Исследовательская работа «Карман — лакомник как неотъемлемая часть русского народного костюма»

Лакомник — один из красивейших элементов русского костюма. Лакомник — по-другому — карман, сумочка.
Сейчас все чаще и чаще можно увидеть такие сумочки в народном стиле на девочках и на девушках, и на больших:) девочках тоже. На самом деле — очень удобно, когда самые необходимые вещи всегда с тобой. И очень красиво!

Давайте попробуем сшить такой лакомник.

Я люблю лоскутки. Поэтому предлагаю воспользоваться ими. Лоскутков много и я стараюсь распределять их по основным цветам. Для этого проекта выбираю — красную, синюю, зеленую и рыже-коричневую гамму.

Кроме того, нам необходимо подобрать ткань для внутренней стороны, вискозную салфетку (салфетка для уборки) или что -то иное — синтепон, например.
Выберем несколько цветов молний — так, на всякий случай, когда закончим лоскутную сборку — определимся с цветом. Остальное как обычно: нитки-иголки-ножницы-булавки, если есть — нож, линейка и коврик для пэчворка.

Приступим.

Шаг 1.

«Лоскутная часть».

Вырезать из ткани, выбранной для внутренней стороны, квадраты — 2 штуки, размер произвольный, я выбрала 25-25см. Вы можете сделать больше или меньше, или другой формы — прямоугольник или трапеция.

Из вискозы (или синтепона) вырезать квадраты на 2-3 см больше предыдущих. Это для того, чтобы швы не «начинать» и не «заканчивать» у самого края. Выложить две заготовки: двухслойник — ткань плюс вискоза.

Сколоть булавками со строны вискозы, работать будем с этой стороны.

Выбираем лоскуток для середины нашей композиции и простегиваем его в произвольной форме — параллельными линиями, например.

Выбираем следующий лоскуток.

Укладываем его лицом к лицу на предыдущий и прокладываем строчку отступив от края 4-5 мм.

После этого разворачиваем второй лоскуток и стегаем его — в произвольном направлении — можно тоже параллельные линии, но перпендикулярно предыдущему лоскутку, как вариант. Таким образом закрываются все срезы предыдущего лоскутка.

Последовательно мы выкладываем лоскутки — рядами или по периметру. Совершенно в любой последовательности, создавая всякий раз уникальный узор..

Вот посмотрите, вариант другой стежки:

ВАЖНО — при шитье нитку можно не обрезать, а плавно переходить от одного лоскутика к другому. Но иногда можно зайти в «тупик» и приходится переходить на другое место, поэтому в начале и в конце необходимо выводить нижнюю нить наверх. Это позволит получить «чистую» изнанку. С изнаночной стороны будет повторяться стежка. А те нити, который выводим наверх, просто прячем под очередной лоскуток, при разворачивании и прошивании.

Кроме того, лоскутки я не подгоняю по размеру, и поэтому места стыковки могут быть не очень удобными. Для того, чтобы решить этот вопрос — при необходимости мы можем с одной стороны подвернуть очередной лоскуток и первым швом так и пришить. При развороте его — подгиб должен перекрыть нижележащий лоскуток.

Вот такой получился винегрет:

А это другой вариант (это совсем другая моя работа) — техника исполнения та же, а расположение лоскутков напоминает Крейзи.

Показываю просто для примера, можно и такой лакомник сделать.

Перый шаг закончили. У нас получилось два полотна:

это изнанка:

Обрезаем лишнее, формируя прямые углы и размер 24-24 см, по 1 см » убежало».

ШАГ 2

«Сборка».

Выбираем лицевую часть, определяем верх-низ. И, отступив от линии верха 4 см, делаем разрез. В этот разрез нам предстоит вшить молнию.

По результатам лоскутной сборки — на мой взгляд, хорошо ложится по цвету малиновая молния. К ней я выбираю ткань для отделки тоже в малиновых тонах.

ДЛЯ ОТДЕЛКИ — вырезать из ткани ленты. Для молнии 2шт — ширина ленты 3 см; длина — 24см.

Для обработки края — периметр лакомника — длина ленты, ширина — 4см.

Для обработки срезов молнии ленты ширина 3см, длина 6см.=2шт.

Начинаем с обработки молнии. Я выкроила ленты для молний длиннее, с тем, чтобы хватило и на срезы.

Я делаю так: оборачиваю лентой молнию, изнаночной стороной сверху (предварительно измерив необходимую длину молнии) и прошиваю попрек, отступив 4-5 мм от края. Лишнюю молнию и ленту обрезаю. Ленту выворачиваю на лицевую сторону.

Таким образом обрабатываю обе стороны.

Пришиваем молнию.

Для этого укладываю молнию и нижнюю часть лакомника- ИЗНАНОЧНЫМИ сторонами друг к другу.

фиксирую булавками:

НА МОЛНИЮ укладываю ленту — ЛИЦЕВОЙ стороной к молнии.

Прокладываю строчку с помощью специальной лапки:

Теперь необходимо ленту подвернуть под шов и заутюжить

По краю подворота проложить строчку.

Повторить для второй части молнии:

Вот так это выглядит с лицевой стороны:

Это изнаночная:

Для крепления лакомника к поясу (или для отдельного ремня) необходимо пришить петли. Для петель я взяла репсовую ленту, длиной 10 см — 2 шт.

Формируем петли и фиксируем их, булавками, к задней части лакомника. Расстояние по 5 см слева и справа от краев.

Теперь обе части лакомника складываем изнаночными сторонами друг к другу. Укрепляем булавками. Проверяем размер. Закругляем нижние углы.

Осталось обработать край.

Ленту (4см) складываем вдоль, изнаночной стороной внутрь и срезом к линии среза лакомника . Прошиваем по всему периметру. Не стану на этом подробно останавливаться, думаю, что этот способ многим знаком. Скажу только, что после того как я пришиваю ленту(бейку) — прокладываю еще одну строчку рядом, ближе к краю — для прочности.

Бейкой оборачиваю срез и вручную подшиваю.

Петли фиксирую коротким швом —просто сверху по бейке.

Все!

Готово!

Вид лицевой стороны.

Вид задней стороны.

Благодарю за внимание!

Автор МК: Анастасия Федорова (groNik) (triloskutka)

Немного истории не помешает, решила я..
Сумка: от лакомки и калиты до Гуччи и Диора
Археологические данные свидетельствуют, что у наших далеких предков-скифов, живших в южных степях, не было ни сумок, ни даже карманов. Все необходимое в походе (меч, лук, чаша, нож, огниво) крепилось непосредственно к поясу.</p>

Сумки появились позже, и делались они чаще всего из меха, выделанных кож, а уж потом из ткани. Кочевники использовали кожаные бурдюки, оседлые племена — плетеные корзины.

В Древней Руси сначала появились прикрепляемые к поясу одежды карманы. У женщин они назывались лакомками и служили для ношения в них семечек или леденцов. У мужчин это была калита, в которой носили деньги. За грибами и ягодами ходили с берестяными туесами или плетеными корзинками, а в дальнюю дорогу отправлялись с заплечной сумой, сшитой из куска ткани, или с обычным узелком. Надо отметить, что любые сумки украшались орнаментом, отделывались лентами, вышивкой. Плетеные корзины тоже носили отпечаток руки мастера и часто отделывались по краю другим видом плетения или ярко раскрашивались.

Одними из первых сумками-ягдташами стали пользоваться мужчины-охотники. Эти сумки изготавливались из дубленых кож и снабжались длинным ремешком.

Вплоть до начала XX в. сумок как таковых в Европе ни у знати, ни у простых людей не было. Начиная примерно с XII в. знатные женщины стали носить небольшие сумочки (кошели), прикрепление непосредственно к поясу или привязанные к нему длинным витым шнуром. Делались такие кошели из плотной ткани или кожи, были различной формы и богато украшались тиснеными узорами, шитьем или металлической обкладкой. При французском королевском дворе такой мешочек был неотъемлемой частью костюма и назывался «омоньер», а позже — «помпадур» в честь знаменитой фаворитки Людовика XV. Часто в мешочек складывали монетки, которые при ходьбе звенели, и во время балов и других придворных приемов каждое движение присутствующих сопровождалось мелодичным перезвоном монет в кошельках.

На Руси небольшие кошели украшались речным жемчугом и бисером, а у царствующих особ — драгоценными камнями, оправленными в золото и серебро. Жены золотоордынских ханов носили у пояса сумочки, сшитые из парчи, складывая в них зеркало, пудру, румяна.

В Средневековье появились ремесленники — «сумочники», занимающиеся изготовлением разного рода кошелей, значительно отличающихся друг от друга по цене.

Приблизительно в XVI в. в Италии появились необычные сумки-муфты, изготавливаемые из бархата, шелка, плюша. Часто муфты украшались перевитыми шнурами, бусинами, бантами, лентами. Мужчины тоже носили муфты, но более скромные.
Кроме того, в качестве импровизированных сумок использовались широкие пояса, корсажи и юбки с потайными карманами, а в ХУШ в. люди среднего сословия для удобства стали нашивать на верхнюю одежду и передники большие карманы. Вплоть до начала XIX в. женщины носили вышитые крестиком, вязаные или плетеные небольшие сумочки-кисеты, помпадуры и ридикюли. Во времена Наполеона в придворной моде по-прежнему были сумочки на длинном шнурке. Горожанки простого сословия всегда имели при себе красивые мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей.

Интересно, что привычная для нас маленькая сумочка-кошелек когда-то имела совсем другое назначение. Изначально, в ХVIII в., кошельком называли матерчатый, обычно черный мешочек, в который убирались стянутые на затылке волосы. И только с середины XIX в. матерчатые ил и кожаные кошельки стали использоваться для ношения денег. От небольшого кошелька позже произошла большая бесформенная сумка-кошелка.

Крестьяне во всем мире пользовались в качестве сумок мешками из холстины, плетеными корзинами разных форм и размеров.

В большинстве стран мира купцы для перевозки товаров на дальние расстояния по причине отсутствия тогда кожаных чемоданов и сумок пользовались самыми разнообразными сундуками. Дорожными сундуками пользовались и люди, принадлежавшие к другим сословиям, как простые, так и знатные.

На Руси самыми распространенными емкостями для перевозки багажа были сундук-подголовник, на котором купец (или его помощник) на самом деле спал, чтобы его не обокрали, и сундук с «сигнализацией», одна из замочных скважин которого была снабжена внутренним колокольчиком (если вор вставлял в нее отмычку, поднимался звон). Восточные купцы, кроме деревянных сундуков, использовали кожаные бурдюки и тканевые мешки, ставшие прототипом современных саквояжей и кофров.

Начало XX в. ознаменовалось огромными изменениями в одежде европейских народов. В это время женщины стали носить брюки не только на охоте, но и в повседневной жизни. Появилось и огромное количество самых разнообразных женских сумок: для театра для рынка, для книг и т. д. Сначала эти сумки были маленьким, их размер стал быстро увеличиваться одновременно с кардинальными изменениями в образе жизни женщин. Если в начале XIX в., кроме небольших поясных мешочков и муфт, женщины в городах не носили более никаких сумок, то уже в начале следующего столетия картина резко изменилась. Теперь с каждым годом сумок становилось все больше, и были они самыми разными по форме, цвету и предназначению.

Своеобразной женской сумкой и в ХХ в. продолжала оставаться меховая муфта, в которую женщины могли прятать деньги, любовные послания, а при необходимости и оружие.

Сумки делали из кожи, замши, вязали крючком и на спицах, плели из бисера и соломки. В то время рукоделие было обязательным занятием для женщин разных сословий. Многие из них становились просто виртуозами в деле изготовления различных сумочек и модных тогда кисетов.

Появление и огромное разнообразие сумок в начале ХХ в. было связано с тем, что в моду вошли очень узкие длинные юбки с перехватом ниже колен, в которых места для тайных и явных карманов не было. Модницы стали приобретать большие сумки на длинном ремешке или ремешке-цепочке. Но они не всегда были удобными, и модельеры разрабатывали все новые и новые виды сумок.

Рассмотрим происхождение разных сумок и их первоначальное предназначение.

Портфель — дословно переводится с французского языка как «носитель листа». Изначально, в середине XIX в., был придуман для хранения и ношения бумаг и документов, поэтому имеет соответствующую форму и несколько отделений внутри. С портфелями ходили в основном адвокаты, финансисты, иногда чиновники. У офицеров были прямоугольные кожаные планшеты, у студентов — кожаные или матерчатые ремешки, которыми перехватывалась стопка книг, а ученики школ носили за плечами жесткие ранцы. Портфели, чаще всего сделанные из черной или темно-зеленой кожи, вначале не имели ручки, и их носили под мышкой. Мастера использовали для производства портфелей гладкую или зернистую (шагреневую) кожу. Реже дорогие портфели шили из сафьяна (козловой кожи очень мягкой выделки) и из натуральной крокодиловой кожи или ее имитации. Владельцы портфелей украшали их своей монограммой, сделанной из бронзы или более дорогого металла. Чаще всего портфель имел замочек, который закрывался на маленький ключ, а углы портфеля укреплялись металлически­ми уголками.

Ридикюль — переводится с французского языка как «сеточка». Представлял собой чаще вязаную, а иногда и изготовленную из кожи небольшую дамскую сумочку для посещения театра или светского приема.

Саквояж — переводится с французского языка как «мешок для путешествий». Саквояжи изготавливались из кожи специально для поездок и были большими и вместительными.

Близок к саквояжу по размеру и форме баул — тоже изначально дорожная объемная кожаная сумка, родиной которой является Италия. В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона говорится, что баул — это «небольшой продолговатый сундук с металлическими скобами, иногда обитый кожей, или небольшой ручной кожаный чемоданчик.
«.

Примерно в одно время с саквояжем появляется и кофр (в переводе с французского языка «сундук») – дорожный сундук с несколькими отделениями.

Портплед — само название говорит о том, что в этой сумке надо переносить или перевозить одеяло. Изначально его предназначение было именно таковым. В настоящее время портпледом называют прямоугольную сумку для перевозки спальных принадлежностей, застежка которой раскрывается таким образом, что сумка становится совсем раскрытой. Внутри портпледа имеются крепежные ремни. Сейчас портплед — чехол для костюмов или просто комплектов одежды, складывающийся пополам. Вещи в нем сохраняют форму и не мнутся.

Рюкзак — это слово имеет немецкие корни и переводится дословно как «заплечный мешок». Вначале рюкзаки предназначались для солдат немецкой армии, а затем прочно вошли в обиход жителей многих стран, стали неотъемлемой принадлежностью туристов, геологов, археологов, малышей, подростков, а в последние годы еще и молодых мам.

Несессер — переводится с французского языка как «нужный, необходимый». Несессеры прочно вошли в обиход всех путешествующих мужчин и женщин уже в середине XIX в. Изначально они представляли собой вместительную шкатулку с несколькими отделениями, в которые мужчины помещали бритвенные и умывальные принадлежности, а женщины — умывальные принадлежности и предметы для рукоделия, с которыми в те времена никогда не расставались. Несессер оказался очень удобным в поездках и просуществовал до XXI в., мало изменившись по существу. Он популярен среди часто путешествующих людей и в наше время и представляет собой небольшую сумочку из легко моющегося материала с несколькими отделениями разного размера.

Каких только сумок не знала история за стремительный и полный новшеств XX в.! Это и вязаные кошельки, носимые на длинном шнурке, и жесткие лакированные ридикюли, и плетеные кокетливые сумочки с букетиком цветов, и сумки-бочонки, и сумки-чемоданчики, и спортивные сумки-балетки, и вязаные ажурные авоськи, и классические кожаные сумки с двумя ручками.

К середине XX в. в моду вошли сумки в форме конверта, появившиеся еще в 1920-е гг., сумки-папки, ставшие модными в 1930-х гг., «автомобильные» сумки, формой напоминавшие современные дорожные сумки удлиненной формы, сумки-чемоданчики и сумки-портфели. Например, сумочки-балетки, очень популярные во второй половине 50-х — первой половины 60-х гг. ХХ в., имели форму небольшого кожаного чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Их носили и молодые девушки, и женщины постарше. Изначально эти сумочки предназначались для хранения и переноски бальных туфель, без которых девушки на танцы не ходили. Но поскольку в те времена у женщин не было возможности приобретать по несколько разных сумок, в балетках носили и книги, и косметику, и даже продукты. Сумочка-балетка была символом советской женщины на протяжении более десятка лет.

Во второй половине XX в. стали также носить довольно большие сумки преимущественно на длинном ремне. Знаменитый модельер Кристиан Диор сделал сумки более женственными, изящными, богато декорированными.

В 1970-е гг. в СССР стали безумно популярными разноцветные сетки-авоськи, сплетенные из ниток. Их носили и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые. В каждом доме было по несколько авосек разных цветов.

В следующее десятилетие в стране появились первые яркие полиэтиленовые пакеты, приобрести которые сначала можно было только на рынке за приличные деньги. Пакеты привлекали своей новизной и красивыми изображениями, но были очень непрочными и быстро рвались, к тому же по-настоящему заменить женскую сумку они, конечно, не могли.

В СССР в годы перестройки вошли в моду сумки, как из холщевой ткани, так и сделанные из натуральной или искусственной кожи.

Сегодня популярны сумки не только красивые, но и удобные, что отвечает потребностям современной деловой женщины. Они выполняются из кожи, ткани, пластика, соломки, винила, натурального меха. Появились сумки, выделанные из телячьей кожи, пони, сумки из кашемира, меланжевой шерсти, хлопчатобумажных ниток. Дизайнеры разработали модные продолговатые сумки-багеты и сумки-пояса, а также оригинальные удлиненные сумочки-«таксы».
Дизайнерский дом Гуччи в начале XXI в. снова сделал популярной стильную сумочку с ручками из бамбука, которая была в моде полвека назад.

На всем протяжении своего существования сумки с каждым годом становились все более интересными и разнообразными. О важности сумки в жизни женщины говорит тот факт, что в Великобритании ежегодно 4 октября отмечается Национальный день сумок. В этот день проходят показы новых коллекций модных сумок и аксессуаров, проводятся выставки-продажи.

В столице Японии создан музей сумок, в котором выставлено более 3 000 экспонатов, привезенных из всех уголков мира. Здесь можно увидеть сумки всевозможных размеров и назначения от табачных кисетов до дамских сумочек. Подобные музеи открыты в Австралии и Голландии, а в музеях городского быта во всем мире одними из главных экспонатов остаются самые различные сумки.

Некоторые мужчины утверждают, что сумка для женщины — это практически то же самое, что для них гараж, поскольку в ней хранится самое ценное, что у нее есть.

Сумка — предмет для женщины почти священный, ее выбор может зависеть и от общего стиля в одежде, и от того, какое место женщина хочет занять в обществе, и от многого другого. Одним из главных требований к сумке является ее правильное и подходящее к случаю цветовое решение. </lj-cut>

Tags: сумки

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *