Развитие движений у детей

Время освоения прыжков для каждого ребенка индивидуально: одни справляются с этим к 2 годам, другие не могут прыгнуть даже в 5 лет. В среднем считается, что навык прыгания приходит к детям примерно в 2,5–3 года. Помочь малышу в этом вопросе могут родители. Ведь активное движение – залог полноценного физического развития и хорошего здоровья. Но как можно научить своего ребенка прыгать? С чего начать?

Предварительный этап

Перед тем как научить ребенка прыгать, нужно подготовить малыша физически. Ведь для овладения прыжками важно, чтобы у него были сильные мышцы ног, крепкие кости и связки, хорошая осанка, развитый вестибулярный аппарат (умение держать равновесие).

Без этого кроха будет падать. Наработать всю эту базу можно с помощью специального комплекса, в который входят такие упражнения:

  • «велосипед»;
  • ходьба на носках;
  • ходьба на внешней стороне стопы;
  • ходьба на пятках;
  • приседания;
  • упражнения на укрепление пресса и мышц спины;
  • ходьба с притягиванием ног поочередно к животу («цапля»);
  • удержание равновесия на одной ноге с раскинутыми в стороны руками («цапля в болоте»);
  • использование качелей;
  • ходьба по бревну.

Выполнять все эти упражнения ребенок будет охотнее, если подавать их в игровом ключе. Изображать длинноногую цаплю, крадущуюся лисичку, переваливающегося медвежонка, куклу-неваляшку ребенку намного интереснее, чем просто делать то, что требует взрослый. Но в любом случае родители должны контролировать и подстраховывать ребенка во время выполнения всех упражнений, показывать ему личный пример.

Подготовительный этап может занять несколько месяцев, прежде чем мышцы, связки и вестибулярный аппарат малыша будут готовы к испытанию прыжками. Поэтому не стоит торопить события, пока не станет очевидно, что ребенок научился держать равновесие и осанку, а его ножки достаточно окрепли.

Этапы обучения

Начинать освоение прыжков нужно с самых простых упражнений:

  • подпрыгивания на двух ногах на месте;
  • прыжков с продвижением вперед;
  • спрыгивания с небольшого возвышения;
  • прыжков на одной ножке.

Последний этап ребенок сможет освоить примерно к 4 годам, это нормально.

Начиная обучение, показывайте ребенку последовательность действий сами, придерживайте ее во время выполнения.

  • Подпрыгивание на месте.

Во время первых прыжков дети чаще всего приземляются на всю стопу на ровных ножках, при этом руки и ноги не скоординированы, что может привести к падениям. Поэтому начинать занятия лучше на мягкой поверхности: матрасе, диване. Малышу объясняют, что приземляться нужно сначала на носочки, а затем уже ставить всю ступню, ножки при приземлении нужно немножко сгибать. Последовательность действий такова:

  1. ступни малыша стоят параллельно, ручки опущены;
  2. малыш немного приседает и отталкивается от опоры, выпрямляя ножки и помогая себе ручками;
  3. прыжок выполняется с прямыми ногами;
  4. приземляется на переднюю часть стопы (ножки полусогнуты).
  • Прыжки вперед.

Когда ребенок научится подпрыгивать, нужно показать ему, как отталкиваться, чтобы прыгнуть вперед (толчок вперед-вверх).

  • Спрыгивание.

После того, как освоены эти прыжки, можно начинать обучение спрыгиванию с возвышения. Это может быть, например, ступенька. Разница заключается лишь в том, что малышу не нужно сильно отталкиваться вверх.

  • Прыжки на одной ноге.

Этот навык можно освоить только при умении хорошо держать равновесие. Ребенок поджимает одну ногу, отталкиваясь и приземляясь с помощью другой, помогая себе держать равновесие руками.

Игра в помощь

Известно, что лучше всего дети учатся, подражая своим родителям и в ходе игры. Поэтому, обучая их прыжкам, можно предлагать им изображать, как мама, разных животных или предметы (мячик, лягушонка, зайку, горошки, кенгуру, воробушка, кузнечика). При этом воробушек прыгает вперед, горошек или мячик – вверх, лягушонок может спрыгивать с камешка в болото или допрыгивать до другого камешка.

Можно предложить малышу ловить во время прыжка игрушечных бабочек, стрекоз или дотягиваться до предметов в руках родителей, перепрыгивать «лужицы», «ручейки», камушки», нарисованные или сымитированные игрушками, перепрыгивать через обручи, яркие скакалки или веревочки.

Создать бодрое настроение во время занятий могут различные стихотворения, потешки («Мой веселый красный мяч», «Скачет сито по полям»), стихи про лягушат, воробушков и т. д. Хорошо использовать в качестве иллюстрирующих такие слова: «прыг-скок», «с кочки на кочку», «с ножки на ножку».

Более сложные варианты игр могут состоять из нескольких действий. Например, при слове «воробей» малыш спрыгивает с возвышения и прыгает по земле, при слове «машинка» должен вернуться обратно. Или при словах «штиль» соскакивает в «воду» и играет, бегает, при слове «шторм» — возвращается обратно.

Становясь старше, ребенок сможет освоить прыжки со скрещиванием ног, прыжки с разбега в длину, высоту, с поворотом, подскоком, запрыгивание на возвышение и другие виды прыжков. Но начинать нужно с самых простых, соответствующих возрасту и физической форме ребенка, постепенно усложняя задачу. Это – главный залог успеха.

Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.
Родителям необходимо помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
· Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
· Хорошо стоит.
· Кладет предмет в коробку.
· Ставит друг на друга два кубика.
· Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
· Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
· Много лепечет.
Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.
В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.
Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.
Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку — убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).
Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у малыша первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами – пятна на зубах или неправильный прикус.
Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.
В 2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· «Кормит» с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.
Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.
«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.
Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или собака, лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.
В 3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
· Строит фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
· Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).
К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.
В 4 года ребенок:
· Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка – если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть рацион ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
· Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
· В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».

Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.
Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.

Двигательное развитие детей играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка.

Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.

Развитие движений у детей – «Как у всех» или «по-своему»?

Медики нередко встречают у родителей неадекватную оценку двигательных способностей их детей. Например, малыш в 9 месяцев еще не умеет сидеть, а мама совершенно спокойно заявляет: ничего страшного, мол, у соседки тоже сын еще не сидит, хотя такого же возраста. Или наоборот: трехмесячный ребенок уже может стоять, придерживаясь за спинку кроватки, и родители просто тают от восхищения: какой развитой малыш! Попробуем выяснить, насколько это нормально и правильно – запоздалое или слишком раннее двигательное развитие младенца.

И в первом, и во втором описанных случаях ситуация требует немедленного реагирования. Чтобы это понять, давайте рассмотрим этапы развития движения малыша до года.
Медики признают четыре периода:

1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.
3-6 месяцев – ребенок может сидеть.
6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.
9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.

Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.

Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:

– Ребенок проходит родовые пути.
– Лежит на спинке.
– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.
– Ползает по-пластунски.
– Поднимает ручки, опирается на них.
– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.
– Учится сидеть.
– Ползает уже на четвереньках.
– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.
– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.

Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.

Так что, уважаемые родители, никогда не смотрите, «как у других», и не успокаивайте себя этим – малейшее отклонение в двигательной активности ребенка в ту или иную сторону должны вас насторожить и лучше обратиться за помощью к специалисту.

Наиболее часто задаваемые вопросы по теме «Двигательное развитие детей»

Что значит выражение «повышенный тонус»?

В первые три месяца жизни ребенку свойственен повышенный тонус, или физиологический гипертонус. Его ручки прижаты к телу, согнуты в локтях, кулачки крепко сжаты, ножки тоже согнуты. Так задумано природой и состояние это необходимо для того, чтобы поддержать форму тела ребенка. Со временем оно пройдет, на смену придут произвольные движения, которые малыш будет постепенно осваивать – удержание головки, перевороты с боку на бок и на живот, опора на руки… Если вы замечаете, что, переодевая малыша, не можете прижать его бедра к столу – значит, мышечный тонус повышен по сравнению с нормой, а это является тревожным сигналом. Повышенный тонус в некоторых случаях может помешать правильному и своевременному развитию головного мозга. Родителям необходимо срочно обратиться к неврологу, а иногда и к ортопеду. У малыша, которому больше 3 месяцев, может наблюдаться как симметрично, так и асимметрично повышенный тонус. В первом случае вы заметите отставание в навыках движения. Об асимметричном гипертонусе расскажут такие симптомы, как скошенный на одну сторону или облысевший с одной стороны затылочек, головку такой ребенок чаще поворачивает в одну сторону, игрушку хватает только одной ручкой и следит за ней лишь с одной стороны – справа или слева. Своевременное обращение к специалистам поможет исправить ситуацию.

Если ребенок начал ходить раньше сверстников – например, в 8 месяцев – это хорошо или плохо?

В том случае, если ребенок перед этим вовремя начал держать голову, период ползания занял 3-4 недели, ножки у него достаточно сильные и он сам встает, а при падении группируется и редко ударяется – это нормально. Если же ребенок, пропустив фазу ползания, сразу начинает ходить или требует, чтобы его водили за ручку, при падении не умеет группироваться и все время ударяется лбом или затылком, ему тяжело самостоятельно вставать с пола – необходима консультация невролога. Есть вероятность, что малыш нуждается в курсе лечебного массажа и специальных физических упражнений. Если вы будете и дальше водить его за ручку и позволять ему самостоятельно ходить – вы добьетесь только нарушения координации движений. Упражнения, рекомендованные специалистом, помогут ребенку укрепить брюшной пресс и научат группироваться.

Нормально ли, если ребенок продолжает ползать и после года, а вставать не хочет?

Не нужно волноваться. Даже если ваш ребенок начнет ходить к полутора годам – это нормально, если он успешно ползает. При этом важно убедиться, что у малыша достаточно сильные ножки, спина, ягодицы, нормальная координация – а определить это может только врач.

Должен ли ребенок сам начать вставать или лучше ему помочь?

Малыш сам решает, когда ему пора вставать. Если у него появляется желание встать – значит, его ножки и спинка достаточно окрепли, чтобы выдержать вес тела. Если вы чувствуете, что ребенок уже должен вставать, но он этого не делает – возможно, вы чрезмерно опекаете его, приносите все «на блюдечке», лишая малыша стимула к движению.

Когда можно сажать ребенка?

Многие родители стремятся как можно раньше посадить ребенка, подперев его подушками или привязав в детском стульчике. Этого делать не следует до тех пор, пока ребенок не научится садиться самостоятельно. В противном случае можно спровоцировать искривление позвоночника.

Развитие движений у детей – сфера очень важная и тонкая, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться в том, что все этапы проходят последовательно.

Двигательное развитие ребенка – одно из наиболее интересных и, вместе с тем, не освоенных наукой, явлений. Педагоги и родители все больше и больше узнают об особенностях психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и поведения ребенка. Однако они совсем мало знают о той роли, которую двигательное развитие играет в общем, психическом развитии ребенка.

Естественное состояние души ребенка – движение. Он активен, любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться. Мы, взрослые, особенно в современной системе школьного образования, чаще всего видим свою задачу в том, чтобы успокоить «непоседу» и сделать все возможное, чтобы он «сидел смирно» и не нарушал обычного хода событий. Мы хотим и требуем, чтобы он смотрел, слушал и не двигался, т.е., ожидаем и поощряем в нем обездвиженное познание и «спокойное» поведение. А ведь движение заложено в нас самой Природой. Около 650 мышц нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга! Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт.

Хватает ли нам мудрости учиться у самой природы и у растущих детей и использовать тот потенциал развития, который дает движение? Чаще – нет, ибо сами мы выросли в «обездвиженной» системе знаний и убеждений. Стиль нашего воспитания и образования, ограничивающий движение ребенка, по сути, тормозит самое важное для него — развитие. Может поэтому, огромное число наших детей формально усваивают знания, страдают из-за «абстрактного учения» и их грамотность падает из года в год. Невозможность интегрировать интеллектуальные процессы с двигательными, на наш взгляд, являются одной из основных проблем для современного ребенка-школьника.

Что вбирает в себя та сфера, которую мы называем двигательным развитием?

Это:

  • становление рефлекторных младенческих движений и их интеграция между собой;
  • интеграцию младенческих рефлексов («динамических» или двигательных и «позовых») с сознательно контролируемыми движениями;
  • развитие у ребенка целостных схем движений тела (переворот с живота на спину и, наоборот; умение сидеть или стоять и пр.) и формирование переходных движений (основных схем движений, обеспечивающих становление умения переворачиваться или садиться и пр.);
  • становление различных систем координации движений (левая рука-правая рука, руки-глаза, руки-глаза-слух, руки-ноги и многие другие);
  • развитие измерений тела – латеральности (взаимодействие левой и правой сторон и левого и правого полушарий головного мозга), центрации (взаимодействие «верха» и «низа» тела, неокортекса и среднего мозга) и фокуса (взаимодействие «переда» и «спины» тела, неокортекса и задних, стволовых отделов мозга).
  • развитие системы контролируемых движений (контроль положения тела во время ответов у доски, публичных выступлений, спортивных занятий и выступлений, танцев и пр.).
  • становление темпа и ритма движений;
  • становление позы и формы тела;
  • развитие телесного кинестетического интеллекта (моторный аспект сознания, поведения и деятельности);
  • развитие связей между движениями и их схемами с эмоциональными и познавательными психическими процессами и поведением.

Картина перечисленных выше явлений, безусловно, далеко не полна. Однако и они уже вызывают множество вопросов. Задержка, торможение в становлении тех или иных компонентов двигательного развития отражается на целостной психике в детском возрасте и влияет на другие этапы взросления. Знания о резервах естественного развития, заложенного Природой, и их использование могли бы помочь многим детям, испытывающим личностные и поведенческие проблемы, и существенно изменить их жизнь и учение к лучшему.

Двигательное развитие имеет свою структуру, собственное течение, свой собственный невербальный язык и законы проявления. Его носителем является тело. В процессе своего развития оно «продвигается» через базовые схемы движений в темпе и по законам, предназначенным Природой. Каждый динамический или позовый рефлекс, схема движения, система координации движений и пр. также появляются в свое особое время. Это время — то пространство, в котором базовое движение исследуется, усваивается, отрабатывается и объединяется с це­лостной системой движений тела.

Усвоенные схемы служат поддержкой для разви­тия других схем движений. С возникновением каждой новой схемы движения, вновь активизируются другие схемы. Это создает базу для эффективного перехода человека на следующий этап двигательного развития. В свою очередь, двигательное развитие становится основой, обеспечивающей общее психическое становление. Так происходит интеграция двигательного и общего психического линий развития. Эта интеграция более всего представлена на этапе младенческого и дошкольного развития. Не случайно, многие известные психологи и педагоги утверждали мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от двигательного (Ж. Пиаже (Jan Piaget), Масару Ибука (Masaru Ibuka), П.Ф. Лесгафт (P.F. Lesgaft), Л.С. Выготский (L.S. Vigotsky), Н.А. Бернштейн (N.A. Bernstein), М. Монтессори (М. Моnetessory) и др.). В частности, японский исследователь Масару Ибука считает, что развитие одаренности ребенка до трех лет прямо пропорциональна двигательному. Чем больше и правильно, соответственно возрасту и природе двигается ребенок, тем активнее он развивает мыслительные процессы (сравнение, противопоставление, конкретизацию и обобщение), механизмы воображения, творческость, тем быстрее и активнее развивается его речь. Отметим, что такие выдающиеся новаторы в области образования, как Говард Гарднер (Ноvard Gardner), Джин Эйрес (Dеаn Ауres), Рудольф Штайнер (Rudoph Steiner), Ма­рия Монтессори (Маria Моnetessory), Моше Фелденкрайз (Моshe Fе1denkreis), Гленн Долман (G1еnn Dolman), Нил Кефард (Ni11 Керhard) и многие другие признают важнейшую роль движения в процессе познания и личностного становления ребенка.

Центральным вопросом в двигательном развитии является вопрос о том, как плавно, сообразно природе ребенка привести его к осознанному движению. Осознанное движение, если оно «в ладу» с естественными основами развития, ведет и к контролируемому поведению. Так, ребенок получает ярлык «агрессивного», если не может контролировать свои движения, действия и эмоции и не умеет «канализировать» их социально приемлемым способом. Чем слабее у него двигательный контроль, тем активнее «взрываются» эмоции, и, наоборот, чем более неуправляемы эмоции, тем больше он обращается к «резким, рваным, угловатым», т.е. «агрессивным» движениям. Ребенок оказывается в порочном кругу. Иногда элементарное знание о движении и коррекция с его помощью могут изменить не только поведение ребенка, но и сделать радостной его жизнь и взаимодействие с окружающим миром.

Процесс формирования произвольного движения и двигательного контроля происходит в направлении от центра тела к конечностям, от головы к копчиковому отделу позво­ночника, от верхних конечностей к нижним. Использование подобного рода знаний может помочь правильно организовать движение ребенка. Важно также помнить, что каждая схема движения основывается на базовых рефлексах, соотносится с другими схемами движений, поддерживает развитие и функционирование мозга. Все это означает, что важны также и истоки движений – правильное развитие «динамических» и «позовых» рефлексов и их интеграция в общую систему движений тела. Трудности же на пути первых движений тормозят в будущем становление произвольного движения, отражаются поведенческими и учебными проблемами, отягощают психическое становление.

Высоко усовершенствованное движение опирается на интеграцию разных уровней движения в общем, двигательном развитии. Истинно интегрированное движение эффективно, сильно и изящно. Оно гармонизируется дополнительными схемами движения. Такое движе­ние представляет собой «великолепный оркестр процессов: сгибания и разгибания, удлинения и сокращения, сжатия и отталкивания, дотягивания и притягивания. Эти процессы создают гармонию и последовательность в протекании и координации движения. В результате человек оказывается способным двигаться, имея в своем арсенале больший диапазон выборов в реагировании на стимулы окружающего мира» (К. Э. Эриксон, 1988).

Двигательное развитие образуют: структура, качество, уровень осознания, ритм и темп движения, кинестетическое сознание и … радость движения. Для того, чтобы двигательное развитие было полноценным и радостным, мы должны бережно сопровождать его, учитывая его составные, этапы, возрастную специфику, и ведя к радости открытий через движение.

«Движение — ключ к учению».

«Исследования в области двигательного и интеллектуального развития свидетельствуют о том, что движение является составной частью процесса учения. Движение про­буждает и активирует многие умственные способности. Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд (Carla Hannaford, США), обращаясь к научным исследованиям, показывает, как движение помогает встраивать и закрепляет новый опыт и информацию на нейрофизиологическом уровне — в нейронных сетях. Движение жизненно необходимо для действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познанное и свое «Я».

Наши знания о движении отражаются на воспитании на­ших детей самым непосредственным образом. Ребенок, приученный к познанию без движения, пассивен в своей деятельности, у него ограничен опыт использования знаний, он быстрее утомляется, склонен к истощению внимания.

Как мы обучаем детей движению?

Ребенок начинает учиться движениям уже внутри утробы матери. Движения дают ему первые ощущения мира и знаменуют начало познания и опыта действия с законом земного притяжения. В последующем, после рождения, каждое движение, представляя собой сенсомоторное событие, ведет к углублению понимания физического мира, в рамках которого протекает весь процесс по­знания ребенком нового. Так, движение головы приводит наши органы чувств (глаза, уши, нос и язык) в соответствующее положение для восприятия окружающей информации. Умелые движения глаз позволяют нам видеть на большом расстоянии, в трехмерном масштабе, организовывать периферическое зрение и фокусиро­вать взгляд на мелком тексте. Благодаря тонким движениям рук мы можем касаться и манипулировать различными объек­тами мира бесконечно сложными и разнообразными способа­ми.

Движение позволяет нам принять правильное положение тела для восприятия запахов, которые вызовут в памяти те или иные события, для — звуков, которые позволят сформировать внутренние образы, необходимые для самосохранения, понима­ния и пр. Мышцы и «телесная память» позволяют бегать, определить, где мы находимся, как двигаться изящно и с пониманием и созда­вать в процессе движения что-то красивое и особенное. Дви­жение помогает нашему лицу изобразить радость, печаль, злость и любовь, реализуя извечное человеческое желание быть поня­тыми.

Движение есть в каждой цифре и букве. У каждого знака есть форма, которая запоминается нашими мышцами и впоследствии повторяется с помощью дви­жения при письме. В течение многих лет обучения мы объединяем движения с сенсорным восприятием, на основе чего строим новые суждения. С помощью движений можно облечь мысли и эмоции в слова и действия, обогатить мир творческими идея­ми.

Каждый раз, когда мы организованно, красиво двигаемся, происходит более полная активизация и интеграция деятель­ности мозга. Движение как «ключ» открывает мир учения легко и естественно.

Месторасположение «движения» в мозге.

Сегодня в обществе существует предубежденное отно­шение к движению: мы недооцениваем физические достиже­ния и игнорируем их важность в таких «серьезных» видах деятельности, как труд и учение. Вера в определенность и превос­ходство человеческого разума, как и другие, глубо­ко укоренившиеся предрассудки о деятельности мозга, сильно влияет на отношение и ограничивает понимание физической основы мышления и познавательных процессов.

Доктор Карла Ханнафорд, отвечая на поставленный выше вопрос, показывает, как движение играет важнейшую роль в естественном развитии ребенка и то, как мало мы осознаем это в процессе обучения детей. Современная система образования и воспитания, с ее точки зрения, сама становится стрессовым факторам из-за недооценки движения. Исследователь считает, что недооценка движения связана с бытующим представлением о том, что извилины коры мозга «существуют не для движения, а для мыслей». Действительно, идея, что зоны мозга, ответственные за движе­ние, могут находиться в коре больших полушарий, казалась неприем­лемой даже для ученых, когда она была впервые представле­на.

Эта позиция была связана с тем, что кора всегда считалась местом для «чистого разума». Открытие двигательных зон в коре мозга было сделано немецкими учеными Эдуардом Хитцигом (Aduard Hitzig) и Густавом Фрицшем (Gustaw Fritzsh) в 1864 году. Исследователи при стимуляции коры мозга собак наблюдали мышеч­ные сокращения противоположной стороны тела. Позже анг­лийский невролог Джон Хьюлингс Джексон (John Hulings Jeckson) предположил существование моторной коры полу­шарий мозга. Все эти открытия ставились под сомнение, ибо затронули «чувствительные стру­ны» научного сообщества. В своей работе он писал: «Похоже, положение об участии полушарий мозга в движении, встречает непреодолимые возражения. Причина, я полагаю, состоит в том, что извилины коры мозга считаются существующими не для движения, а для мыслей» (J.H. Jeckson, 1970).

О кинестетическом интеллекте.

«Вера» в назначение коры мозга исключительно для интеллекта все еще жива и сегодня. Говард Гарднер (Ноward Gardner) в своем описании телесно-кинестетического интеллекта говорит о том, что: «описание использования тела в качестве разновид­ности интеллекта может в первый момент покоробить. В нашей культурной традиции существует ради­кальное разделение между мыслительной деятельностью и действиями физической природы. Разрыв между «умственным» и «физическим» пытаются объяснить тем, что действия, совершаемые телом, менее важны, чем работа по решению проблем, осуществляемая через использование языка, логики или какой-то другой относи­тельно абстрактной системы символов» (Ноward Gardner, 1973).

Гарднер указывает: чтобы сменить точку зре­ния на двигательную деятельность как на подчиненную «чи­стой» мысли, мы должны вслед за нейробиологом Роджером Сперри (Rodger Sреггу) изменить свой взгляд и посмотреть на мышление как на инструмент, направленный на конечный этап выполнения действия. «Вместо того, чтобы считать двигательную активность низшей формой деятельности, служа­щей для удовлетворения нужд вышестоящих центров, надо принять концепцию деятельности мозга как средства при­внесения дополнительного смысла в моторное поведение, на­правления его к более далеким целям и придания ему дополнительнои адаптивной ценности».

Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движений мышц. Это относится не только к физическим умениям спортсменов, танцоров и ар­тистов, но и к интеллектуальным навыкам, которые использу­ются детьми в школе и взрослыми на рабочих местах. Писа­тели сочиняют истории, учителя учат, политики руководят, ис­пользуя сложную мышечную экспрессию языка, речи и жес­тов. Медицина, искусство, музыка, наука — мастерство в этих и других профессиях достигается благодаря удивительной внут­ренней работе нервной сети, проявляющейся через мысли, мышцы и эмоции. Все наши умения — это часть работы мышц, играю­щих важнейшую роль в развитии навыков человека.

Движение – якорь мысли и успешного учения.

Чтобы «заякорить» мысль, необходимо движение. Че­ловек может мыслить, сидя неподвижно, но для того чтобы закрепить мысль в сознании, необходимо совершить действие, например, произнести слова. Когда мы пишем, мы устанавливаем связь с мышлением, используя движения руки и языка. Возможно, нам никогда не понадобится прочитать напи­санное, но движение необходимо, чтобы извлечь пользу из мыс­ли — построить нейронные сети.

Большинство людей обнаруживают, что разговор закрепляет мысль. Разговор — это ярко выраженный сенсомоторный навык, требующий тонкой двигательной коорди­нации между мышцами лица, языка, голосовых связок и глаз, а также проприорецепторов лица. Проговаривание позволяет организовать и развить мысли. Когда мы говорим о том, чему научились, физические движения позволяют усвоить и закре­пить это в виде нервных сетей. Поэтому, после объяснения в классе новой темы, мудрые педагоги просят школьников пересказать ее друг другу, передав при этом свое личное отношение. На уровне нейрофизиологии, как отмечает доктор К. Ханнафорд, «через синапсы актизивированных нейронов выделяется нейро-трансмиттер ацетилхолин, который стимулирует работу мышц во время разговора. Повышенное и последовательное выделение ацетилхолина способствует росту дендритов в этом месте, разви­вая, таким образом, нервную сеть».

Многим легче и свободнее размышлять при выполне­нии повторяющихся физических действий, требующих низ­кого сосредоточения. Некоторым людям лучше всего думается, когда они плавают в бассейне, прогуливаются или бреются.

Нейробиологи в течение долгого времени пытались най­ти реальную нервную связь между зонами мозга, отвечающими за движение и сознание. Если бы такая связь была найдена, она бы объяснила, почему, например, у людей с заболеванием Паркинсона наблюдается ухудшение физического состояния одновременно с умственной деградацией. Лишь недавно было обнаружено, что две зоны мозга, которые ранее связывались только с контролем мышечного движения — мозжечок и базальные ганглии — также играют важную роль в координации мышления. Эти зоны связаны с лобной долей мозга, где осу­ществляется планирование порядка и координация будущего поведения».

Для того, чтобы понять, на чем основана связь между движением и мышлением, мы должны обратиться к самой ранней стадии развития мозга. Младенец совершает настоя­щий подвиг в плане развития силы и координации, когда в первый год своей жизни от пассивного лежания переходит к ходьбе. Этот переход важен и грандиозен, т.к. через освоение и тренировку каждого нового движения младенец развивает мощнейшие нервные сети.

Когда «репертуар» движений ребенка расширяется, каж­дый шаг в развитии дает системе органов чувств, в особен­ности ушам, рту, рукам, носу и глазам, все большие преиму­щества в восприятии окружающей информации. На вестибу­лярный аппарат оказывают влияние основные мышцы живота и спины; именно эти мышцы начинают действие, приводящее к поднятию головы — первому серьезному достижению. С ростом силы в мышцах шеи, ребенок начинает поднимать голо­ву, слышит происходящее обоими ушами и видит мир обоими глазами. Когда ребенка держат в вертикальном положении или кладут на поверхность, это дает ему возможность активно тренировать мышцы шеи. (В связи с этим возникает вопрос, полезно ли постоянное использование популярных детских переносных стульчиков, использующихся по типу автомобильных сидений. В таких сидениях ребенок располагается под углом 45 градусов, что препятствует активной тренировке основных мышц тела и шеи. Несмотря на то, что глаза ребенка направлены вперед, он не может активно развивать зрение, так как не двигается).

Малыш исследует свои ступни и ладошки, засовывая их в рот, и тем самым заставляет работать дополнительные группы мышц. Глаза участвуют в первых попытках младенца перевер­нуться, когда он следит за каким-либо предметом глазами и использует центральные мышцы тела для целостного движе­ния. Центральные мышцы тела, в свою очередь, работают на усиление плечевого пояса. Это позволяет ребенку поднимать плечи и голову в ответ на сенсорные стимулы.

По мере развития и миелинизации нервных сетей, иду­щих к мышцам тела, благодаря их постоянному использованию, малыш учится поддерживать положение своего тела, чтобы сидеть. В процессе практики и тренировки обеих сторон тела ребенок затем начинает ползать. Активизация центральных мышц позволяет тазовому поясу и плечам рабо­тать согласованно.

Всем хорошо известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию ползания, в дальнейшем могут ис­пытывать трудности в процессе учения. Ползание — это перекрестно-латеральное движение, активизирующее развитие мозолистого тела (нервных связей между двумя полушария­ми мозга), позволяющее обеим сторонам тела работать со­гласованно, включая руки, ноги, глаза (бинокулярное зрение) и уши (бинауральный слух). При равной стимуляции орга­ны чувств более полно воспринимают окружающее, и обе стороны тела могут работать более согласованно и, следова­тельно, более эффективно.

В конце концов, в процессе моторного развития ребенок встает во весь рост, учится балансировать своим телом и начинает ходить и очень вскоре — бегать. Это, действительно, гигантское достижение.

Для процесса обучения необходимо позволять детям ис­следовать каждый аспект движения и равновесия в своей ок­ружающей среде, будь это лазание по деревьям, хождение по бордюру или прыганье с дивана. Однако, учитывая совре­менный взгляд на мир как на опасное для детей место, взрослые часто тормозят их активное познание и движение. Ког­да движение становится запрещенным, любимым занятием детей оказывается телевизор или компьютер.

Уже в младенчестве дети помещаются в разные «устройства»: стулья-(ограничители), ходунки и пр. намного раньше положенного времени, когда им еще нельзя садиться или стоять. Это не позволяет им самим прикладывать собственные усилия, познавать и усваивать движения. Сам процесс усвоения движений, обеспечивающих достижение разных позиций, более важен, нежели «помещение» детей в готовые позиции. Из-за неверного понимания взрослыми природы развития движения ребенок теряет драгоценное время, отведенное природой для самоисследования и открытий, основанных на движениях. А ведь именно самостоятельное постижение движения формирует основу и поддерживает более поздние схемы движения, а значит и общее развитие и ребенка, и взрослого.

Мы приходим в этот мир с замечательной способностью к развитию самого высокого уровня понимания и причинного рассуждения. В нашей современной культуре мы слишком часто требуем учиться, работать и жить, зазубривая по положенному сценарию. В результате наша способность понимать и познавать естественную систему связи собственного тела блоки­руется. Запрещая или тормозя естественное движение детей, мы «учим» их игнорировать физи­ческую базу познания (опыта), требуемую для развития и обучения в их индивидуальном темпе.

Под влиянием стресса мы стремимся возвратиться к известным нам устойчивым схемам движения. Если предыдущие схемы движений не были объединены полноценно, то физическая основа развития оказывается слабой.

Наиболее устойчивые компенсаторные схемы, функцио­нирующие на нейрологическом уровне, могут быть сформированы в период грудного возраста и ранее. Эти схемы могут препятствовать работе учащегося за партой или атлета на спортив­ном поле и вести к неуспехам, гиперкомпенсации и дистрессу. В такой ситуации наша способ­ность использовать все доступные ресурсы для обработки информации ограничивается. Поэто­му атлет может оказаться восприимчивым к нестабильному движению, приводящему к трав­мам.

Большинство людей способны вернуться к пройденным процессам развития и проанали­зировать свои схемы движений. Опыт работы с людьми по Образовательной Кинесиологии показывает, что ее упражнения стимулируют систему «интеллект-тело» и помогают интегра­ции схем базовых движений. Более того, они обогащают познание и показывают, как можно жить каждый день более интегрированным и эффективным образом.

Исследования влияния движения на учение, проведен­ные с более чем 500 канадскими детьми, выявили, что ученики, которые ежедневно проводили лишний час в спортзале, на эк­заменах показали значительно лучшие результаты, чем их ме­нее активные сверстники. Аналогично, у мужчин и женщин в возрасте 50-60 лет, участвовавших в 4-месячной программе по регулярной быстрой ходьбе, показатели умственных тестов возросли на 10%. При тщательном анализе тринадцати раз­личных исследований, посвященных выявлению связей между физическими упражнениями и интенсивностью мышления, оказалось, что упражнения стимулируют рост развивающегося мозга и препятствуют регрессу стареющего мозга.

Последние исследования доказывают: движение прино­сит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная ак­тивность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных свя­зей в мозге.

Движенье – жизнь! Предоставьте ребенку возможность больше двигаться!

Дети двигаются постоянно (если они, конечно, не спят в это время). Они бесконечно куда-то забираются, откуда-то прыгают, на чем-то качаются и зачем-то кружатся. Их неутомимая жажда движения в конце концов утомляет родителей, и те пытаются предложить разные спокойные игры – чтобы поспокойнее, потише, подольше занимали.

Я хочу рассказать родителям про одну маленькую «фишку» детского развития: РЕБЕНКУ НУЖНО ДВИГАТЬСЯ. РЕБЕНОК, ОГРАНИЧЕННЫЙ В ДИЖЕНИИ, НЕ РАЗВИВАЕТСЯ И НЕ ОБУЧАЕТСЯ В ПОЛНОЙ МЕРЕ.

Только во время движения решаются важные для детского развития задачи:

  1. ФОРМИРУЕТСЯ СТРУКТУРА НЕРВНЫХ ВОЛОКОН. От того, насколько правильно сформированы нервные волокна, зависит развитие структур головного мозга и нейронных связей между его полушариями, а, следовательно развитие всех высших психических функций (простым языком – память, мышление, внимание, мотивация и т.д)
  2. РАЗИВАЮТСЯ ВСЕ ОРГАНЫ-АНАЛИЗАТОРЫ внешней среды, в том числе – вестибулярный аппарат, координация движений и т.д., за счет чего происходит формирование пространственного восприятия, в том числе временных понятий, последовательности событий. Сбои в формировании пространственного восприятия мы видим в ошибках написания букв и слов, в трудностях счета и логических рассуждений.
  3. УЛУЧШАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. Необходимость сидеть неподвижно время во время выполнения задания повышает внутреннюю напряженность ребенка, а возможность двигаться, крутить что-то в руках – способствует ее снижению, повышает концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Это особенно важно для младших школьников, у которых процесс становления нервной системы и развитие психических функций в самом разгаре.

Ну и, конечно, умение управлять собственным телом, ощущение собственной ловкости, проворности (равно «УСПЕШНОСТИ») — приводит к созданию положительного самовосприятия, такие детки более успешно АДАПТИРУЮТСЯ ко взрослой жизни.

Движение и развитие связывали долгое время только древние греки. Это они представляли себе идеалом некие отношения между телом и сознанием.

  1. Кинезиология — это
  2. Телесная терапия
  3. Образовательная кинезиология
  4. Чтение и движение
  5. К чтению с младенчества?
  6. Движение и развитие
  7. Движение и школьный стресс
  8. Грудничковое плавание

От древних греков пришла гимнастика для мозга. После них на связь между головой и телом мало кто обращал внимание.

Так продолжалось до конца XIX века, когда выяснилось, что в коре головного мозга есть моторные зоны, отвечающие за движения человека. То, что кора головного мозга отвечает не только за нашу высокоинтеллектуальную, духовную деятельность, но еще и за движения тела, стало тяжелейшим потрясением для психофизиологов и нейропсихологов и вызвало бурный протест. Ученые были уверены в том, что главное в человеке – его мысли, а тело – это такая чепуха, абсолютно неважная.

Кинезиология — это

Выявление моторных зон коры начало менять представления о человеке. Стало понятно, что он не просто думает, а думает, чтобы действовать, двигаться, добиваться результата.

В результате в настоящее время появилась целая система для восстановления взаимосвязи движения и развития – кинезиология. Самые известные её практические направления:

  1. телесная терапия, где, начиная с начала 20 века, активно пытались соединить голову и тело;
  2. образовательная кинезиология.

Считается, что образовательная кинезиология — западное достижение. Справедливости ради надо сказать, что отечественная науки не менее эффективно работала в этом направлении. Больше всего известны работы Николая Ивановича Озерецкого — автора теста моторной одарённости, широко применяемого в определении готовности к школе.

Телесная терапия

В рамках телесной терапии, когда стало понятно, что моторика, движение также важна как и мыслительный процесс, начали заниматься гимнастикой для ума, оздоравливающим массажем и специальными упражнениями, расслабляющими тело человека.

Выяснилось, что тело человека хранит очень много памяти о том, что происходило с ним. Например, человека просят принять неудобную позу или дают почувствовать боль в теле, и он вдруг вспоминает, что с ним когда-то было: тело начинает выпускать опыт, связанный с этой позой, этой болью. Человек освобождается от груза подавленных движений и эмоций.

Образовательная кинезиология

Образовательная кинезиология родилась из того, что некоторые дети испытывают проблемы с чтением – дизлексию. Школа очень пристально следит за развитием навыка чтения, и родителей этим нагружает по полной программе, потому что не будешь читать – не сможешь учиться.

Чтение – это единственный способ передачи информации в человеческой культуре. Другого способа пока не изобрели. Ребёнок плохо читает, и все говорят, что он должен читать каждый день. Он должен тренировать чтение. Ну что, если не хочет. Родители должны принуждать его тренировать чтение, пока не натренируется. У некоторых детей получается: потренировали – зачитал.

Но какой-то части детей улучшить чтение не удаётся ни при каких тренировках. Чем больше они читают, тем

  1. хуже читают,
  2. перестают понимать, что читают,
  3. читают по-прежнему медленно,
  4. у них всё время не получается.

Чтение и движение

Пол Деннисон, будучи психологом и занимаясь проблемами обучения, решил посмотреть немного с другой стороны: что связано у человека с чтением? Такой простой вопрос: что мы должны делать при чтении?

  1. Что мы практически делаем, когда читаем? Обычно говорят: распознаём знаки.
  2. А что мы делаем, чтобы распознать знаки? Считываем информацию глазами, то есть двигаем глазами.

Для чтения мы не просто должны уметь двигать глазами, а делать это определённым способом: по горизонтали, отслеживая знак за знаком. Мы должны вести взгляд слева направо (в европейской культуре) и последовательно считывать знаки.

Кстати, речь тоже построена таким же образом: последовательное, с небольшими промежутками, предъявление слова за словом. И когда мы слышим речь, то дешифруем её последовательно точно так же по горизонтали. Можно схватить общий смысл (другой механизм). Но ребёнку приходится сканировать, т.е проглядывать элементы, чтобы понять точно, о чём речь. Фокусироваться на каждом элементе.

К чтению с младенчества?

Наблюдая деток, когда они развиваются с младенческого возраста и до школы, Деннисон заметил, что очень многие вещи, которые потом понадобятся при чтении, осваиваются на телесном уровне в обыкновенном движении ребёнка. Как ребёнок сканирует окружающее, когда он ещё не читает?

  1. Раскладывает свои игрушки и наблюдает, что он куда кладёт.
  2. Проглядывает комнату, в которой находится, и последовательно считывает: вот картинка, вот шкаф, вот окно, вот мама и т. д.

Если глаза не научились сканировать в реальности мира, то на бумаге они этого не смогут. Текст будет распадаться.

И ещё одна вещь. Книжка – двухмерная плоскость. Для того, чтобы в ней ориентироваться, надо освоить на уровне тела: верх-низ, лево-право, серединная линия. Нельзя читать кусочек отсюда, кусочек с другой страницы. Система координат должна быть освоена на уровне тела.

Движение и развитие

Начальное освоение правого-левого происходит уже при грудном вскармливании. Ребёнок лежит под грудью матери на одном боку, и тяжесть тела в одном месте. Его переложили к другой груди, тяжесть тела сместилась. Малыш начинает различать «правое и левое» на телесном уровне. Даже если мать кормит ребёнка из бутылочки, его надо перекладывать также.

Затем он начинает переворачиваться, ползать, ходить. В движении вес переносится многократно. Ощущение разных сторон закрепляется. Появляется так называемая контрлатеральность: я соединяю левую и правую стороны. Первый раз это соединяется в ползании. Это ранний младенческий возраст.

Когда дитя ползает, тогда оно активно развивается. Если эта фаза по какой-то причине была пропущена, то есть

  1. ребёнок не работал в двухмерном пространстве пола или ковра,
  2. не научился последовательно распределять внимание между объектами (своими игрушками),
  3. не освоил систему координат на телесном уровне,

в тот момент, когда он берёт книгу, он не понимает, что должен делать. У ученика полная растерянность.

Значит, читать нужно учить с младенчества?

Читать не нужно учить с младенчества. С младенчества надо учить раскладывать фигурки, строить пирамидки, разглядывать предметы и картинки, учить фокусироваться на чём-нибудь и видеть периферию, различать фигуру и фон, давать ползать, то есть на телесном уровне дать ребёнку возможность освоить то, что потом будет основой для научного мышления.

Вопрос. Значит ли это, что между дефицитом ползания ребёнка и проблемами чтения в последующем есть прямая корреляция?

Ответ. К сожалению, да.

Вопрос. Если ребёнок не доползал, то у него обязательно будут проблемы?

Ответ. Нет, необязательно.

Можно решить проблему за счёт каких-то более сложных компенсаторных механизмов, чрезмерной произвольности в более позднем возрасте, затратив очень много энергии, но это более сложный и тяжёлый путь. Некоторые люди его проходят.

Но если вы хотите облегчить жизнь ребёнку, то

  1. хорошо бы ему ползать достаточное количество времени;
  2. выбросите в мусоропровод ходунки и прыгунки.

Потому что, поставив ребёнка в ходунки или прыгунки, мы лишили его возможности обучения. Естественного обучения.

Но любой живой организм, ребёнок в том числе, необычайно жизнеспособен. У него огромные ресурсы. Дети пролезают в разные щели, чтобы научиться тому, чему им заповедано научиться силой жизни. Это действительно так.

Не всегда ребёнок, не успевший наползаться, будет неуспешен в 1 классе. Но это скажется ещё в чем-нибудь. К примеру, пойдут сложности с математикой.

Иногда такой ребёнок хорошо читает (научился другим способом). Есть другие способы читать – природа не терпит пустоты.

  1. Если ты не можешь считывать последовательно слова, то научишься видеть целый текст, а потом из него вытаскивать как-нибудь детали. Это хорошо знают учителя начальных классов: Ваня, ты опять не читаешь; Ваня, ты опять вспоминаешь, было ли там это.
  2. Можно включить память, запечатление целого образа (глобальное чтение) для того, чтобы хоть как-то прорваться.

Чего не будет? Не будет только вот этого простого лёгкого свободного чтения.

А если ребёнок не так одарён, чтобы освоить массу компенсаторных дополнительных способов, то будет тормозить по полной программе.

Например, в математике он будет с удивлением смотреть на стереометрические картинки, геометрия и стереометрия для него не очень понятны. Ему говорят:

  1. — Это же система координат, что тут понимать: линия вертикальная пересекает горизонтальную.
  2. Откладываем здесь, откладываем здесь – в чем проблема?

— Не понимаю, не могу понять, что-то во мне тормозит, — говорит ребёнок.

Что делают родители в это время? Они орут: это может понять любой идиот.

Неправда. Это может понять не любой идиот, а только человек, который знает, что у него есть середина тела и правая и левая часть тела.

Словом, неправильная, компенсаторная схема, с помощью которой мозг руководит этой деятельностью, доставляет школьнику много хлопот и неприятностей.

Движение и школьный стресс

Кроме неправильной нервной схемы у человека во многих видах деятельности огромный кусок занимает стресс по поводу этой деятельности. И он сидит в теле. То есть у тебя не получилось раз-второй. В это время тебе было плохо, неприятно. Стрессовый компонент остался. Закрепился в мышцах.

У школьника это вообще очевидно. Школьник, который ничего не понимал в математике, еле-еле кончил школу, пошёл в гуманитарный вуз, закончил успешно. У психолога бывают такие мамы и папы, рассказывающие, что их ребёнок несчастный, потому что они не понимали ничего в математике. Наследственность.

Предложение: возьмите сейчас учебник 9 класса по математике и почитайте. Начинают читать: всё понятно. Почему понимаю? А снялся школьный стресс. Тебе это отвечать не надо. Тебя никто не контролирует.

Но у некоторых людей стресс остается такой, что они и во взрослом состоянии не смогут понять ничего. Это неспособность к математике? Ничего подобного. Это страх пережить неприятные эмоции. Он блокирует деятельность. И сидит это в теле.

Голова и тело, движение и развитие связаны и влияют друг на друга с младенчества. Счастье человека в том, что мозг способен к переобучению. В любом возрасте. Но это требует очень много времени и сил.

Нейропсихологи учат взрослых людей на занятиях по кинезиологии: ползать, двигать глазами, пользоваться артикуляцией по-настоящему и разжимать мышцы лица. Учат взрослых людей, что уши – это не дырки, в которые попадает звук, а огромная мышечная система, которая тоже может зажиматься. Обращение к мышечной системе, обслуживающей уши, очень полезно для любого человека, чтобы понимать, запоминать и слышать.

Человек возвращается к прямому контакту с телом, когда он что-то делает. И потихоньку он переобучается, начинает делать более эффективно и успешно. Не лучше ли не создавать проблем движению и развитию сразу?

Грудничковое плавание

Хорошей профилактикой изложенных выше проблем может быть грудничковое плавание. Отличный вариант физического воспитания детей. Малыш привыкает к водной среде в утробе матери, поэтому плавание ему физиологически близко.

Польза процедуры плавания в грудном возрасте

  1. укрепление мышц,
  2. увеличивается объём лёгких,
  3. укрепляет иммунитет и, как следствие, снижает заболеваемость.

Сперва можно плавать в домашней ванне, со временем перейти в бассейн. Но прежде, чем начинать практику грудничкового плавания, стоит подробно ознакомиться с его методикой, дабы не нанести вред ребёнку, чтобы он не стал бояться воды. страховка:

  1. пригласить не пару занятий тренера, чтобы научиться методике,
  2. использовать надувной круг, надеваемый на шейку малыша.

Хорошо, если малыш полюбит воду и купание.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *