Урок 3. Задержка речевого развития

В задержке речевого развития у детей дошкольного возраста нет ничего страшного. Главное — вовремя диагностировать задержку и принять меры. Регулярные занятия и правильные упражнения, направленные на стимуляцию развития речи, обязательно приведут к положительным результатам.

Когда пора бить тревогу?

Признаками задержки речевого развития в дошкольном возрасте можно считать:

  • словарный запас менее 20 слов и неспособность их комбинировать для составления фраз;
  • невнятное произношение и искажение слов;
  • отсутствие желания общаться и играть с детьми;
  • отсутствие реакции на простой вопрос из-за непонимания и неспособности ответить;
  • неумение дать название простым предметам в окружении;
  • неспособность назвать имена членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка имеется один или несколько из перечисленных признаков, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста, не откладывая дело в долгий ящик. Врач обязательно проверит слух малыша, который мог ухудшиться, например после недавно перенесенной инфекции или вируса.

Если проблема не в ухудшении слуха, то врач может предположить небольшое отставание в развитии. Он предложит понаблюдать за крохой на протяжении года, чтобы определить целесообразность лечения. В этот период родителям нужно будет оказать малышу посильную помощь в развитии.

Как заниматься с ребенком самостоятельно?

Детские сады очень часто отказываются принимать детей с зафиксированными задержками в речевом развитии. Поэтому родителям в таких случаях приходится заниматься коррекционным обучением ребенка самостоятельно. Не имеющим опыта родителям рекомендуется заручиться поддержкой логопедов, которые помогут составить план занятия и подберут специальные корректирующие упражнения для ребенка.

Естественно, что все занятия должны проводиться в игровой форме. Целью работы с дошкольником должна стать стимуляция развития артикуляционного аппарата с итоговым «вызовом» речи, попутным пополнением пассивного и активного словарей.

Лучшие стимуляторы развития речи детей — это игры, которые можно охарактеризовать как «недопонималки». То есть, если малыш пытается заменить слова жестами и мимикой, требуя, чтобы его попытались понять и удовлетворили требования, родители должны на них не реагировать, проявляя терпение, даже если кроха будет переходить на крик. Такие «недопонималки» нужно практиковать как можно чаще.

Еще один способ развития речи детей в дошкольном возрасте — это артикуляционная гимнастика, проведение которой должно быть ежедневным в случае задержки речевого развития. Изначально занятия с артикуляционной гимнастикой не должны быть дольше 10 минут. Это должны быть упражнения, которые не будут вызывать негатива и сложностей у малыша.

Начинать можно с простых упражнений. Попросите малыша широко улыбнуться, выполнить «забор» со смыканием зубов и открытым ртом, поиграть в «прятки с губами», когда поочередно прячется каждая из губ, или сделать «блинчик» — с плоском языком на нижней губе.

Со временем можно будет усложнить упражнения «часиками», когда язык касается поочередно каждого из уголков рта, «качелями» с движением языка вверх и вниз, «лошадкой» с характерными цокающими звуками. Правильным будет выполнять такие задания перед зеркалом, где дети смогут наблюдать за своим отражением и движениями артикуляционного аппарата.

Еще один эффективный прием для развития речи у детей — это дыхательные упражнения. Например, можно предложить малышу выдувать мыльные пузыри, погасить пламя свечки, дуть на кусочки ваты или бумаги, пытаясь сдвинуть их с места.

Не помешает в домашнюю программу включить и упражнения для развития моторики. С малышом можно и нужно заниматься физическими упражнениями, работая над развитием памяти и совершенствованием сенсорных навыков.

Как стимулировать желание говорить у малыша?

Вызов желания говорить у детей с задержкой речевого развития является главной проблемой и первоочередной целью в работе с ними. Часто сложности в процессе связаны с неправильно построенным общением ребенка со взрослыми, которые не дают ему возможности говорить, предугадывая все его действия и желания.

Очень важно поощрять любые попытки малыша говорить, особенно если он любит подражать взрослым. Стимулировать речевую активность детей нужно постоянно, дома и на прогулке. Предлагайте малышу помяукать, как кот, или полаять, как собака, поурчать, как стиральная машина, или погудеть, как пылесос.

Дополнительно в работе с малышом можно использовать музыкальные инструменты, предлагая ему отгадывать по звуку с завязанными глазами, какой инструмент звучит. Также в игре можно задействовать спрятанные музыкальные игрушки, предлагая крохе найти их по звуку.

Отлично стимулирует речь у детей совместное чтение с родителями, с договариванием последних слов, а потом строчек и куплетов любимых стихов. Для развития речи можно и нужно играть с крохой, используя подручные предметы и игрушки. Например, кукольный театр. Здорово, если в представлении будут принимать все члены семьи. Обыгрывать в домашнем театре лучше хорошо знакомые малышу сказки и рассказы. В ходе представления важно дать малышу такую роль, чтобы он смог озвучивать героев, принимать участие в диалоге.

Отличный способ для стимуляции развития речи — это арт-терапия: игры с песком, музыка, рисование – словом, творческие занятия. В период работы над развитием речи ребенка важно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Эффект будет, если следовать рекомендациям логопеда и регулярно работать с малышом, поощряя любые, даже незначительные достижения.

Полезные советы по работе с детьми с ЗРР

Ниже приведено несколько полезных рекомендаций, придерживаясь которых, родители смогут ускорить процесс развития речи у малыша:

Обратитесь к опытному невропатологу. Возможно, что проблема задержки речевого развития имеет отношение к сбоям в работе нервной системы малыша. Также не помешает обследоваться у таких специалистов, как:

  • психолог;
  • сурдолог;
  • стоматолог.

Вполне вероятно, что задержки развития речи связаны с особенностями строения языка, нарушениями работы слуха или кровоснабжения, головным мозгом. Комплексное обследование поможет определить истинную причину появления задержки речевого развития у вашего малыша.

  1. Обязательно обратитесь к иммунологу, чтобы проверить иммунитет ребенка. Частые болезни могут тормозить развитие речи. Правильные витамины укрепят иммунитет малыша и улучшат его мозговую активность.
  2. Не помешает провести курс фотохромотерапии и парафинотерапии в области шеи.
  3. Постоянное открытое общение с малышом обязательно приведет к положительным результатам. Общаться нужно так, чтобы малышу было интересно и хотелось принять участие в разговоре.
  4. Чтение ребенку с проявлением эмоций также ускорит развитие речи. Читать можно не только книжки, но и комиксы, комментируя картинки.
  5. Совместные занятия пением также помогут ускорить развитие речи у малыша. Кроме того, песни будут способствовать развитию памяти, повышению настроения.
  6. Развивайте дыхательную систему крохи с помощью духовых музыкальных инструментов: дудочки, свистка, губной гармошки.
  7. Поработайте над развитием пальцев на руках малыша с помощью массажера, который также можно заменить простой сосновой шишкой.

В заключение отметим, что развитие речи у мальчиков, как правило, происходит не так активно, как у девочек. Словом, мальчики могут начать нормально говорить на полгода и даже на год позже девочек, но это совсем не означает, что нужно откладывать на потом занятия по развитию речи и обследование ребенка. Своевременная диагностика заболеваний, провоцирующих задержку речи, позволит решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра Описание
Угадай-ка Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит
Имитация Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное. Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков
На прогулке Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их. В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их
Домашний оркестр Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал
Скажи, что звучит Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Упражнение, игра Описание
Монохромная мозаика Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук
Повтори Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)
Найти пару Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

Лабиринт Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуру Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.

Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:

  • задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
  • грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
  • длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
  • маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
  • трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
  • забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
  • чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.

Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.

Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.

Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи

Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.

Очень полезно при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.

Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.

Техника выполнения занятия:

  • «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
  • «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
  • «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
  • «иии» — в стороны, вниз;
  • «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
  • «эээ» — движение рук в стороны, вниз.

Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».

При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.

Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *