Социальный эксперимент в школе

В Интернете всё большую популярность набирают ролики, где показано, как люди ведут себя в ситуации, когда нужно помочь незнакомому человеку. Началось за границей, затем это модное поветрие перекинулось и на просторы Рунета.

Из профессора Плейшнера видеопранкер не получился бы

С Артёмом Петровым и Ильёй Левицким, авторами летнего видеохита Kiss Me I’m Desperate, мы встретились в популярном парке «Швейцария». Несмотря на жаркий полдень, здесь многолюдно. Обстановка полной секретности, переодевание и засада напомнили шпионские страсти незадачливого профессора Плейшнера из «Семнадцати мгновений весны». Однако подростки подготовились основательнее: фото-, видеоаппаратура, полная сосредоточенность на акции и вера в успех. Сегодня они собираются проверить, помогут ли люди незнакомому человеку, которому стало плохо.

Артём и Илья называют себя видеопранкерами. До сих пор больше было известно о телефонных пранкерах, которые хулиганскими звонками доводят людей до белого каления. Артем и Илья от телефонных хулиганов решительно отмежёвываются.

Справка Пранкерами обычно называют телефонных шутников или хулиганов, которые разыгрывают людей по телефону. Часто объектами их выходок становятся известные личности – политики и звезды шоу-бизнеса. В последние годы в Интернете активно развивается видеопранк, который преследут также и социальные цели.

«Неправильно связывать пранкерство исключительно с хулиганством, — говорит Артём, переодеваясь для акции в другую одежду. — Ведь в переводе с английского prank означает всего лишь «шалость, проказа, шутка». Нам интересно не доводить людей, а посмотреть на их поведение в необычной ситуации, понять самим и показать другим, сколько вокруг нас равнодушных и сколько тех, кто готов прийти на помощь».

«Из профессора Плейшнера видеопранкер не получился бы, — смеётся Илья. — Потому что он был слишком рассеянный, а для видеопранка нужна сильная концентрация внимания».

Артём Петров и Илья Левицкий готовы к новому социальному эксперименту. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«Поцелуй меня: я в отчаянии»

Артём и Илья — обычные нижегородские школьники. Им по 16 лет, они ученики выпускного класса одного из нижегородских лицеев. Любят играть в футбол и часами зависать в Интернете. Именно там они увидели англоязычный ролик, где такие же обычные ребята записали на видео свой социальный эксперимент: молодой человек стоит на улице с плакатом «Поцелуй меня: я в отчаянии», а прохожие, каждый по-своему, реагируют на необычный призыв. Нижегородцы решили повторить успех своих зарубежных сверстников в Youtube. Артём выступил в роли отчаянно ждущего внимания парня, а Илья снимал происходящее на видео.

Илья отвечает за видеосъёмку. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

— В этом был некий вызов окружающим?

— Скорее, самому себе. Сначала было неловко стоять на центральной улице города с таким плакатом, не знал, куда себя деть, — улыбается Артём. — Но примерно через полчаса стал себя чувствовать свободно и даже начал получать удовольствие от ситуации. Почувствовать себя независимым от мнения окружающих — это приятно.

От Артёма требуются недюжинные артистические способности. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

За три часа, пока длилась акция, к Артёму подошло около пятидесяти человек в возрасте от 15 до 60 лет: девушки, бабушки и даже мужчины. Его целовали, фотографировались с ним, спрашивали, что довело его до отчаяния и как ему помочь. Самое большое впечатление на ребят произвела невеста со свадебным кортежем и мужчина, к яркому сочувствию которого Артём оказался не готов.

— Что вы узнали о нижегородцах во время этой акции?

— Они в своей массе добрые и любят целоваться, это и в нашем ролике можно увидеть.

Артёма теперь узнают на улицах: «Это ты тот отчаявшийся парень с поцелуями?».

Без трюков старухи Шапокляк

Видеопранкеры готовы к новому социальному эксперименту: аппаратура замаскирована, точка съёмки выбрана, а Артём уже переоделся в другую одежду. Он должен будет изображать человека, который неожиданно теряет сознание во время телефонного разговора и падает на землю на глазах у прохожих. Цель акции — посмотреть, много ли людей придёт на помощь незнакомцу.

Как научить беспомощности

Непонимание логики происходящего + отсутствие контроля → пассивность и добровольное бессилие

Эффект «выученной беспомощности» ярко продемонстрировали знаменитые эксперименты Мартина Салигамана из Пенсильванского университета, проведённые в 1960-х годах.

У собак, запертых в клетки, формировали реакцию страха на высокие звуки. Для этого, как и положено в классических экспериментах, животных били слабыми разрядами электрического тока. Когда тот же опыт повторили при открытых клетках, собаки, к удивлению экспериментаторов, не стали убегать, а только ложились на пол и скулили.

В другом варианте эксперимента собак разделили на 3 группы: первые могли отключить ток, нажав носом на кнопку, вторых же переставали бить током, только когда первые справлялись с этой задачей, а собак из третьей группы вообще оставили в покое.

Затем всех животных поместили в ящик с перегородкой: ударов тока можно было избежать, перепрыгнув на другую сторону.

Собаки из первой группы преодолевали это препятствие, в то время как другие недолгое время метались по клетке, а затем ложились на пол и просто ждали, когда это мучение кончится.

После нескольких безуспешных попыток изменить ситуацию следует пассивность и бессилие, которое сохраняется, даже если условия изменились и на происходящее уже можно повлиять. Верно и обратное: если у собаки есть опыт самостоятельного преодоления препятствий, она не так-то просто поддается тренировке на беспомощность. Поэтому дворовые собаки в этом эксперименте сдавались реже и позже, чем лабораторные.

Всё это относится не только к собакам, но и к людям. В эксперименте Эллен Лангер и Джудит Роден учёные поделили обитателей дома престарелых на две группы: к первым относились услужливо и внимательно, но избавили ото всех забот (например, персонал принес в комнаты растения и сам ухаживал за ними), вторых же всячески подталкивали к самостоятельному выбору — мотивировали высказывать пожелания и обставлять комнаты по своему усмотрению.

Первая группа постепенно становилась пассивной и деградировала, а люди во второй группе стали более оживлёнными, активными и счастливыми.

Всё это напрямую относится к образовательной среде. Лучший способ сделать людей пассивными и безответственными — это учить их беспомощности, лишая самостоятельного выбора и инициативы, как это часто и происходит в наших школах и университетах.

  • Позднее Мартин Селигман стал изучать феномен сознательного оптимизма и стал представителем т.н. «позитивной психологии». На русском языке опубликованы, к примеру, его книги «Как научиться оптимизму» и «Ребенок-оптимист».

Один сейчас или два потом?

Способность откладывать получение удовольствия → жизненный успех

Знаменитый «маршмеллоу тест» (зефирный эксперимент), впервые проведённый в конце 1960-х Уолтером Мишелом из Стенфордского университета.

Группу детей 4–6 лет ставили перед выбором — съесть зефир прямо сейчас или подождать 15 минут и получить вдвое больше. Дети реагировали на ситуацию по-разному (в основном это зависело от их возраста и обстановки), но примерно треть дожидалась прихода экспериментатора и получала заслуженный бонус.

Не съесть вкусный зефир, когда он прямо перед тобой — не так просто, как вы думаете

Но самое важное выяснилось потом. Дети, которые смогли выдержать 15 минут зефирного теста, в 14-летнем возрасте получили лучшие результаты по тесту SAT (стандартная проверка когнитивных способностей для поступающих в колледжи), а родители считали их более компетентными и самостоятельными.

В 2011 году участников того же эксперимента, которые уже стали взрослыми, засунули в томограф. Выяснилось, что префронтальная кора — зона, ответственная за рациональное принятие решений, — у них по-разному взаимодействует с вентральным стриатумом (участок, который связан с формированием пристрастий). Видимо, рациональная часть мозга так или иначе соперничает с зоной, которая ищет удовольствий здесь и сейчас.

Решения префронтальной коры у более успешных участников эксперимента перевешивали порывы более жадного до удовольствий стриатума.

По итогам дополнительных исследований выяснилось, что способность откладывать удовольствие — характеристика, которая прочно коррелирует с успехом на всём протяжении жизни. Но это не значит, что её нельзя развить в себе самостоятельно.

  • Не есть зефир сразу и развить самоконтроль поможет книга «Развитие силы воли», которую написал сам Уолтер Мишел.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *