Кто такой гуру и зачем он нужен?

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

В этой статье разберём очень важную тему – духовные учителя, Мастера, гуру. Кто Они такие, и зачем Они нужны?

В каждой действительно серьёзной книге по духовному развитию, в серьёзных книгах о йоге, говорится, что у стремящегося к полному совершенству должен быть гуру.

Из биографий великих, величайших йогов, которые уже и сами стали Мастерами, также становиться ясно, что у них у всех были их учителя – полностью реализованные Мастера. Более того, все выдающиеся йоги однозначно говорят о том, что это благодаря их Мастерам они смогли достичь в жизни всего, чего достигли.

Так кто такой гуру?

В переводе с санскрита гуру – рассеивающий тьму невежества. Гуру – это не просто учитель, который знает чуть больше, чем мы и может поделиться с нами информацией. Гуру – это духовный учитель, который не просто знает что-то, он стал этим! Истину нельзя познать умом (манасом), ею можно только стать, расширив Сознание от состояния маленькой капли (души отождествленной с эго и считающей себя механизмом тела – ума — чувств т. е. определённой личностью), до безбрежного состояния океана, в котором прибывают все капли мира – это и есть Божественное Сознание. Истинный гуру — обладает таким сознанием.

Очень понятной данная разница становится из притч про Конфуция и Лаоцзы. Чтобы данные истории принесли полную ясность, прочитайте пожалуйста маленький исторический обзор об этих мастерах в документе Конфуций и Лаоцзы.

А теперь сами притчи:

https://reality-yoga.ru/wp-content/uploads/2016/02/Vstrecha-Konfutsiya-i-Laotszyi.mp3

Во многих притчах и историях присутствует терминология, в которой умного и даже отчасти мудрого человека, но всё же не обретшего состояние Единства со своей высшей природой, называют учителем, а вот того, кто состояние Единства (а йога это как раз-таки и есть состояние единства) обрел – называют Мастером.

Зачем и кому нужен гуру?

Нужен ли человеку гуру – истинный Мастер, освобождающий душу от тьмы невежества, лучше всего знает только сам человек. Действительно у всех разные цели и понимание того, что нужно для счастья (хотя разные ли?), да и сам духовный путь сравним с подъемом на гору:

Километров за 20 до горы – местность относительно равнинная, идти легко, прогулка приятная, зачем тут помощь? Идёшь себе и идёшь. Можно долго так гулять, может кто-то и не знает, что впереди есть гора, а если и знает, то может ему нет до неё дела.

Но вот кто-то всё-таки прямо к горе идёт…опять же, может просто посмотреть идёт. Посмотрит и пойдёт ещё куда-нибудь. Здесь тоже помощник не нужен.

Но вот я, например, целенаправленно хочу не просто посмотреть, но ещё и забраться на гору!

Зачем мне это? Душа прямо требует! Чувствую, что хочу и что это самое истинное желание, которое у меня вообще только есть в жизни! В общем, я туда точно полезу, но…гора очень высокая и крутая. Да и тропинок на подъем как-то уж совсем много…

Выбрала я одну…пошла…а через пару километров тупик…вернулась, выбрала ещё одну, пошла…тут слышу голоса какие-то, я осторожно подкралась поближе, а там разбойники смеются и хвастаются, как умно они обманули свою последнюю жертву.

Очень тихо и осторожно я как можно скорее незаметно от туда убралась .

От куда-то справа послышался рёв медведя…сверху донёсся шум падающих камней..и уже смеркается…

А мне надо на гору, ну точно знаю! Здесь, на том уровне сознания, на котором я сейчас нахожусь, жить больше вообще не хочется!

И вот тут приходит полное понимание того, что мне нужен проводник. Такой проводник, который уже забирался на эту гору и знает, как это делается.

Мне нужен гуру.

Те люди, которые говорят, что им гуру не нужен, что они сами хотят идти, что они хотят у всех Мастеров по чуть-чуть учиться, просто либо не имеют цели подняться на вершину горы, либо не понимают какие опасности могут их подстерегать. Может их душа сейчас и не требует этого, поэтому здесь никого торопить не надо. Всему своё время. Одно воплощение – это только один кадр из огромного — бесконечного фильма жизни. Наши души знают весь сценарий и в нужное время, через интуицию постараются направить в нужном направлении.

Однако же серьёзно настроенным идти по духовному пути, следует запомнить сравнение данное Парамахансой Йоганандой:

Идти по духовному пути без гуру — это всё равно что пытаться пройти по зыбучим болотам, при том что рядом проложена высокоскоростная трасса.

Какого гуру выбрать?

Хорошо. Я осознаю, что гуру мне нужен, прямо-таки необходим, как воздух. Где же мне его искать?

Есть такая велика фраза:

«Готов ученик, готов и учитель».

Когда ученик готов, гуру сам появится в его жизни. И только так.

Задача ученика – стать готовым.

Как стать готовым для встречи с гуру?

Неужели есть хоть один человек в этом мире, который, считает себя абсолютно совершенным? Неужели люди сами не знают как им стать лучше?

Направление указано с самого детства.

Чему сказки учат?

Доброте, вежливости, спокойствию, смелости, аккуратности, благодарности, усердию, щедрости, мудрости, терпению.

Чему священные писания учат?

Доброте, любви, прощению, щедрости, принятию, доверию Богу, усердию, мудрости, терпению.

Чему Ямы и Ниямы учат?

Доброте, любви, непривязанности, чистоте, бескорыстию, доверию Богу, усердию, терпению, уважению.

Кто не знает вышеназванного направления, в котором нужно себя улучшать?

Это и есть подготовка себя, чтобы стать готовым для встречи с гуру. А тренироваться в этой подготовке можно на ком угодно, особенно эффективно в этом деле помогает семья, родственники и коллеги по работе:) Если научиться в любых житейских ситуациях оставаться совершенно спокойным, любящим, доброжелательным и счастливым, то…либо вы и так святым станете, либо Он появится по первому же зову:)

Возвращаясь к образу с горой …

Вот поняла я, что мне нужен проводник для подъема на гору. Вернулась я в ближайшее селение и стала его искать. Нашла я того, кто поднимался на гору, даже пятерых нашла. Но те посмотрели на меня и единогласно сказали – экипировки нет, мускулы слабые – не поднимешься. Укрепляй тело и доставай снаряжение.

И ещё напоследок добавили – и .

И я побледнела, вспомнив довольных разбойников и их убитую жертву…слава Богу, что я им не попалась.

Короче говоря, в тот момент мне гуру не был нужен. Даже несмотря на то, что я считала, что он мне нужен.

Накачивать мускулы и зарабатывать деньги на снаряжение, я могу и без него. И если я хочу подняться на гору, то должна это сделать, есть очень много того, что человек должен сделать сам, не потому что хочет делать сам из-за сильного эго (которое является самым большим препятствие на духовном пути и мешает встречи с гуру), а потому, что стать осознаннее, развить концентрацию, силу воли и интуицию, проще всего через достижение правильных, благостных целей.

Когда ученик готов, учитель появляется.

И вот, приложенные мною усилия дали результат – тело крепкое, снаряжение имеется. Я радостно и уверенно иду в ту деревню. Теперь то уж меня проведут на гору!

Теперь проведут.

Однако здесь вышеприведенную аналогию с горой я заканчиваю, потому что духовный мир имеет свои более тонкие законы, в которых будет меньше путаницы, если говорить о них конкретно.

Самое важное что даёт гуру.

Гуру – истинный учитель, уже есть у каждого из нас. И я говорю не просто об интуиции, о Высшем Я, которое так же у всех есть, даже если многие Его подсказок не слышат. Я говорю о вполне конкретной великой душе, которой по сценарию игры Жизни прописано быть нашим помощником на пути к полной духовной самореализации.

Этот мир функционирует по определённым правилам, Вездесущее Сознание – Бог всё это сотворивший не склонен нарушать эти правила, хоть и делает это иногда. Правила освобождения очень хорошо иллюстрирует следующая история вначале 32-й главы из книги «Путь» Свами Криянанды:

https://reality-yoga.ru/wp-content/uploads/2016/02/17-O-duhovnom-osvobozhdenii-i-samadhi-reality-yoga.mp3

Чтобы освободиться гуру обязательно нужен (за редчайшим исключением, которые конечно же бывают). И у нас уже есть гуру. Если мы готовы, то через интуицию ОН укажет путь к себе.

И когда Он появляется и ученик сонастраивается с Ним происходит удивительнейшая трансформация внутренних энергий подсознания ученика. Гуру, как огромный магнит перенаправляет все тенденции, кармические склонности и привычки ученика в направление, которое будет максимально конструктивным для духовного прогресса ученика. Гуру сжигает карму, гуру вытаскивает из всех неприятностей, Он берёт полную ответственность за ученика и спасает от всего, при условии полного доверия-открытости со стороны ученика. Без такой открытости, гуру просто не сможет помочь, его энергии не смогут наполнить чащу, которая и так уже полна самомнением и гордыней. Обязанность ученика – стремиться быть настроенным на гуру и искренне стараться выполнять его указания, даже если эго очень сопротивляется.

Вот ещё один отрывок из книги «Путь» на эту тему:

https://reality-yoga.ru/wp-content/uploads/2016/02/04-O-sonastroennosti-s-Guru-i-lyubvi-reality-yoga.mp3

Гуру – это духовный учитель. Практически во всех религиях мира вопросу духовного наставничества уделяется особое внимание . Путь к Богу очень сложен, поэтому нам необходим тот, кто сам прошел эту дорогу и готов помочь. В ведической традиции гуру – это тот, кто глубоко постиг священные писания, следует им в своей жизни и способен своим примером и наставлениями помогать другим решать их проблемы. Гуру – это не просто человек, который дает наставления. Духовный учитель берет на себя ответственность за ученика, за то, чтобы вести его по пути духовного совершенствования. Он показывает, как в реальной жизни применять знания, изложенные в священных писаниях.

Согласно Ведам, основные качества гуру – это сострадание, терпимость, дружелюбие ко всем живым существам, мудрость. Кроме этого, говорится, что он должен победить в себе гнев, вожделение, зависть, гордыню – только такой человек может передавать божественное знание без искажений.

Любой гуру в первую очередь – идеальный ученик, который впитал в себя ведическое знание от своего учителя и,строго следуя этому знанию, пытается передать его другим. В ведической традиции гуру считается представителем Бога, и к нему относятся с огромным почтением. Однако сам духовный учитель никогда не должен считать себя таковым, а всегда оставаться смиренным учеником своего гуру. Эта система называется парампарой, ученической преемственностью, и именно она позволяет передавать ведическое знание в первоначальном, неискаженном виде.

ВЕРНУТЬСЯ К ДРУГИМ ВОПРОСАМ

Должен ли гуру быть в теле?

Более подробно на эту тему в статье Кто лучше — гуру в теле или без тела? , здесь скажу только, что для гуру быть в теле совсем не обязательно – тот, кто обрел состояние Вездесущности – находится везде и может для благословения использовать какой угодно канал.

Благословение обязательно: такое благословение могут передать преданные ученики данного Мастера, даже если сами они ещё не Мастера, при условии, что они имеют благословение на такую передачу.

Для более полного понимания данной, очень красивой и глубокой темы – важность гуру на духовном пути, я рекомендую вам следующие книги:

«Автобиографий йога» Парамахансы Йогананды

«Путь» Свами Криянанды

«Жизнь среди гималайских йогов» Свами Рамы

«Путешествие домой» Радханатха Свами

Для людей любящих православие, очень рекомендую книгу «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному».

Пример точности (точнее её отсутствия) в указаниях гуру, хорошо показан здесь — Точные наставления гуру ученику

и в этом видео:

И в любом случае, прикладывайте усилия к исполнению Ямы и Ниямы, развивайте концентрацию, интуицию и силу воли – это те качества, которые во всех путях являются обязательными для подъема на гору — полной духовной реализации.

Будьте счастливы, мой дорогой читатель!

На самом деле, все проблемы в нашем уме. И чтобы освободиться от этих проблем, нам нужно каким-то образом освободиться от нашего собственного ума.

Если вы посмотрите по сторонам, то везде в жизни присутствует ваш ум. Даже когда вы спите и не видите сновидений. Сначала вы проваливаетесь, а потом появляетесь и говорите себе: «О, меня не было. Я спал и ничего не знал». Это же тоже ум. В йоге это называется вритти (колебание ума) отсутствия. То есть это — тоже состояние ума.

Мы находимся в аквариуме нашего собственного ума и окружены стеклянными стенками нашего эго. С одной стороны – этот мир вокруг нас бесконечен, а с другой стороны – мы не можем выйти за пределы этого аквариума. Мы всё время бьёмся головой и даже не можем понять, как из него выйти, потому что мы очень давно сидим внутри этого аквариума. Можно сказать – всегда. Во всех религиях сказано, что этот мир был создан так давно, что мы даже не помним, когда его создали. А йоги – очень практичные люди – говорят прямо: «Ну если мы не можем сказать, когда этот мир был создан, то тогда давайте примем, что он был всегда»

Это значит, что наша душа очень давно отделилась от Всевышнего и давно находится в изоляции от него. У нас есть память о том, что мы с Ним одно и то же, но сверху этой памяти наложено столько памятей наших миллиардов жизней, что эта память как тонкая нить, которая вибрирует где-то внутри и не даёт нам успокоиться до конца. Но снаружи наложены горы наших переживаний в пережитых жизнях, которые все находятся внутри этого аквариума.

Разные религии используют разные способы выхода из этого аквариума.

Зачем нужен гуру на самом деле

В Индии приняли самый простой вариант, при котором нужно найти себе духовного наставника (Гуру), поверить в него на 100%, признав его живым Богом, и делай всё, что он скажет. И это будет способ выйти за пределы своего собственного ума. На самом деле, не важно, реализованный или не реализованный данный гуру и чего он хочет на самом деле. Главное, чтобы вы перестали делать то, что заставляет делать ваш ум и начали делать что-то другое. И это очень серьёзная практика.

Именно поэтому в традиционной йоге садху 10-12 лет муштруют своих кандидатов в ученики, чтобы научить их жить не по своему уму, а по уму Гуру. Они даже разделяют людей на две категории: гуру мукхи и ману мукхи. Мукха обозначает лицо. Ману мукхи – это тот, который повёрнут к ману, т.е. обращён к своему уму. Гуру мукхи – это тот, кто обращён своим лицом к гуру и слушает его. И считается, что Ману мукхи не могут заниматься духовным развитием.

Мы не знаем, как слушать свою душу. Поэтому они говорят: «Вы научитесь слушать своего Гуру, а когда научитесь, то поймёте, как слушать свою душу».

И Пайлот Баба подтверждает: «Душа говорит, но говорит один раз очень тихо и в самом начале, а потом включается ум и начинает всё объяснять и рассказывать». И получается, что вы приняли решение пойти сделать нужное дело, а ум начинает говорить, что это сложно или не то время, или ещё что-либо, и вы начинаете передумывать. Или наоборот. Вы отказываетесь от неправильных действий, а ум говорит, что это важно и очень полезно и мы ведёмся на поводу у своего ума, а потом сожалеем о своих поступках.

Как перестать потакать своему уму

Для того, чтобы научиться перестать потакать своему уму, хорошо иметь постороннего человека, не вычитанного в книжках, не принятую на веру историю о том, что кто-то был великий мастер и давайте теперь сделаем его своим гуру.

Или кто-то рассказал вам про книгу, даже если это Библия, Коран или Бхагавад-Гита и решил сделать её гуру, постоянно ссылаясь, что в Бибилии так сказано, или в Коране так сказано и т.д. Там сказано всё правильно, но таким образом, что понять это непросто, потому что то, о чём там идёт речь невозможно передать прямым текстом. Можно использовать только примеры, метафоры. А любой пример всегда имеет изъян.

Во всех религиях и философиях сказано, что когда мы говорим о Том, (причём в Ведах не говориться кто Это, там говорится, что То – это не это) то постигнуть Его можно только при помощи примеров, которые ограничены по своей природе. Если Его сравнивать с Солнцем, то Он только по свету похож на Солнце, но по форме не похож, т.е. нельзя считать, что То – это такое же круглое и горячее. Нет. Оно просто излучает свет, также как Солнце. А если Его сравнивают с водой, воздухом, космосом, которые вездесущи, то по вездесущности Он будет похож на них, но по пустотности не похож. Он наполнен всем. И понять это умом невозможно, т.к. Он находится высоко за пределами ума.

Поэтому первое, чему нужно научиться на пути духовного развития – это перестать потакать своему уму и попадаться на его крючки. Он нас обманывает уже миллиарды лет и знает все наши слабости, неисполненные желания, тонкие места и всегда находится на два шага впереди нас, если мы его слушаем.

Транскрибация текста выполнена с фрагмента лекции Ранганатха (ученика Pilot Baba)

теперь можно поговорить про очень важных людей в жизни вайшнавов—гуру махараджах.
Я очень давно хотела написать про них, но при всём уважении к преданным, очень долго не могла понять зачем нужны эти дяденьки в оранжевых одеждах? Тем более, что большая часть из них—иностранцы.
Чему может научить учитель ученика, находясь за тридевять земель от него?
Какой смысл становиться две тысячи каким-то по счёту учеником непонятного гуру, если он даже в лицо тебя не знает? А инициацию даёт исключительно по рекомендации ятры?
Что в них такого особенного, если любой вайшнав на рядовой лекции будет говорить о том же самом?
Как его выбирать, гуру этого? Если все они говорят об одном и том же?
В общем, вопросов много.
Мне не хотелось писать о них со слов самих преданных. Понятно, что это будут сплошные похвалы.
Сама я зрела больше двух лет, пока не осенило. Я, как мне кажется, поняла каким образом происходит выбор духовного учителя.
Случилось это после того, как мне довелось послушать выступление вайшнава Максима Осипова (Мадана Мохан ) на передаче «К барьеру», где шли горячие дебаты по поводу строительства вайшнавского храма в Москве.


Я вам скажу, даже если бы до этого момента я ничего не знала о кришнаитах, то после этой передачи однозначно начала бы их уважать.
Он не махарадж, конечно, но наверняка станет им в будущем.
Мне стало интересно и я откопала ещё пару его выступлений. Ничего нового он мне не сообщил, но что-то в его словах меня зацепило. И вот тогда я подумала, что если бы мне приспичило влиться в число чьих-то учеников, то выбрала бы я именно его. Почему?
Попробую объяснить.
Ну вот, к примеру, как мы выбираем психолога? Их куча и все говорят одинаково. Но есть ещё такое понятие, как энергетика.
Взгляд, жест, улыбка, интонация голоса, слова, которые совпали с вашими мыслями—всё это может сложиться в одно целое и сработать, как включатель.
Щёлк—и вы понимаете : это не просто гуру. Это ВАШ человек.
И он не просто говорит какие-то правильные вещи. Вы с ним на одной волне.
Вот примерно так у меня и случилось, когда отвечая на вопрос » как вы пришли в вайшнавизм?» Мадана Мохан сказал, что его интересовала не столько философия, сколько качества людей, которые ей следуют.
То есть то же самое, что и я тут регулярно пытаюсь донести.
Ещё я поняла, что духовный учитель—это не тот, кто поучает тебя и раздаёт бесплатные советы. То есть он и это может. Но главное—это человек, у которого учишься ты сам. Который вдохновляет тебя своей деятельностью, словами, самой жизнью на какие-то поступки. И для этого не обязательно быть в пределах досягаемости. Хотя, конечно, живое общение с человеком, который тебя вдохновляет—это прекрасно.
Слово «гуру» звучит в наших в наших ушах, как не нечто чуждое и не сопоставимое с нашим менталитетом. Но на самом деле ничего нового в этом смысле вайшнавы не изобрели.
Гуру есть везде. Великие режиссёры, учёные, поэты, художники—это тоже гуру своего рода. И вокруг них всегда есть люди, которые вдохновлены их жизнью и деятельностью, которые через них имеют возможность прикоснуться к науке, литературе и искусству.
Их вполне можно назвать учениками. И эти ученики часто занимаются служением своему гуру.
Я уже писала, что означает слово «служение» для вайшнавов. Но на всякий случай.
Служить—это значит быть полезным. Делать чью-то жизнь лучше и проще.
В этом смысле вайшнавы заняты служением всю жизнь. Семье, детям, людям вообще. И через всё это—естественно Кришне.
Служение—это не тяжкая повинность. Это веление сердца. Потребность, если хотите. Иначе это уже не служение, а прислуживание. Помните это? «Служить бы рад. Прислуживаться тошно».
Служение значительным людям, к коим безусловно можно причислить гуру всех мастей—это не стояние перед ними на задних лапках и подобострастное виляние хвостом. Это возможность помочь великим людям оставаться великими. Что бы не отвлекаясь на мелочи суетного мира, они могли нести свет людям своим писательским, художественным или другим талантом. А в данном случае проповедью.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *