Немецкие рождественские открытки

Увлечение детской фотографией пригласило меня взглянуть на историю сего предмета. Когда это направление в фотосъёмке сложилось в отдельный жанр? Кто были первыми детскими фотографами? Но… обнаружила я, что с историей здесь как-то совсем всё не ясно. Может быть потому, что фотография изначально вовсе не разделялась на какие-то направления. Конечно, мастера фотографии конца 19 — начала 20 веков фотогорафировали детей и разные семейства. В основном это были заказные работы для богатых клиентов, обнаружила я, например, и снимки выпускников старых, ещё дореволюционных учебных заведений. В журнале «Story» нашла интересный материал о Льюисе Кэролле, который оказывается был ещё и талантливым фотографом, а многие его работы — это именно детские фотографии. Но общая картина как-то не складывалась. И вот стала я думать, где же детская фотография могла использоваться более всего? Вспомнились мне старинные открытки – вот куда тема детства могла ложиться как на своё собственное, удобное местечко. А разглядывая именно фотографические и можно совершить некоторый экскурс в историю фотографии.

Сначала почтовые карточки не были фотографическими. История открытки вообще очень интересна. Например, первой печатной рождественской открыткой стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу одного английского джентльмена. Не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых ……
 он обратился к уже известному ему способу поздравления — заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Вот эта открытка:
Она, как мы видим рисованная, но привела я её здесь вот почему. На мой взгляд, очень показательно то, что уже на одной из первых открыток использовалось изображение семейства.А вот и дети на первых открытках:  Эта карточка тоже характерна. Печатная открытка появилась в конце 19 века и одними из первых были сувенирные карточки рекламного толка. Их клали в свою продукцию производители – в коробки с конфетами, печеньем, парфюмом. Таковыми в России первыми были «Товарищество А.А. Абрикосов и Сыновья», сегодня оно известно как «Кондитерский концерн им. Бабаева». И сразу здесь использовался образ ребёнка – производители сладостей не демонстрировали свои изделия, а взывали к самым светлым чувствам своих потенциальных покупателей — к родительским.

А уж на поздравительных, праздничных открытках тема семьи и детства стала едва ли не самой популярной.

Открытки быстро менялись – появившись в конце 18 – начале 19 веков они были ручной работы – для их изготовления использовался и шёлк и кожа и бисер и даже сушёные цветы. Печатные же карточки появились лишь в конце 19 века и их стремительная популярность совпала с распространением фотографии. Но вначале печатными были некие карточки — На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения. Назывались они «открытые письма» и лишь позже на них стали появляться иллюстрации. И вот тут фотография и открытки соединились.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают именно фотографические видовые открытки. Это были изображения достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года» .

Но дастаточно быстро сюжет фотографических открыток становились всё более разнообразы. Сегодня мы можем рассматривать на таких открытках разные старинные сцены и виды и даже попробовать проследить по ним развитие некоторых направлений в искусстве. Например, становление детской и семейной фотографии.

На старинных открытках можно увидеть и такие популярные у сегодняшних семейных фотографов темы, как лавстори.

И ещё немного старинных открыток на которых можно рассматривать детские и семейные фотопортреты:
Рассматривая фото детей на старинных открытках, я заметила некую схожесть их с работами многих современных детских фотографов. Большинство и тех и других несут позитив, показывают яркие и радостные детские эмоции и призваны вызвать умиление и тёплые чувства у зрителя, то же можно сказать и про семейные фотографии. Но одинаковость эта, на мой взгляд, лишь мимолётная, только внешняя… Просмотрев уже три — четыре сайта с подобными фотографиями (за исключением лишь редких из них) начинаешь испытывать такое приторное чувство, будто съел килограмм халвы, заел вареньем и запил сладким чаем. А, глядя на старинные открытки, вроде бы с тоже с радостными и милыми детишками и дружными семействами – такого чувства не возникает, а просмотрела я их множество, подготавливая этот материал. После старинных открыток остаётся в душе что-то светлое, возвышенное. И никакой тебе халвы с вареньем. Может именно такой и должна быть детская фотография?

И в завершении ещё несколько открыток более позднего времени. Но и они уже – история.
(источник )
1954 год
В источнике указано, что «сзади что-то про защитников нашей Родины»
1947 год
1959 год

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *