится примерять на себя после его книг и речей. Боюсь чувства бессилия и отчаяния, которые неизменно накрывают меня после обсуждения школы. Боюсь масштаба этого человека, пусть и обаятельного. Огня. Ведь люди, как известно, как свечки – кто-то горит, а кто-то… Боюсь оказаться в роли свечки № 2.

Хотя рядом с ним трудно не запылать!

– Владимир Филиппович! Вы доктор медицинских наук, автор здоровьесберегающей методики для школ, которая единственная в нашей стране имеет все грифы всех мыслимых организаций – СанПин, Минобр, Минздрав… Ваши исследования вскрывают причины демографической катастрофы. Ваше имя известно во всем мире. Вы разработали «Школу для мам», призванную обучить женщин утраченной культуре пестования. Вы – гуру для большой группы родителей и энтузиастов. По вашей методике работают десятки школ в России. В Азербайджане она принята на государственном уровне. В России около 3000 школ, работающих на основе вашей методики!

– Их преследуют, кстати. Не аттестовывают. Давят на директоров.

– И тем не менее, школу, работающую по Вашей программе, щедро хвалил сам Путин – в эфире масса сюжетов, дальше – тишина! В чем суть вашего новаторского подхода?

– Наш подход подводит под школу новый фундамент – вместо того, что 200 лет портил детей! На трех всемирных конгрессах – Нюрнберг, Париж, Лондон, в 1904, 1908 и 1910 годах соответственно – было признано, что такие проблемы как сколиоз, близорукость, школьный зоб причиной имеют школу! Это было известно, и трагедия ХХ века в том, что ни одна из стран Европы на протяжении всего века не удосужилась заняться этим вопросом всерьез. Культ знаний! Культ интеллекта.

Начинал я в Красноярске как офтальмолог – около 6000 операций на счету! И вот я задумался – в чем причина такой эпидемии близорукости. Срыв эндокринной системы, сколиоз, близорукость, срыв детородной функции – все оттуда, со школы, и даже – с садика! Музыкальное занятие – дети сидят. Физкультура – дети сидя перебрасывают мяч. Абсурд! А результат – 100 % дошколят с нарушениями осанки. Это с тех пор как детские сады были преобразованы в образовательные учреждения. Трансформировали в 90-е годы, причем очень жестко: если заведующая не регистрировала сад как образовательное учреждение, ее увольняли! И детский сад стал домом престарелых.

Детей надо реанимировать с сада – и даже раньше, когда матери засаживают ребенка в коляски или перед телевизором – так же проще, оно не прыгает, не мешает, ничего не поцарапает. В итоге – косный согбенный стереотип.

– Может, это Ваша претензия к цивилизации вообще?

– В какой-то степени да! Ведь эта система по всему миру торжествует.

– Школа обездвиживает и лишает индивидуальности. Гегель, который был помимо прочего, директором гимназии, писал, что «Учителю приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности». То есть, школа товарища Прокруста?

– Толстой прямо сказал, что школа перекодирует нечто человеческое в животно-инстинктивное. Он чувствовал это! Гений! К концу школы – у 82% психическая дезадаптация! То есть, люди не годны жить в обществе. Мы изучали истоки с моими учениками – удивительными людьми! Руководствовались здравым смыслом и интуицией. Надо было найти законы раскрепощения ребенка, вочеловечивания, которые знала народная традиционная культура. Мы попытались сформулировать эти законы в книге «Дитя человеческое».

Вот пример: почему дети гнутся? Видели это… Боролись. Оказалось, что центр развития человека и преображения генома – это наша стопа. Посадив ребенка, мы выбили из-под него почву. Сидя ребенок не может соизмерять усилия! Школа учит не собственной мысли, а только потреблять готовое. А собственное мышление начинается с мышцы – это гений Сеченов доказал. Мы изучали десятки ферментов, провели массу исследований: чем больше ребенок сидит, тем больше геном замораживает свою работу. А работа генома запускается только движением.

– В дорогих школах упор делается именно на движение и рукотворные занятия.

– Спорт – это здорово, но разово! Все-таки речь идет о формировании с учетом видовой конструкции – телесная вертикаль, прямохождение как образ жизни. Мы проводили исследования: наши дети, которые учились за конторками и ходили на физкультуру, развивались эффективнее. Стокгольмский университет сделал вывод: «Стоять эффективнее, чем заниматься спортом»! Но это не надо противопоставлять.

Я болею в первую очередь за Россию. Но поражаюсь, что слышат меня лучше всего как раз за ее пределами!

Проблема в том, что при выработке педагогической усидчивости у ребенка стартовые энергии сдохли! И дальше – вербальная школа, то есть получение знания в обход собственного телесно-чувственного опыта. То есть расщепление личности. Поглощение готового.

– Какой тип личности форматируется таким образом? Фромм называл такой тип «неплодотворным», нацеленным на «иметь» в обход «быть».

– С одной стороны – это паразит, способный только потреблять. С другой – раб! А с точки зрения психиатрии – шизоидный тип конституции интеллекта. Шизофреники интеллектуальны, но у них клиповое восприятие, а целостной картины, образа они не видят. Так что школа формирует как раз детализированный мозаичной подход. Выложите все школьные учебники от 1 по 10 класс рядом .

– Страшновато!

-А я это делал – рассматривал с точки зрения психофизиологии ребенка. Я поражаюсь, что после окончания школы еще остается 10-15 % творческого потенциала. Тогда, выходит, на 85 % мы расчеловечиваем! Недочеловечиваем! И все это помножается на установку потреблять, общество потребления – об этом открыто говорил Фурсенко. Сегодня главная война против России ведется по линии детского сада и школы и ведется гениально! Кто из родителей обследовал ребенка в начале и в конце года и, увидев ухудшение, предъявил иск школе за оказание услуг ненадлежащего качества?

А наша система базируется на четырех законах развития. Первый – закон прямохождения. Конторки в школе, рядом с которыми мы ставим стулья, потому что дети идут в школу уже «засиженные».

Второй – закон дальнего зрения. При ближнем зрении, которое господствует при обучении в школе, зрительный сканер работает на высоких частотах, которые сканируют детали, вне целостного образа, формируя мозаичную картину. Образность, а не наглядность важнее. Разум, а не интеллект, важнее.

Третий – закон ритмического письма. Шариковая ручка блокирует все ритмы. А перьевое письмо встраивается в ритм сердца!

Четвертый – параллельное обучение мальчиков и девочек с учетом личностной ориентации. То, что интересно мальчикам, неинтересно девочкам, и наоборот – это норма Творца. Мы вывели алгоритм общения, красивого и адекватного! У ребят, которые учились по нашей системе в параллельных классах – 15 выпусков – ни одного развода! Факт! И отличников – до 20 %.

– Каков генезис у этой классно-урочной системы, которой вы противопоставляете свой подход?

– Каменский называл свою систему «машиной дидактики», а учителя– «дидактической машиной». 4 принципа: вливание готовых знаний даже средним учителем, «каждому – по скамеечке», ограниченное пространство и «живая типография», т.е. учеба по книге. Заложили еще в Средневековье эту систему. Потом она пришла в Россию. И окончательно уже в 90-е годы восторжествовала, хотя и в советское время тоже были реформы в сторону ухудшения.

– Но это же касается всего мира…

– Я болею в первую очередь за Россию. Но поражаюсь, что слышат меня лучше всего как раз за ее пределами!

===============================================================================

Рекомендуем:

Школа или конвейер биороботов. Владимир Базарный

Система образования против здоровья детей

Здоровьесберегающие технологии

Учимся стоя в Азербайджане

Прописи Творца. Развитие психомоторных и умственных способностей ребёнка с помощью перьевого письма, Базарный Владимир Филиппович

Дитя человеческое, Базарный Владимир Филиппович

Школа или конвейер биороботов? Путь к свободе: “Встань и иди!” (Издание 2-е, переработанное), Базарный Владимир Филиппович

Нам нужна иная школа. Педагогическая поэма 21-го века

===============================================================================

Гульнар Муждабаева
Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста (опыт работы)

Опыт работы

«Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста»

«Здоровье — это резервы сил:

иммунных, защитных, физических и

духовных.

И они не даются изначально,

а взращиваются по законам воспитания.

А наукой воспитания является педагогика. «

В. Ф. Базарный

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей.

Нам очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В. Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с развитием детей дадут прекрасные результаты.

Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.

Тщательно изучив их из первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесли коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработали систему сохранения и укрепления здоровья. Предоставили данный план работы на рассмотрение администрации, медицинскому работнику, родителям. В целом план был утвержден.

Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т. к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда мы полюбили их вместе с детьми, увидели реальные результаты в конце года (а они были отмечены на медико-педагогическом совете, то у нас появилось огромное желание рассказать коллегам о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.

Согласно ФГОС ДО, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя образовательную деятельность с детьми, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, мы убедились, что фундамент школьных форм патологий закладывается в дошкольном периоде и главными источниками нездоровьядетей являются следующие причины:

1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

2. Зачастую не учитываем моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;

3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

4. Образовательная деятельность в ДОУ проходит в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;

5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;

6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.

8. Дети в детском саду перегружены образовательной деятельностью и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины.

Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В. Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы ребенка.

Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.

Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять

позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

В первом варианте — используем столы с регулируемыми по высоте ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую — стоит за столом. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка — основа энергетики человеческого организма.

Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети стоят без обуви.

Используем также второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т. е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребеночек почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность.

Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра.

Данный режим оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:

— поддержание физической, психической, умственной сферы;

— имеет высокие показатели физического развития здоровья;

— повышается иммунная система;

— улучшаются ростовые процессы;

— развивается координация всех органов (зрительно — ручная, телесно — координаторная, психоэмоциональная);

— снижается степень низкой склоняемости головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Следующая технология – построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки; то птицы перелётные прилетели весной и т. д.

Опыт показал, что такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей используем подвижные » сенсорно — дидактические подвески» («сенсорные кресты», которые развешены под потолком в группе.

На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности (птицы : зимующие — перелетные; овощи — фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.

В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на то или иное пособие, просим что — то найти, проанализировать, дать характеристику и т. д.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе,например: «Найди лишнюю фигуру», «Найди предметы определенной формы», «Найди предметы, в названии которых есть звук. «, «Найди отгадку». Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это — стопроцентное усвоение материала. Все это — огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используем сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаем образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. При отсутствии врача – офтальмолога воспитатель, по утверждению доктора В. Ф. Базарного, может сам провести обследование детей, используя упрощённый осмотр. Все оформление в группе было построено в режиме дальнего зрения, т. к. оно у детей до 11 лет находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции.

Более того: «Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего зрения» В. Ф. Базарный.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств мы используем зрительно-координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

На потолке нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных символов («СУС»,при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево — золотистый,

восьмерка — ярко-голубым цветом.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, но наши дети полюбили идеальный вариант. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. А так же можно использовать лазерный лучик.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера.

Все это — огромное количество заданий для зрительного поиска.

Спираль В. Ф. Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.

В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная координация.

«Диаграмма» для разгрузки зрения в нашей группе есть и на стене, где дети прослеживают путь кота Леопольда

Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость.Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх — вниз, вправо — влево.

Уделяем особое внимание профилактики близорукости у детей.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В. Ф. Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева — направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Еще один тренажер для глаз — геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети «оббегают» фигуры глазами по кругу слева — направо, сверху — вниз.

Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный — активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый — цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый — цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий — тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Во время непосредственно образовательной деятельности проводим упражнения по методике Аветисова для увеличения зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения.

В настоящее время вводим в практику » стенд пальцевых узоров», который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими, цветными, пластическими линиями — узорами; ежедневное обведение пальчиком каждого заданного образца (волны, точек, ветра, узора, дерева) выполняются детьми в положении телесно — моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали, повышают эффективность свободы и точности произвольного графического действия.

Используем в практике рисование пальчиком, которое является эффективным занятием, развивающим ручное, а точнее, зрительно — тактильное чувство на художественно — пластической основе;

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используем экологическое панно 2 * 2. Использование » экологического панно» вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Экологическая стена меняется с приходом нового времени года. На нем изображены пейзажи.

У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а детки ее пересчитывают. Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести загадку или предмет. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж.

Образовательная деятельность проходит в игровой форме.

Дополнительно к панно были изготовлены атрибуты (картинки с изображением животных, птиц, сказочных героев и т. д.). Крепеж осуществляется за счет наклеенных на панно и картинки «липучек».

Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием.Мы задействуем его в различных видах деятельности детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т. д.

Панно используем для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности.

Образовательная деятельность по валеологии и беседы о здоровье дают огромную результативность и дети осознанно заботятся о своем здоровье, выполняя все приемы по оздоровлению организма.

В. Ф. Базарный выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек. Но так как группа смешанная, то мы разделили игровые зоны, которые отличаются друг от друга по содержанию и форме. У девочек все игры и игрушки, которые формируют женское начало, а у мальчиков – мужское. «Секреты для девочек» учат их нежности, добру, скромности. А мальчиков – мужеству, храбрости, выдержке.

В нашей группе есть схемы полоролевого воспитания: «секреты» для мальчиков, «секреты» для девочек.

Беседуя с одной из групп, мы обыгрываем ситуацию и выявляем те черты и то поведение, которое соответствует или не соответствует данной группы.

При проведении образовательной деятельности по физической культуре и музыке используем гендерный подход, что позволяет нам воспитывать разные физические и нравственные качества.

Важнейшим условием в работе по технологии В. Ф. Базарного является хоровое пение.

Пение- это мощное средство гармонизации нервной системы и психики, профилактика заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.

Хоровое пение основано на классической музыке и народных песнях. Оно несет в себе не только эстетическое начало, но и служит фундаментальным биологическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.

В работе с детьми используем традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Из нетрадиционных методов эффективно применяем закаливающее дыхание.Это — комплекс игровых упражнений: «Поиграем с носиком», который укрепляет укрепляет весь дыхательный аппарат.

Хороший оздоровительный эффект оказывает парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Детям нравятся эти упражнения, они с удовольствием их выполняют. А главное — эта гимнастика позволяет увеличивать жизненную емкость легких и укрепляет дыхательные органы.

В работе с детьми используем аэрофитотерапию, которая помогает восстанавливать здоровье детей.

Традиционно используем противовирусные средства: лук, чеснок;антисептические: эвкалипт, сосна,мята;витамины: шиповник, земляника, смородина, лимонник, женьшень.

В работе с детьми используем дополнительный витаминный завтрак — сок, фрукты, овощи.

Большую помощь в оздоровлениидетей оказывает массаж рук и ушей : «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками».

После дневного сна — закаливающий массаж стоп методом босохождения по коврикам с раздражителями и массаж тела мячиками.

Со школой практикуется преемственность технологий В. Ф. Базарного.Проводим совместные мероприятия: праздники, развлечения, досуги, в которых принимают активное участие родители детей — полноправные участники воспитательно — образовательного процесса.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. В конце прошлого учебного года группа по оздоровлению детей была с низким процентом по заболеванию.

Хочется пожелать коллегам, которые начнут применять здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *