Рушник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза И.В. Седова»

муниципального образования «Барышский район»

«Из глубины веков»

Номинация «Ремесло и предметы быта народов Поволжья».

«Русские рушники»

Выполнила:

Масина Алёна,

учащаяся 10 класса

МБОУ СОШ №3

МО «Барышский район»

Руководитель:

Иванова Т.И.,

педагог-организатор

1. Введение — 3 стр.

2. История возникновения художественного промысла. — 4 стр.

3. Народные обряды: — 6 стр.

а) семейные обряды — 6 стр.

б) свадебные обряды — 6 стр.

4. Заключение. — 9 стр.

5. Приложения: фотографии, загадки, пословицы, — 10 стр.

1.Введение

В нашей школе есть музей, в котором собрано много экспонатов старых вещей. Среди этих вещей есть и старые, вышитые полотенца. Нам интересно было побольше узнать о культуре прошлого, об истории появления полотенец на Руси.

Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. В культуре славян полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом родильных, погребальных и свадебных обрядов.

Полотенце – это самый знакомый, простой и необходимый бытовой предмет.

Пользуемся им каждый день.

Но не все знают: Когда появилось полотенце на Руси?

Как изготавливались полотенца?

Какими были первые полотенца?

Как называли эти полотенца?

Для чего они были нужны?

Для каких обрядов использовались?

Какими узорами расшивались рушники и ширинки?

Для каких обрядов используются сейчас?

Нами была проделана предварительная работа:

1. Подбор пословиц, поговорок, стихов, загадок по теме (Приложение 14).

2. Собрание коллекции старинных полотенец у жителей города, своих бабушек.

3. Оформление выставки из полотенец «Русские рушники».

2. История возникновения художественного промысла

В крестьянском быту полотенцем называли полотнище домотканого холста, концы которого украшали вышитыми или ткаными узорами, кружевом, полосами узорного ситца, лентами.

В древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Прядение нитей, ткачество тканей, их отделку выполняли в домашних условиях.

Старинные полотенца ткали из конопляной нити и льна. Длинные стебли конопли или льна женщины выдергивали из земли, вязали в снопы, и мужики везли их в повозках к реке вымачивать, пока пенька не отстанет от стебля. Потом сушили, мяли на деревянных мялках. А зимой женщины обряжали станы, ткали холщевое полотно на штаны и рубахи, ткали рушники . Ранней весной выкладывали рушники в огороде, чтобы ткань отбелить яркими лучами солнца на таящем снегу.

Самодельные ткани и изделия из них использовались в русском домашнем обиходе до второй половины ХIХ в., а в отдельных местах и позже. К ним относятся и полотенца, имевшие различное применение.

В зависимости от использования в старину полотенце называли по-разному (всего можно насчитать около 30 названий этого предмета).

Полотенца имеют различное применение:

а) бытового назначения, которые служили для вытирания рук, лица.

Полотенца, имеющие только бытовое назначение называли –

— утирка,

— рукотер,

— рукотерник,

— утирник,

— утиральник,

— блинник,

— постинник,

— насмешник.

б) полотенца с яркой вышивкой и домоткаными кружевами, которые служили для украшения избы.

Развешивали их повсюду – на божнице, рамках с семейными фотографиями, зеркалах, на окнах вместо штор, накрывали им свежевыпеченный хлеб.

А называли их:

— рушник,

— ручник,

— плат,

— платовье,

— убрус,

— набожник,

— надкрючник,

— ширинка,

Модницы прошлого века повязывали головы полотенцами. Праздничный убор величался «убрусом», будничный – «намиткой».

Самые красивые полотенца, предназначенные для убранства дома в праздник или по случаю какого-либо семейного события, бабушки бережно хранили в сундуке. Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным (Приложение 1).

Матери испокон веков дарили сыновьям, провожая их в дальнюю дорогу, рушники – «на счастье, на долю». (Приложение 2). Считали: это – самый верный, надежный оберег от злых сил.

3. Народные обряды

Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В него принимали новорожденного, им увивали дуги, оглобли, сани свадебного поезда. Его повязывали невесты на плечи родичей суженого, почетным гостям.

На свадьбе родители встречали молодых хлебом-солью, а лежал хлеб на полотенце. Почему именно хлеб клали на рушник, накрывали рушником? Хлеб – это символ жизни, это главный продукт питания. Люди всегда относятся к хлебу с большим уважением (Приложение 3).

Выходит рушник всегда с человеком – и в радостную минуту, и в горестную.

В народных обрядах полотенце играло большую роль: его дарили девушки парням, отдавали повитухе при родах, жертвовали в церковь при болезнях близких.

Полотенце играло роль родового оберега.

а) семейные обряды:

Во всех семейных обрядах использовалось полотенце, оно использовалось и на свадьбе и на поминках:

— родившегося ребенка принимали на полотенце,

— на полотенце подносили гостям хлеб-соль,

— полотенцем украшали свадебный поезд,

— стелили под ноги в церкви.

— гроб в могилу опускали тоже на полотенце,

Крестильное полотенце (Приложение 4). Его вышивала крестная мать. Он очень красивый. В него принимали ребеночка из купели во время крещения. На нем вышиты инициалы ребенка. Это говорит о том, что рушник именной.

Обычай жертвовать полотенце в церковь («по обету» в случае болезни или смерти близких) широко практиковался до 20-х годов прошлого века. Бытовал обычай в случае эпидемии в течение одного дня или ночи выткать и вышить полотенце. Считалось, что оно «чистое» и обладает способностью предотвратить эпидемические заболевания людей и скота. Полотенце было ритуальным жертвоприношением и оберегом от дурных сил.

В родильной обрядности полотенце дарилось повивальной бабке.

Поминальное полотенце (Приложение 5). Его вешали под икону в день похорон. Как вы видите он чисто белый, — как душа умершего, уходящего в мир иной без грехов.

В похоронно-поминальной обрядности на полотенце ставились хлеб-соль, полотенце после 40-го дня отдавалось в церковь на помин души.

б)свадебные обряды:

Особенно тщательно девицы готовились к свадьбе. Для свадебного обряда готовились особенно нарядные полотенца.

Рушник – венчальный (Приложение 6). Его вышивала невеста. Это был один из самых красивых рушников. Девушки сидели долгими зимними вечерами и вышивали их несколько лет. Им обвязывали руки молодожен на свадьбе, как знак объединения их судеб.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего холста.

Длина их была от 2 до 4 метров, а ширина – 36-38 см. реже делали полотенца более широкими – 40-41 см. Чтобы холст стал красивым полотенцем, девушки сидели долгими зимними вечерами и вышивали красивые узоры. А когда вышивка была готова, вывязывали крючком кружево и пришивали его на конец полотенца.

— По традиции, каждая девушка должна была приготовить к свадьбе от 30 до 100.

Тещин рушник (Приложение 7). Он с более строгим орнаментом – рисунком. Теща вышивала его таким строгим, чтобы не затмить рукоделие своей дочери.

Рушник «свекрови» (Приложение 8). Свекровь наоборот хотела превзойти старание невесты, и в то же время заставить ее сделать свой рушник лучше.

Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. Само понятие «встать на рушник» означает выйти замуж.

Самое маленькое расшитое узорами полотенце называлось – ширинка (Приложение 9).

Невеста вытирала им слезы, прощаясь с родителями и родным домом, а потом жених обвязывал невесте правую руку, за которую выводил ее из родительского дома, отправляясь в церковь. Такой ширинкой связывали руки жениха и невесты во время венчания – символ крепости семейной жизни.

Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце.

(Приложение 10). После того как «ударят по рукам», т. е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана. А он кидал полотенце своей родне. Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали его к дуге повозки.

Сваты — люди, которые договаривались о свадьбе, перевязывали себя полотенцем через плечо.

Полотенцем (а сверху шалью) накрывали невесту, когда везли в церковь.

После «окручивания» следовало ее «открывание»: дружка снимал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал всем, приговаривая: «Невеста не спала, не дремала, все вам дары припасала». Во время свадьбы подруги развешивали полотенца вдоль стен дома, чтобы родня мужа могла оценить трудолюбие и художественный вкус нового члена семьи.

Полотенце «в дар» (Приложение 11). Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и впоследствии они служили утирками. На полотенце вышивали слово «дарю».

Девушка раньше заготовляла к свадьбе не менее12 полотенец, а в состоятельных семьях на свадьбе раздаривалось до 30 и больше.

Для свадебного ритуала обязателен был рушник «на вожжи» (Приложение 12) (заменен сейчас лентами на машине). Он предназначался повознику, когда молодых везли от венца. Рушник «на водонос» шел дядьке, который сопровождал молодых на 2 день свадьбы на колодец.

И до наших дней некоторые обряды сохранились:

— Встречать хлебом с солью гостей и жениха с невестой на свадьбе. (Приложение 13)

— На рушниках, не на веревках, в деревнях и поныне отпускают гроб в могилу.

4. Заключение

В ходе работы мы познакомились с одним из символов декоративно-прикладного искусства – русским полотенцем, способами изготовления в домашних условиях вручную вышитого или вытканного полотенца – рушника. Узнали, какую большую роль выполняли полотенца в семейных обрядах. Еще больше приобщились к русской культуре и искусству.

Все с чем мы познакомились сами, мы показали и рассказали ребятам нашей школы.

5. Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Крестильное полотенце

Приложение 5

Поминальное полотенце

Приложение 6

Рушник венчальный

Приложение 7

Тещин рушник

Приложения 8

Рушник свекрови

Приложения 9

Ширинка

Приложение 10

Рукобитное полотенце

Приложение 11

Полотенце «в дар»

Приложение 12

Рушник «на вожжи»

Приложение 13

Приложение 14

Загадки:

Я люблю висеть на месте

Это вы запомните.

Руки вытрите,

Повесьте

В умывальной комнате.

Висит, болтается,

Всяк за него хватается.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

— Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою —
Что это такое?

Пословицы, поговорки:

— Кто аккуратен, тот людям приятен.

— Чистота – лучшая красота.

— Чистота – половина здоровья.

— Чисто жить – здоровым быть.

— Чистота залог здоровья.

— Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Стихи:

И махровое, и гладкое бывает.

Кто помылся, тот о нем не забывает:

Взрослого, младенца

Вытрет полотенце.

Полотенце — это вещь,
В доме каждом оно есть!
Только новое всегда
Пригодится вам, друзья!

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

Хотите узнать тайну создания Живого Мира – Мира Душ, Мира наполненного Любовью и Разумом? Заглянем в прошлое?!
Не последнее место в крестьянской, и не только, избе занимали рушники, ну или полотенце, как их принято сейчас называть.
А задумывались ли вы когда-нибудь, почему для столь, казалось бы, простого предмета домашнего обихода, как полотенце существовало на Руси несколько названий? Рушник, бранница, полотенце, ширинка – зачем так много названий для одного и того же? Ведь все названия бытовали в одном государстве и в некоторых местах в один период. Давайте обратимся к словам.
Руш – ник – корень явно указывает на слово-корень (слово состоящее из одного корня и равное его значению, либо носящее его значение как действие) «рушить». Но что можно разрушать полотенцем?
Обратимся к опыту русских знахарей: при помощи полотенец лечили вывихи и переломы; ими протрясывали при эпилепсии; полотенцем лечили «дурную голову и мысли»; им выметали и выгоняли всякую болезнь, «выпрыгнувшую из тела» после сеанса лечения и т. д.
То есть полотенца использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни!
Вспомним, как у нас представляли наши предки болезни? В виде двенадцати сестриц-трясовиц! Можно предположить, что и разрушающих полотенец было 12 – по числу болезней.
Как их различали? Все просто – при помощи вышивок. Мы знаем, что у славян было очень четкое представление о силах, которые могут навредить: верили, что если человек достаточно силен и смел, то достаточно просто назвать зло своим именем, и оно уйдет.
Возможно, что и с подобными рушниками было также – каждый рушник создавался в помощь в лечении от какой-то одной болезни – и именно эта сестрица-трясовица, лихоманка изображалась на нем, самостоятельно или в борьбе с каким-либо светлым божеством.
Кроме того, слово «рушить, разрушать» имеет и значение «лишать жизни» (а разрушенный – лишенный жизни) – явная связь с культом смерти. Возможно, что именно рушниками называли те полотнища, на которых несли гроб (как это есть сейчас) или везли покойника, а кроме того, рушник присутствовал в свадебной обрядности, где невеста умирает для одной семьи и рождается в другой.
Но нужно учитывать и то, что корень –руш- может образовываться от корня –рук-, тогда слово «рушник» приобретает значение «то, что предназначено для рук».
Бран-ница — В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» — места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Это место поиска и отстаивания правды, истины.
Если исходить из этого, то получалось, что бранница – полотенце, в которое заложено пожелание «быть твердым, идти по пути правды, отстаивая истину».
А кто является таковым? Боги, наши предки, которые уже достигли таких высот. Может поэтому и изображались на бранницах божества плодородия (пожелание быть таким же успешным в делах, магии земли), рожаницы (быть таким же плодовитым и счастливым на детей), богиня Лада (быть в ладу со всем, что тебя окружает) и т. д.
Поло-тен(ь)-це – корень -поло- или –поле-, корень –тен(ь) – и все ясно: поле, где есть тень. А что такое тень в славянской мифологии? Это образ нашей души. Получается, что полотенцем владел тот, чья душа была видна, кто жил душою. Согласитесь, что это достаточно высокий этап в самопознании и развитии. Именно душа может все, в том числе и превращаться во все, что угодно.
Может поэтому именно полотенце бросает за спину Машенька в сказках, и из него появляется лес или горы, или дорога, или река. Тогда сразу становиться понятно, почему на полотенцах нет вышивки, кроме иногда встречающейся скромной красной окантовки по периметру: полотенце – это дверь в другие миры, которое может стать чем угодно, по велению его хозяина.
Ширинка – так не только на Украине, но и в окрестностях Рязани, Казани, Нижнего Поволжья называли полотенце, отрезанное по ширине тканного полотна. Это же название указывается в «Домострое» (с 15в.) и монастырских оброковых списках (с 13в.). Название явно связано с особенностями кроя – по ширине ткани.
Возможно, что название и каким-то образом связано с просторами, «шириною» местностей, где бытует данное название.
Надо отметить и то, что на ширинках в основном встречаются вышивка в виде:
• злаков и полевой растительности;
• коней и всадников (конь – главное достояние кочевого и степного жителя);
• ростков, зародышей семян и людей, знаков земли.
Но есть в доме и еще простые, но загадку таящие вещи.
Кстати, слово «простой», если расшифровывать с помощью образов, заложенных в каждой букве русского алфавита, тоже интересно: П – покой, путь; Р- радость, радуга, дорога богов; -Ра (о) — солнце; -Рост- рост, развитие; Сто – век жизни человека; Т – твердость духа; Й – лед: » Путь солнца, как дорога богов на рост человека в век данная для твердостью духа преодоление льда».
Пол в избе был выстлан множеством дорожек и половиков. И вчера и сегодня их создают несколькими незамысловатыми способами, известными и популярными даже у современных стариков:
• вяжут крючком из лент, нарезанных с кусков ткани по спирали;
• ткут на рамке из тех же разноцветных полосок ткани, где в качестве основы протягивались суровые льняные, конопляные или крапивные нити;
• вышивают бахромчатым швом (вытянутыми петлями) по суровому полотну, мешковине.
Дорожки и половики были и остаются яркими, разноцветными – их основным рисунком являются полосы. Многоцветная полосатость данных изделий связана не только с практичностью, но и с названием этих вещей.
Дорож-ка ( дорог-а ).
Слово дорожка – уменьшительно-ласкательная производная от слова «дорога», имеющая тоже значение. Но не надо забывать, что дорога в славянской мифологии является и символом судьбы. А судьба, как известно «полосатая» — состоит из разных событий. Причем, в отличие от наших современников видели в ней гораздо больше цветов и вариантов событий, чем черно-белое.
Поло(е)-вик (поле, место вика). Слово половик состоит из двух корневых морфем – поло-(поле-) и корня –вик-. Справка: *вика (др. русс.) – 1. посевной горошек, кормовой (тульск. губ.); 2. крик, плачь. А у северных славян, в частности викингов *Вик – суд, разрешение спора через общинный, вечевой суд. Скорее всего, слово половик в своей второй корневой морфеме связано со вторым значением и, таким образом, все слово будет значить: «место, поле крика, плача и суда, разрешения спора».
Не правда ли, интересно?! А ведь действительно, у всех славянских народностей был обычай: серьезные споры, затрагивающие честь сторон, решали на судебном поединке, происходившем на особом полотне, растянутом в специальном лобном месте ( центральной площади города, поселка, деревни).
А поскольку малое всегда у наших предков было зеркалом большого, то где как не в центральной части горницы, на половике происходило решение спорных вопросов в семье. Вот вам и простой половик! А если спор в семье не уладить, то и судьбы совместной не будет – дороги людей разойдутся!
Вот вам и дорожка! А полосы на дорожках и половиках – напоминание людям о том, что в судьбе может быть всякое, главное – уметь это пережить всем вместе.
А в избах старообрядцев Новгорода и Поволжья до сих пор встречается четко определенное расположение этих изделий в горнице, нарушать которое запрещено. Все дома старообрядцев и староверов четко ориентированны по сторонам света, и дорожки лежат от печи на западе – до окна на востоке, от входа на юге – до окна на севере (или глухой стены на севере). А половик занимает почетное место посередине и стелиться поверх перекрестия, образуемого дорожками.

Стены горницы (уж позвольте мне так называть русскую избу) были украшены коврами, вышитыми тамбуром, вытянутыми петлями, крестом, счетной гладью, тканными и сшитыми из кусочков меха и ткани.
Слово *ковер — древнерусское, причем по происхождению дунайско-булгарское или волжско-булгарское, то есть, не смотря на отдаленность географических мест изначального происхождения и бытования слова, оно в обоих случаях восходит к культуре булгар.
Булгары – волжские племена славян, получившие свое второе название от тюркского слова *булгас ( кожа с задних ляжек трехлетнего быка) из-за основного вида товара, поставляемого этим народом на базары – сафьяновых сапог (сапоги из особой узорчатой кожи) и других кожаных изделий.
Булгары являлись полукочевым народом, а кроме того проживали в местах, где зимой и осенью очень сильные ветры – возможно поэтому и создали славянские мастерицы такое изделии, как ковер, прекрасно утепляющий любые стены – от кибитки и шатра, до избы и крепости.
Одним из самых распространенных видов рукоделия данного этноса была мозаика из коровьей и бычьей кожи, а также меха коз. Возможно, что и первые ковры были сделаны именно из этого материала. Само слово состоит из одной смысловой морфемы: *ковер, однако и она могла быть исторически разделена на две: *кова- и –ер.
Слово *кова (др. рус.) имеет значение «след от упавшего зверя на снегу», но может быть связано и с глаголом *ковать. Но «ковать» применимо только к манипуляции с железом и предметами из металла, а ковры делались из разного рода материала, но не из металла.
А вот первое значение морфемы «след от упавшего зверя на снегу» очень интересно с той точки зрения, что на самых древних коврах, сделанных из шкур, растительной краской наносились рисунки зверей, их следов и другие зооморфные рисунки, что вполне стыкуется с сохранившимся значением слова.
Морфема *-ер возможно связана с названием буквы древнерусского алфавита «Ъ», которая имела смысловое значение «то же, подобное», но, возможно, что и было связано со словом *ера (др. рус.) – бродяга, а бродягами можно назвать любой кочевой народ, в том числе и булгар. В целом слово *ковер может иметь значение «след от упавшего зверя на снегу, хранимый бродягой».
А если приглядеться к рисункам на русских коврах, то ведь они изображают в основном:
• фантастических и реальных зверей;
• коней или всадников;
• изображение солнца
– все это, несомненно, очень ценилось, в первую очередь, именно кочевыми племенами и охотниками, коими и являлись изначально волжские славяне, сиречь булгары и другие племена.
Простые вещи – полотенца, рушник, ширинка, бранница, дорожка, половик, ковер – а сколько скрытого смысла и осознанности в названии этих вещей и рисунках, наносимых на них!

Академик Б.А.Рыбаков в книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку «сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов», драгоценным «полотняным фольклором», сохранившим для нас глубинную архаику языческих верований древних славян.
«…прочно установленная обрядовая роль полотенца-убруса и делает вышивки на них неоценимым источником для изучения славянского язычества» (академик Б.А. Рыбаков)…

Каково же происхождение слова «рушник»?

В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, с этим связывают слово рушник, как оторванный кусок ткани, отрез, от длинного тканого полотнища. Рушник не резали, а именно рвали, сделав вначале небольшой надрез. Полотно рвалось ровно по долевой или поперечной линии. Слово «рушить» происходит от санскр. слова «Рушьяти» — rujati — разрушить, разбить, ослабить; снести, вырвать. В древнерусском языке: «Рушить, рушать» — вредить, убивать, разрушать, разрезать. «Рушница» — пищаль ручная; «рухъ» — беспокойство, набат; «рухнуть» — упасть, бросить, опрокинуть.

Слово «рушник», с большей вероятностью, происходит от слова ведического санскрита «Руш» – rUS – 1). украшать; 2). разрывать; на древнерусском «отрушить сукно» — отрезать; «не руш» — не тронь; от корня санскрита «раха» — raha – платье, происходит древнерусское слово Роухо – платье, рухлядь, рубаха, рубище… В древнерусском языке: «Рухлядная» — кладовая для одежды; «рухольня» — рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, место для рукоделия; «рухло» — движимое имущество, груз, запасы, припасы.
Корень слова «руш», «рух» — имеет значения, как «украшать, изменяя; разрывая создавать».

рекорд Украины рушник -22 метра

Для вытирания рук в славянском быту использовали кусок ткани от старого негодного рушника небольшой длины, который был менее украшен, чем настоящий рушник. Называли его — полотенце-ручник, утирка, рукотёрник, ширинка, ветошка. Крестьяне не выбрасывали старые тканые изделия, а пользовались, как ветошкой до полного износу. Пословица – «Одним рукотёрником утираться — на том свете разодраться», говорит о том, что у каждого члена семьи было в быту отдельное полотенце.

Настоящий славянский рушник имел ширину 35-40 см. и длину 3-5 метров, он был очень красив, богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой — им руки не вытирали.

Славянский рушник – это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого славян, который без перерыва древней языческой традиции с давних времён и до наших дней используется в народном быту по своему прямому назначению. Рушник, украшенный вышивкой, всегда служил оберегом, он мог защитить святые углы дома, им накрывали хлеб на столе, он украшал божницы, дверные и оконные проёмы, был оберегом жениха и невесты на свадьбе, оберегом ребёнка и матери на крестинах, праздниках, оберегом от сглаза, порчи, укора, был магическим оберегом на похоронах, рушник, с особой вышивкой, был пристанищем душ умерших родичей.

В слове «вышивка», где корень «шив» происходит от слова из санскрита «шив» — «SIV» — «шить, пришивать, черта, стёжка». Приставка «вы-» в слове «вышивка» абсолютно идентична санскритскому префиксу «vi-«. Слово «вышивка» записанная на дивангари — viṣivka, на санскрите слово «вышив» — viṣiv — «шить или пришить в разных местах». Окончание «-ка» — общеславянский и индо-арийский суффикс с общим значением «как, или похож на…». Вышивка — viṣivka — буквально означает «как пришитая в разных местах». Традиционной вышивкой, как сакральным оберегом, украшали ворот, рукава и подол платья все славянские народы. Кстати, на санскрите «пратья» — pratyaJj — украшать — осталось в русском языке — платье.

«В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого — начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться».

Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца».

Схожие приёмы оформления торжеств были в Древней Греции, в Индии и в современной России, скорее всего, это не заимствование обряда той или иной стороной, а свидетельство более древнего общего для наших народов языческого мировоззрения.

В начале XIX века Рушник с маками надевали на свадьбе на плечи жениху и невесте, рушники одевали и родители, дружки и гости. Вспомните описание индийской свадьбы, где на жениха, невесту, гостей надевают гирлянды из цветов. Яркие цветы с сильным запахом, сплетённые в гирлянды на свадебной церемонии являются оберегом от враждебных сил. В нашем климате даже в период цветения невозможно сохранить цветы в гирлянде, они быстро вянут. Языческие предки славян нашли способ сохранить традицию цветочных оберегов на свадьбе, они стали вышивать рушники — невянущие гирлянды, обильно украшая их красными цветами маков. Между индийскими свадебными гирляндами и славянскими рушниками можно ставить знак равенства, так как этот общеславянский и индо-арийский обычай имеет общие корни.

«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…» — читаем мы о Царевне Лебедь у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В свадебном индийском костюме мы видим эту звезду во лбу, и в вышивке на одежде жениха, и в рисунках на руках невесты — те же знаки плодородия, которые встречаются на традиционных славянских вышивках

Традиция цветочных оберегов на свадьбе известна с ранних времён становления человеческого общества и характерна для всех культур на Земле. Археологи находили пыльцу цветущих растений в древнейших палеолитических захоронениях, букетик цветов найден в гробнице Тутанхамона в Египте.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *