Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики.

Для развития речи и мелкой моторики рук сделала я своим деткам вот такие сенсорные дорожки.

Сенсорные дорожки, они же пальчиковые шаги представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у моих деток будут развиваться и совершенствоваться движения кистей и пальцев рук.

Ну а для того, чтобы моим крохам было интересней, я немного приукрасила карточки)

За основу взята вот эта книга.

Я отсканировала странички и распечатала сама.

Заламинировала и добавила сенсорные элементы.

В итоге у меня получалась вот такая компания развивающих сенсорных карточек. Сначала нам с Алисой нравилось просто рассматривать карточки. Искать сходства и отличия.
Рассматривать цвета. И конечно, пытаться отклеить весь материал) Затем мы учились слышать ритм стишка. как советует нам автор этой книги.

На данный момент у Алисика получается шагать по дорожкам правой рукой. Матвей же, умеет как одной так и другой ручкой совершать шажочки. И даже одновременно)

В качестве сенсорных элементов я использовала:

-перья

-помпоны большие

-помпоны маленькие

-синельная проволока

-пуговицы

-скрепки пластиковые

-скрепки металлические

-камни

Всем спасибо за внимание!

Интересных вам игр!

Я уже упоминала на страницах сайта про методику пальчиковых шагов для развития мелкой моторики и речи. Сегодня я хочу показать примеры сенсорных дорожек из моей коллекции. Дорожки сделаны из фетра и разных сенсорных материалов, которые можно стирать. Каждая дорожка оформлена, как страница книжки. Дорожки удобно хранить в таком виде. Петельки по углам позволяют собрать длинную дорожку.

Мне кажется, что придумать дорожку можно для любого урока, сюжетов и материалов очень много (разные пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, липучка, веревочки, шнурки…). Вот только несколько примеров: Тропинка из пуговиц.

Полянка.

Млечный путь.

Кочки.

Сугробы.

Отличные дорожки получаются из бумаги, на которую наклеиваются кусочки бархата, наждачной бумаги, вата – все, что дает разные сенсорные ощущения. Единственный минус дорожек из бумаги – их недолговечность, но зато сделать их можно на скорую руку.

Вы помните, что шагать можно просто пальчиками, а можно использовать шагающие пальчиковые игрушки.

Пока писала этот пост, поняла, что объяснить письменно, как можно шагать, довольно трудно, поэтому я записала маленький видео ролик с примерами шагов и кратким поясением.

Приятного просмотра!

А больше идей для сенсорных дорожек и игр по методике пальчиковых шагов вы найдете в книге Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики

Массаж для ручек и ножек и профилактика плоскостопия.

О пользе массажных дорожек наверняка слышали мамы уже активно топающих малышей, но ведь использовать эту замечательную вещь можно и с только начинающим ползать ребеночком для того, чтобы разнообразить его тактильные ощущения и незаметно произвести массаж ладошек. А если вы сделаете массажную дорожку своими руками, а не купите ее в магазине, то никто не мешает вам снабдить ее другими интересными развивающими элементами для знакомства малыша с цветами, цифрами, геометрическими формами и т.п.

Кстати это профилактика и лечение плоскостопия у малышей и даже школьников. Можно использовать на занятиях ЛФК (лечебной физкультурой).

Этапы производства дорожки:

1. Эскиз дорожки. Я решила сделать многофункциональную дорожку-коврик с возможностью менять наполнители. Поэтому моя дорожка имеет липучки по краям, а наполнители в специальных мешках помещаются в «карманы», нашитые на основу. Карманы также застегиваются на липучки. Если хотите сделать дорожку еще интереснее, можно для каждого кармана использовать разные застежки – молнии, липучки, пуговицы, бельевые крючки, кнопки, шнуровка – малышу будет непросто удовлетворить свое любопытство!

2. Подбор материалов для дорожки. Когда эскиз готов, самое время подобрать фурнитуру и ткани для основания дорожки и отдельных ее элементов. Для этого совсем не обязательно отправляться в магазин тканей и оставлять там кругленькую сумму. Например, моя дорожка сшита из моих старых брюк и сарафана, махрового и вафельного полотенца и детской фланелевой пеленки. Я специально подобрала разные на ощупь ткани, но это совсем необязательно – достаточный массажный эффект будет достигаться за счет наполнителей Вашей дорожки. Для основы лучше взять достаточно плотную ткань – у меня это что-то типа сукна (честно говоря, я не сильна в тканях, как и в шитье в целом :)), которое я нашла в дачном шкафу. Необходимость дополнительной фурнитуры определяется только вашим желанием. Я использовала липучку для соединения частей дорожки и закрывания «карманов» с наполнителями, хозяйственные губки, решетку для раковины, веревку, пуговицы, мочалку и коробку карандашей (они вшиты в голубую секцию). Специально покупать мне пришлось только липучку и мочалки – все остальные пришивные элементы нашлись дома. Вам я тоже советую отталкиваться именно от тех материалов, которые имеются в наличии. Это позволит существенно удешевить вашу дорожку и, главное, не даст вам возможности откладывать ее пошив на неопределенный срок.

3. Выбор и подготовка наполнителей. В качестве наполнителей для массажной дорожки обычно используются различные крупы. Я использовала манку, овес, горох и каштаны. Можно поэкспериментировать с фасолью, гречкой, рисом, вишневыми косточками. Все крупы предварительно нужно прокалить в духовке при температуре 200 градусов в течение 10-15 минут. Если духовки нет, хорошенько прожарьте крупы на сухой сковородке. 4. Шитье мешочков с наполнителями. Если вы шьете дорожку без «кармашков», то этот этап можно пропустить. Хотя я все-таки рекомендую именно мой вариант, так как он позволяет вынимать мешочки с наполнителями и стирать дорожку. Мешочки шьются из самой обычной ткани – тех же пеленок или старых наволочек – у меня как раз на это ушла наволочка, разрезанная на 4 части. Чтобы крупа не сбивалась в один угол, прострочите мешочки крест-накрест или в виде решетки. 5. Пришиваем несъемные элементы к основе. На этом этапе необходимо пришить «кармашки», липучки, губки и прочую фурнитуру к основе. Обратите внимание, что некоторые элементы пришиваются вручную, а некоторые приклеиваются. Я не использовала клей для своей дорожки, но во многих дорожках вы можете встретить приклеенные элементы. В любом случае, убедитесь, что пришитые или приклеенные вами элементы держатся прочно, прежде чем отдать дорожку «на растерзание» вашему чаду. В общем-то, дорожка у нас с вами готова. А вы и не заметили, как ее сшили, правда? Осталось только разложить мешочки с наполнителями по кармашкам, соединить отдельные элементы и вместе с малышом исследовать ручками, ползать, ходить, бегать по вашей самодельной массажной дорожке.

Щелкните по картинке чтобы просматривать фотографии массажных дорожек в полном размере.

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ» по сенсорным дорожкам для развития мелкой моторики и речи. Сенсорные дорожки, они же пальчиковые шаги представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у ребенка будут развиваться и совершенствоваться движения кистей и пальцев рук. «Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание,зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи.Интересно использовать игрушки в работе по методике «пальчиковые шаги». Игрушки не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал. В данном пособии вы найдете упражнения на развития мелкой моторики и методические советы. Эти упражнения,предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения с взрослым. Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми всемье, в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Чтобы сделать заказ, напишите личное сообщение администратору группы «Антошка» Развивающие игры из фетра//Голюдовой Татьяне в Личном Сообщении — http://ok.ru/profile/254397316687 ДОСТАВКА Дорогие друзья, обратите внимание на то, что мы готовы отправить ваш заказ в любой город! Расчет стоимости и срока доставки почтовых отправлений по России уточняйте пожалуйста при заказе, отправляем посылку заказной бандеролью, 75-120руб+45руб пакет почтовый. Условия заказа без изменения: Срок выполнения заказа от 1 до 8 дней, с наложенным платежом мы не работаем! Полная оплата осуществляется на карту Сбербанк перед отправкой посылочки, отправляем заказной бандеролью. Заказная бандероль имеет трек номер для отслеживания. Чтобы узнать, где находится ваша посылка — введите номер почтового отправления в поле ввода на сайте Почты России (https://pochta.ru/).

Татьяна Субботина
Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Эти увлекательные задания, хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму.Развиваются его психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховую, зрительную, тактильную, стимулируются мыслительные операции. Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.

Взяв за основу методику Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» сделала сенсорные дорожки.

В изготовлении дорожек использовала фетр и разный сенсорный материал: бисер, декоративные пуговицы, проволока шенил, лента «липучка» для одежды, помпоны для поделок и декора.

Начинать упражнения с «шагов» указательным и средним пальцами. Далее «шагать» остальными пальчикамив следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный палец и мизинец.

1. Зайчик любит полакомиться капустой. Помоги зайчику собрать её. «Проскачи» пальчиками левой руки по кочкам.

2. Зайчик любит полакомиться капустой. Помоги зайчику собрать её. «Проскачи» пальчиками правой руки по кочкам.

3. Зайчик любит полакомиться капустой. Помоги зайчику собрать её. «Проскачи» пальчиками левой и правой руки по кочкам одновременно.

4. Зайчик очень любит морковку. Помоги зайчику добыть его любимое лакомство. «Проскачи» пальчиками левой руки по кочкам.

5. Зайчик очень любит морковку. Помоги зайчику добыть его любимое лакомство. «Проскачи» пальчиками правой руки по кочкам.

6. Зайчик очень любит морковку. Помоги зайчику добыть его любимое лакомство. «Проскачи» пальчиками левой и правой руки по кочкам одновременно.

7. Помоги ёжику дойти до грибочков. «Прошагай» пальчиками левой руки по дорожкам.

8. Помоги ёжику дойти до грибочков. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам.

9. Помоги ёжику дойти до грибочков. «Прошагай» пальчиками левой и правой руки по дорожкам одновременно.

10. Помоги ежатам вернуться к маме ежихи. «Прошагай» пальчиками левой руки по дорожкам.

11. Помоги ежатам вернуться к маме ежихи. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам.

12. Помоги ежатам вернуться к маме ежихи. «Прошагай» пальчиками левой и правой руки по дорожкам одновременно.

13. Помоги божьей коровке переползти с листка на листок. «Переползи» всеми пятью пальчиками правой руки по листочкам. Аналогично пятью пальчиками левой руки.

14. Помоги божье коровке дойти до своих деток. «Прошагай» пальчиками левой руки по дорожкам. Аналогично с пальчиками правой руки.

15. Помоги божье коровке дойти до своих деток. «Прошагай» пальчиками левой и правой руки по дорожкам одновременно.

16. Помоги бабочке долететь до бабочек-подружек. «Перелетай» всеми пятью пальчиками левой руки с цветка на цветок. Аналогично пятью пальчиками правой руки.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Двигательная активность организма или отдельных органов называется моторикой (лат. Motus – движение). Различают крупную моторику (это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве) и мелкую моторику (движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать их из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук), а также моторику определенных органов (например, моторика желудочно-кишечного тракта).

Сегодня хочется остановиться на развитии мелкой моторики.

Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Игры, направленные на развитие пальцев рук и кисти, появились еще в древности, причем в разных странах. Так в Китае практиковались занятия с шарами из дерева и металла, в Японии реквизитом для подобных игр служили грецкие орехи. А в России на протяжении многих веков люди сложили для детей множество потешек, сопровождающих двигательные игры для маленьких пальчиков и рук. У нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку».

Почему же рука ребёнка и его речь имеют тесную взаимосвязь? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Таким образом, занимаясь развитием тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук), можно воздействовать на мозговые зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому дети, с которыми практиковали пальчиковые игры практически с рождения, быстрее начинают говорить и четче мыслят. Многие родители (а возможно и кто-то из вас) сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но сказать не может. Это объясняется следующим образом. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.

В настоящее время на рынке пособий для развития ребёнка в большом разнообразии представлены книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. И это неспроста. Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и пр. Сейчас же многие такие действия ушли из обихода в связи с ненадобностью, их с успехом заменила техника, либо повышение уровня жизни вывело некоторые из них за черту необходимых. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

Начало развитию мышления даёт рука. Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы?

  1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
  2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
  3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
  4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
  5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Пальчиковые шаги – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Данная методика хорошо представлена в книге Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. «Пальчиковые шаги». На каждой странице стихотворение и рисунок дорожки, ступенек и т.п., которые нужно «прошагать» пальчиками. Взяв за основу данную методику можно изготовить дома, своими руками сенсорные дорожки.

Сенсорные дорожки сделаны из фетра и разных сенсорных материалов, которые можно стирать. Сюжетов и материалов для сенсорных дорожек очень много (разные по размеру и цвету пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, лента «липучка», веревочки, шнурки и т.д.). Дорожки удобно хранить в таком виде.

Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стихи или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру и с удовольствием выполняет все.

Как играть?

Для начала играть ведущей рукой. Не нужно принуждать ребенка, лучше просто вовлечь его в игру. Ребенок и взрослый – это партнеры по игре. Малыш должен видеть мамину заинтересованность, тогда и ему будет весело. При регулярных занятиях постепенно подключается и вторая рука, причем самое важное, чтоб ребенок ходил двумя руками одновременно – так работают оба полушария. Ни локти, ни кулачки не должны лежать на столе, шагают только пальцы. Причем указательным и средним шагать проще всего. В самой методике пальчиковых шагов – шагают всеми пальцами по очереди, даже мизинцем и безымянным!

Детям очень нравятся «ходилки-шагалки». А чтобы было еще интересней, есть «шагающие» игрушки с прорезями, куда продеваются указательный и средний пальчики. Такие игрушки легко «оживают» и с ними шагать веселее.

В пальчиковых играх используются небольшие стишки, рифмованные строчки, песенки. В принципе, любой стишок родители и педагоги могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. С каждой дорожкой можно придумать массу упражнений для правой и левой руки. Детей постарше учим шагать пальчиками обеих рук одновременно. Используя «шагающие» игрушки можно обыгрывать короткие сюжеты.

Игрушки для пальчикового шагающего театра не занимают много места, легко «оживают», могут занять ребенка в нужную минуту ожидания или стать героями сюжетных игр, спектаклей. Это набор пальчиковых игрушек для развития мелкой моторики, внимания, мышления и речи. С игрушкой «Шагающий бычок» можно рассказывать стихотворение А.Барто «Идет бычок качается… и ваш малыш уже знает это стихотворение, а если нет, то быстро запомнит. Потому что рассказывать и показывать намного интереснее!

Пальчиковые игры просты и эмоциональны, отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их деятельность. Проговаривание рифмованных строчек одновременно с движением пальцев обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, благотворно влияет на развитие познавательных способностей, памяти, творческого воображения. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Очень важно стараться быть немного волшебником или хотя бы сказочником для своего ребенка. Хотя бы иногда забывать о делах на 10-15 минут и с головой погружаться в игру. Это так здорово, наблюдать за тем, как загораются глазки твоего ребенка в момент, когда ты рассказываешь ему какую-то удивительную историю.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *