Сценарий праздника: «Светлый праздник Христова Рождества»

Рождественский и новогодний праздник завершает первое полугодие занятий внеурочной деятельностью «Солнышко» (духовно-нравственное направление) в 1 классе лицея. В первой четверти занятия были направлены в основном на знакомство детей друг с другом, со школой и правилами школьной жизни, на адаптацию детей. Во второй четверти предметом изучения стали традиции русского народа, понимание смысла русских народных сказок и их нравственное воспитательное значение. Разработка сценария на Новый год проводится учителями в различных школах страны, и на нашем сайте вы можете прочитать и скачать авторские работы к празднику.

Праздник Рождества Христова – это торжественное завершение полугодия, его красивая и эмоциональная «точка».

Цель мероприятия: Эмоциональное и духовное переживание радости Новогоднего и Рождественского праздников, создание в классе радостной, счастливой и дружеской атмосферы, позитивное завершение первого полугодия.

Задачи мероприятия:

  • Познакомить детей со смыслом праздника Рождества Христова и Традицией его празднования на Руси;
  • Продемонстрировать таланты и способности каждого ребенка (роли получают все);
  • Cформировать художественный, литературный, музыкальный вкус детей, культуру поведения и общения;
  • Привлечение родителей к подготовке праздника (изготовление вертепа, костюмов, приготовление угощений) и усвоению ими традиций Отечественной культуры;
  • Объединение усилий педагогов в работе с классом (учитель начальных классов, учитель музыки, учитель духовно-нравственной культуры).

Формы организации деятельности детей:

Индивидуальная, коллективная, групповая. А именно:

  • Декламация стихов;
  • Хоровое исполнение песен;
  • Артистическое сопровождение песен и разыгрывание сценок по ходу мероприятия;
  • Загадывание и отгадывание загадок;
  • Активное слушание;
  • Восприятие музыки и видеоряда;
  • Рисование, художественное творчество и вырезание при оформлении класса.

Сценарий состоит из вступления и четырех составных частей-сценок: «В пещере Рождества», «Зима», «Елочка» и «Колядовщики».

Ведущим является учитель православной культуры (внеурочная деятельность), ему помогают классный руководитель первоклассников и учитель музыки.

Ход мероприятия

Вступление

Класс украшен нарядной елкой, снежинками, рисунками детей и Рождественским вертепом. (Вертеп – изображение пещеры, где находится святое семейство с младенцем Христом, животные и пришедшие на поклон пастухи и/или волхвы с дарами.)

Столы поставлены по периметру класса буквой «П». Родители сидят во внешнем кругу, дети – во внутреннем. Дети нарядные, в костюмах. Ведущая – в русском народном костюме.

На экране демонстрируются слайды.

Выходят нарядные дети со звездой.

Ребенок 1:

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…

Ребенок 2:

Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.

Ребенок 3:

Под оконцами стучатся..
«Рождество Твое» поют
«Христославы! Христославы!» —
Раздается там и тут.

Ребенок 4:

И в нестройном детском хоре,
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа…

(А.Коринфский «Христославы»)

Звучит песня «Рождество»:

Яркая звёздочка на небе горит,
Детям у ёлочки мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!»
С праздником, с праздником
Взрослых и ребят,
Даже проказникам это говорят,
Потому что торжество,
Потому что Рождество.
Наступило Рождество.
Спать нам не хочется в эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем,
Посмотреть на торжество,
Там, где было Рождество.
Там, где было Рождество.

Учитель:

Добрый день всем добрым людям!
Пусть веселым праздник будет,
С Рождеством вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!

Мы расскажем вам сейчас об этом светлом празднике Христова Рождества и как его праздновали на Руси.

Сценка»В пещере Рождества»

Ведущая: Праздник Рождества Христова – самый светлый радостный день для людей. Именно в этот день родился у Девы Марии Сын Иисус Христос – Спаситель мира. А было это так.

Однажды римский правитель Август приказал переписать все иудейское население. Каждый житель должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария пошли из Назарета на родину своих предков, в город Вифлеем. Там все места в домах и в гостинице были заняты. Марии со старцем Иосифом пришлось остановиться на ночь в пещере, куда пастухи загоняли скот.

В эту ночь и родился у Марии Младенец – Сын Божий. Она положила его в ясли, где обычно лежал корм для скота. Маленькие бычок и ослик согревали Младенца Иисуса своим дыханием, а Мама – Богородица – пела Ему колыбельную песню…

Под музыку выходят дети (7 человек) и читают стихотворение Саши Черного. Детей можно одеть в костюмы пастушков (3 чел), маски быка, собаки, ослика.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

Ведущая: Вот так и родился Христос. Не в палатах, не в богатых домах, а в пещере, где пастухи держали телят и овечек. Со смирением и кротостью пришел он в мир.

Пастухи первыми узнали об этом. Им явился Ангел Господень и возвестил:

Появляется Ангел со свечой (нарядная девочка в белом платье с крыльями) и торжественно произносит:

Ангел:

Я Божий Ангел, пастырей кликаю,
Возвестить хочу вам радость великую.

Народился наш Спаситель, Господь,
Воплотился в человеческую плоть.

На земле и в небесах торжество,
Христа Бога Рождество!

Ведущая: Ангел повелел пастухам пойти в пещеру и поклониться Младенцу. Потом пришли из дальних стран звездочеты – волхвы.

Необычная звезда, которая взошла на востоке, привела их в Вифлеем из далеких стран и указала место, где родился Сын Божий. Отныне эта звезда зовется Вифлеемской, и именно ее изображение несут с собою христославы.

А мудрецы-волхвы принесли младенцу дары и прославили Его.

Дети в костюмах волхвов с дарами в руках читают стихи Иосифа Бродского «Рождество»:

1 чтец:

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

2 чтец:

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

3 чтец:
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

Ставят дары перед вертепом, кланяются и уходят.

Учитель: Этим событиям уже более 2000 лет. Ведь счет лет мы ведем именно от Рождества Христова и скоро готовимся встретить 2017 год.

Сценка «Зима»

Ведущая: Ребята, а в какое время года приходит к нам этот праздник?

Дети: Зимой.

Учитель: А знаете ли вы песни о зиме или зимних деревьях?

Дети поют песню «В лесу родилась елочка». По очереди выходят герои песни: зайчик, волк и мужичок. Они одеты в соответствующие костюмы и играют свои роли: зайчик скачет, волк крадется, мужичок едет на лошадке, а потом рубит елочку.

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.

Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.

Везёт лошадка дровенки
А в дровнях мужичок
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.

Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла,
И много, много радости
Детишкам принесла.

Ведущая: Молодцы, хорошо поете. А как вы загадки отгадывать умеете?

Ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Мы начнем, а вам – закончить
В рифму обязательно!

Выходят дети и по очереди загадывают загадки:

Долго над землёй летало
Белоснежно одеяло.
Солнце малость припекло –
Одеяло потекло,
И ушло в колодцы рек.
Одеяло это – …(снег).

Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома,
Это к нам пришла …(зима).

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их …(рукавицы).

На дворе снежок идет,
Скоро праздник …(Новый год).

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …(ёлки).

Все кружатся, веселятся,
Возле ёлочки резвятся.
Ведь сегодня торжество.
Что за праздник? (Рождество).

Сценка » Елочка»

Ведущая: А сейчас мы вам расскажем, как появилась традиция наряжать на праздник елку. Об этом гласит древнее сказание…

В ту ночь, когда родился Спаситель, не только люди и животные, но и все цветы и деревья спешили поклониться Младенцу.

Выходят дети-цветы в нарядных платьях с коронами в виде цветов (3 девочки) и елочка в зеленом платье.

1 девочка-цветок:

Мы цветы-цветочки,
Мы растём неслышно.

2 девочка-цветок:

Эта ночька-ноченька
Самая душистая.

Ёлочка: Куда это вы, цветы? Вам спать ночью полагается…

3 девочка-цветок:

Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идем Младенцу.
Ёлочка: Возьмите и меня с собой, цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.

1 девочка-цветок: Но на тебе нет цветов, ёлочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться. (уходят)

Ёлочка (грустно):

Никого. Одна я одинока.
Ночь тиха. Звезда зовет, горит.
Все ушли. Все поклониться Богу
К святой пещере радостно спешат.

(качается)
Колючая, забытая я ёлка.
Ненужная, стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души.

Молится, сложив ладошки. Ведущая сзади подходит к ней и накидывает газовую вуаль, украшенную мишурой и елочными игрушками.

На ёлке в классе зажигаются огоньки.

Ведущая: (торжественно)

И блеснули, зажигаясь на ней бриллианты скорбных слёз,
И обернулся, улыбаясь её сиянию Христос.
И с этих пор Христовой ёлкой она зовётся у людей.
И блещут скромные иголки в огне Рождественских свечей.

Возвращаются пастухи и цветы.

В руках у них игрушки, которые делали дети сами, а также бусы.

Пастухи: (вместе) Смотрите, звездочки с неба упали!

1-й пастух: Ёлочка сияет вся!

2-й пастух: Чудо Бог сотворил…

3-й пастух: Ёлочка, ёлочка, какая ты красивая!

Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил.

4-й пастух: Вся в огоньках! В хрусталиках, капельках!

5-й пастух:За твое смирение, ёлочка, за доброту твою отметил тебя Господь-Бог.

1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.

Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу ёлочку.

Вешают игрушки на елку, а на девочку-Елочку одевают бусы.

Исполняется песня «Маленькой елочке холодно зимой»:

Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых.
Бусы повесили,
Яркие шары,
Сласти, подарочки —
Все для детворы.
Нравится елочке
Наше торжество.
Весело, весело
Встретим Рождество!

Игра «Чего на елке не бывает?»

Ведущая: Мы будем называть вам разные предметы, а вы, если услышите название елочных игрушек, хлопайте в ладоши и скажите «Да!»

Если мы будем называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?

Выходят дети и читают по очереди:

Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит, —
На ветвях ее висит:

Звездочка – верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька – петрушка?
Мягкая подушка?

Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?

Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?

Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Старые газеты?

Сценка «Колядовщики»

Ведущая: Вот какая у нас елочка – нарядная, красивая, яркая! И обычай класть под елку подарки пошел от даров, которые принесли волхвы младенцу Христу. Как мы любим аромат елки и предчувствие подарков!

А раньше по домам шли Христославы-колядовщики. Христа прославляли, хозяев поздравляли. А те их обязательно угощали.

Входят колядовщики в русских народных костюмах со звездой. В руках у них мешок с угощеньями.

Колядовщик 1:

Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Али хлеба ломтину,
Али денег с полтину!
Аль пшенички-сроднички.

Колядовщик 2 (посыпает зернами):

Вот вам и пшеничка,
Осыпаем, добра желаем!
Счастье вольная пташка,
Где захотела, там и села!

Колядовщик 3. (Посыпает горохом):

Вот вам и горох, чтоб везенья ворох,
Кто грамоте горазд, тому не пропасть!

Колядовщик 4: Мы славить умеем, просить много не смеем!

Колядовщик 5:

Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
Подайте конфеток, порадуйте деток!

Дети дарят колядовщикам конфеты.

Исполняется русская народная песня «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок». Выходят Ваня на лошадке, падает, к нему подбегают девочки и провожают его.

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.

Он упал, упал, лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.

Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.

Колядовщик 1:

Ай, спасибо, хозяева,
Мира дому вашему,
Чтоб он был полной чашею.

Колядовщик 2:

Весело сияет
Месяц над селом.
Белый свет сверкает
Синим огоньком.

Колядовщик 3:

Месяца лучами
Божий храм облит.
Крест под облаками,
Как свеча горит.

Колядовщик 4:

Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.

Колядовщик 5:

За привет, за угощенье вы примите поздравленье,
С Рождеством вас поздравляем! Счастья, радости желаем!

Кланяются и уходят.

Ведущая:

Учитель: (выносит большой пирог)

Пироги несём с печи!
Угощайтесь, люди добрые!
Пирогами угощаем,
С Рождеством всех поздравляем!

Звучит русская народная музыка. Дети дарят родителям колокольчики. Родители всех угощают пирогами, пряниками, чаем с конфетами.

Здравствуйте, дорогие родители и школьные наставники! Представляю вам красивые сценки на Рождество для детей 9 лет для 2-3 персонажей. Праздник, связанный с рождением Иисуса Христа, самый почитаемый у верующих людей в разных уголках планеты. Пусть детвора через замечательные сценки приобщиться к главному событию в большом христианском мире!

Католики празднуют Рождество в канун Нового года 25 декабря, а православные в ночь с 6 на 7 января по юлианскому календарю. Неважно, в какой день отмечается это важное для всех христиан событие. Гораздо важнее прочувствовать дух Рождества и донести до ребят его сокровенный смысл.

Если ребенок спросит у родителей, что такое Рождество? Они могут ответить, что в этот день родился мальчик, которого назвали Иисусом. Он был не простым ребенком, а настоящим посланником с небес. С самого детства малыш творил чудеса во имя Господа Бога и повел за собой миллионы людей, уверовавших в Христа Спасителя.

Читать также: Онлайн-гадание на Рождество.

Давайте на примере простых и понятных сценок покажем ребятам, что такое Рождество. Пусть через зрительные образы они прочувствуют суть большого христианского праздника!

Сценка на Рождество для детей 7-9 лет для 2 персонажей

К зрителям выходит ведущий и объявляет начало представления. Он предлагает всем присутствующим посмотреть увлекательную сценку, которая расскажет о младенце Иисусе и о прекрасном празднике Рождестве Христовом.

Детвора настроилась, взрослые аплодируют, а на сцену выходит девочка 9-12 лет и мальчик лет 5-6. Они прогуливаются за ручку и напевают красивую песенку «Яркая звёздочка» из цикла детские песни на Рождество. Детям нравится, они в восторге.

В финале песни мальчик вырывается и хочет сорвать ветку: Светик, я хочу поломать эту еловую веточку и забрать его домой.

Девочка: Антошка, дерево – это божье создание, пусть растет! Не ломай его ветки!

Мальчик расстроенный, достает камень: Тогда я собью камушком вон ту птичку и унесу ее домой. Запру в клетку, она будет петь нам красивые песенки.

Девочка: Не надо! Это же божье создание, пусть живет на воле, поет свои песенки всем людям на Земле!
Мальчик злится, берет палку: Тогда я поймаю вон ту собаку. Она будет меня бояться, а я посажу ее на цепь, пусть дом охраняет.

Девочка: Антошка, это доброе божье создание, не надо его обижать. Лучше покорми собачку и дай ей напиться, а если она захочет стать твоим другом, то будет верно тебе служить и без тяжелых цепей.

Мальчик хнычет: Светик, ты такая добрая и умная! Я тоже хочу стать таким хорошим!

Девочка: Это легко! Я расскажу тебе историю об одном мальчике, которого звали Иисусом. В день, когда он родился, с неба упала большая звезда и оказалась на верхушке нашей новогодней елочки.

Мальчик: Правда? Как интересно! А этот мальчик был волшебником?

Девочка: Нет, он был обычным ребенком, но у него вот здесь (показывает на сердце) такой яркий свет, как у этой рождественской звезды.

Мальчик: Он такой же добрый и умный, как ты?

Девочка: Он лучше, Иисус стал примером для всех ребят и взрослых. С самого детства он много работал, учился, читал книжки и рассказывал людям о Боге.

Мальчик: А кто такой Бог?

Девочка: Иисус считал его своим папой, и отцом для всех живущих на Земле. Он говорит, что Бог как отец поможет, научит и защитит, только слушайте его мудрые слова.

Мальчик: Иисус прав, и наш папа самый умный и самый сильный. Я хочу быть на него похожим!

Девочка: Молодец! Ты хочешь быть похожим на папу, а наш папа на дедушку. А дедушка наш очень верил в Иисуса и хотел быть похожим на него.

Мальчик: Я понял, все хотят быть похожими на Иисуса и делать только добрые поступки.

Девочка: Молодец, Антошка! Ты все правильно понял, давай отметим вместе Рождение маленького мальчика Иисуса, как нашего младшего братика. Пусть он станет членом нашей семьи.

Мальчик захлопал в ладоши: Давай! Я положу под елку подарок для своего брата, пусть он обрадуется.

Девочка: Это умная мысль! Ты знаешь, когда Иисус родился, к нему пришли гости с разных городов и деревень, они принесли ему подарки – одежду и разную еду.

Мальчик радостно: И я, и я хочу подарить младенчику Иисусу рождественский подарок!

Девочка: Давай вместе положим под елку угощение для малыша, а ты порадуешь его красивой песенкой.
Звучит Рождественская песня «На лошадках в санках», дети подпевают. Зрители в восторге, громко аплодируют.

Сценка на Рождество для детей 7-9 лет для 3 персонажей

В зал выходит ведущий и поздравляет всех присутствующих с праздником. Он рассказывает предысторию сценки, как двое друзей решили сбежать из дома, и отправились в поход. Им казалось, что они уже взрослые и могут справиться с любыми трудностями. Но поглядим, что из этого получилось?

На сцене два подростка 9-13 лет, у одного рюкзак за плечами, у другого длинная палка.

Женя: Я набрал нам всякой еды, консервы, печенья и прихватил парочку бутылок воды. А ты, смотрю, налегке в поход собрался?

Слава: Да, все что мне нужно, эта палка — опора в пути, а все остальное нам дадут добрые люди.

Женя: Да ты что? Может таких встретим, что последнее отнимут?

Слава: Если веришь в добро, ничего не случится!

Женя: Ну, поглядим! Смотри электричка, забегаем и едем до деревни, которую отметили на карте.

Актеры делают вид, что заходят в электричку, там много людей, но они находят место и садятся. Слышится звук отъезжающего поезда, ребята покачиваются. На следующей станции заходит старичок с 2 тяжелыми сумками.

Женя ворчит: Вот чего ему старому дома не сидится, едет куда-то…

Слава встает: Здравствуйте, дедушка! Садитесь, пожалуйста!

Дед: Вот спасибо внучок, благослови тебя Бог. К внучкам еду, рождественские гостинцы везу – яблочки, конфеты, пирожки с капустой.

Дедушка достает из сумки угощения и протягивает ребятам: Угощайтесь на здоровье!
Слава берет пирожок: Спасибо!

Женя: Ну, ничего себе, а ты был прав! По дороге и еду добудем!

Слава: Заруби на носу — по поступкам и награда!

Доехали ребята до нужной станции, дед тоже собрался выходить. Слава просунул палку через его поклажу, добавил рюкзак Жени и разделил ношу между товарищами. Один конец палки положил себе на плечо, а второй на плечо друга. Так ребята помогли дедушки нести сумки.

Дед: Ай, ребятушки, ай, молодцы! Какие же вы умные, находчивые и воспитанные! Дай вам Христос здоровья, а родителям вашим долгих лет жизни!

Слава: Спасибо большое!

Дед: Держите от меня еще яблочек в дорожку. Храни вас бог!

Ребята расстались с дедом, пошли дальше. Вдруг слышат лай собаки.

Женя: Смотри, котенок сидит на заборе, а слезть не может, а внизу собака бегает и лает.

Слава: Ты отвлеки собачку пирожком, заодно покорми, может голодная. А я с помощью палки помогу котенку слезть.

Актеры разыгрывают сцену с воображаемыми животными. Потом их отпускают и идут дальше, вдруг видят речушку (за кадром слышен шум).

Женя: Ой, я воды боюсь, и плавать не умею, вдруг там глубоко.

Слава: Не бойся, моя палка нас выручит. Она крепкая и послужит нам мостиком.

Слава перекидывает палку через воображаемую речку, быстро по ней перебегает на другой берег. Женя тоже пытается перебежать, но оступается и попадает в речку, а там по колено.

Женя: Ой, ой, я ноги промочил. Что делать? Придется домой возвращаться, накрылся наш поход медным тазом.

Слава протягивает палку другу: Хватайся и выбирайся на сушу.

Женя, ухватившись за конец палки, с трудом выбирается из воды. На берегу ворчит: Как теперь домой доедем? Станция далеко, ноги у меня мокрые, простужусь, заболею.

Слава: Верь, и все будет хорошо! (Указывает на небо) Смотри, вон солнце садится, и звезды на небе загораются. А одна звезда ярче всех горит, прямо на верхушке дерева. Это рождественская звезда, она укажет нам дорогу.

Женя: Я не верю, так не бывает. Придется в темном лесу ночевать, ой беда-беда.

Слава: Не горюй! Посмотри на звезду и загадай желание, оно обязательно исполнится.

Женя: Ну, ладно, попробую! Хочу, хочу, хочу оказаться дома и не заболеть!

Звучит красивая рождественская мелодия, над сценой зажигается прожектор. Ребята видят яркий свет.

Женя: Ой, и правда, путь нам освещает рождественская звезда! Вот бы еще желание исполнилось.

Вдруг из-за кулис слышится звук мотора, ребята видят автобус. Они машут руками.

Женя, забыл про рюкзак, бежит навстречу: Стойте, стойте! Возьмите нас!

За сценой звук тормозов. Слава подбирает рюкзак, берет палку и идет к автобусу. Останавливается на минуту и говорит в зал: Желания сбываются, если верить и надеяться! С рождеством! Зал в восторге, аплодируют стоя.

Ирина Мамедова.

Наталья Емельяненко
Сценарий праздника «Рождество Христово»

Звучит праздничный колокольный звон.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. С праздником всех Вас! С Рождеством Христовым! Слышите колокольный звон.Он возвещает нам большую радость: рождение Господа нашего Иисуса Христа! Более 2000 лет назад родился обещанный Богом Спаситель мира Господь Иисус Христос. И с тех пор люди празднуют Рождество Христово и радуются этому светлому дню.

Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом,

Свет голубой льётся из щелей.

В яслях Младенец-Спаситель лежит.

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастлив тот будет, кто к нему поспешит.

Счастливы люди, ликует природа!

Песня

1 реб. И в рождественскую полночь

Появилась в честь Христа

Засветилась, заблистала

В небе яркая звезда.

Выбегает девочка-звёздочка.

2 реб. Звёздочка, ты много лет

Светишь людям на земле

Я тебе задам вопрос:

Как родился в мир Христос?

Звёздочка.

О, я помню всё отлично.

Та звезда, моя сестричка,

Рассказала людям всем,

Что пришёл он в Вифлием.

В ту ночь на поле пастухи

Свои стада пасли усердно.

Открыл им Ангел самым первым,

Явившись средь ночных стихий,

Как свет, сияющий во мгле,

Что Бог родился на земле.

Ведущий.

Посмотрите-ка, а вот и пастухи к нам идут. (Звучит музыка, выходят пастухи)

1-й С неба Ангел к нам явился

И сказал: «Христос родился!

Мы пришли Христа прославить

И вас с праздником поздравить.

2-й Я ещё не умею писать,

Очень плохо умею читать,

Но я знаю, что праздник настал-

День рожденье Иисуса Христа!

(Звучит музыка. Вбегают девочки-ангелы).

Я, Божий Ангел.

Возвестить вам хочу радость великую

Народился наш Спаситель – Господь.

На земле и в небесах торжество

Христа Бога Рождество.

Ведущий.

Торжество, торжество

Нынче праздник Рождество.

С неба Ангелы слетают

И свой танец начинают.

(Исполняется танец Ангелов).

Ведущий.

Праздник Рождество напоминает нам об отношении друг к другу, о милосердии и любви к ближнему. Иисус Христос родился на нашей земле чтобы показать нам пример любви и заботы к нашим родным, друзьям и даже к незнакомым людям. Бог хочет чтобы мы были послушны своим родителям, воспитателям, чтобы мы были милосердны к слабым, сиротам, больным, чтобы любили и уважали друг друга. Вот послушайте Как мальчик счастье искал

КАК МАЛЬЧИК СЧАСТЬЕ ИСКАЛ

(сценарий)

Сцена 1

Бабушка хлопочет на кухне, внук подметает комнату, поправляет гирлянды, т. е. убирается. Бабушка заходит за ширму, выносит тесто.

Бабушка:

Смотри, внучок, как тесто подошло. Можно уже и пироги печь.

Внук устало садится за стол. Веник выпадает из рук.

Мальчик:

Да, бабушка, а у меня тоже почти все готово.

Берет веник, встает, опять садится.

Мальчик:

Грустно мне что-то. Устал, наверно. Как ты не устаешь целый день работать?

Бабушка:

Что ты, милый. Я в этом свое счастье вижу.

Мальчик:

Странно. Твое счастье на кухне, где ты целый день возишься, а если я весь день убирался, значит мое счастье в этом. венике что ли должно быть?

Бабушка поднимает веник и кладет на место.

Бабушка:

Счастье бывает разным, а главное, каждый его должен найти сам для себя. А знаешь что, иди-ка погуляй пока я тут управлюсь.

Провожает и уходит в другую сторону.

Сцена 2

Лес. Мальчик идет один.

Мальчик:

Интересно, как это у каждого свое счастье? И как его найти?

С другой стороны выходит Барашек.

Мальчик:

Скажи, барашек, ты нашел свое счастье?

Барашек:

Я счастлив, когда мне тепло, а ты?

Мальчик:

Я еще не знаю.

Барашек:

Возьми мой платок, и тебе тоже будет тепло.

Мальчик:

Спасибо.

Кланяются друг другу и расходятся. Выходит козочка.

Козочка:

Здравствуй, мальчик.

Мальчик:

Здравствуй, козочка. А скажи, милая, есть ли у тебя счастье?

Козочка:

Сейчас вспомню. Дома, наверное, нет. Точно, нет! Но у меня есть очень вкусное молоко. Возьми его в дорогу.

Мальчик:

Спасибо. Теперь мне в дороге никакая усталость не страшна будет.

Расходятся. Мальчик проходит мимо дупла, в него летит орех, потом другой.

Мальчик:

Ой, что это?

Поднимает орех.

Мальчик:

Кто там бросает орехи?

Бельченок:(выходя на сцену)

Кто- кто! Это я, бельченок. Навожу порядок перед праздником. А ты что здесь делаешь?

Мальчик:

Понимаешь, я хочу счастье найти. У тебя нет, случайно?

Бельченок: (заглядывает в дупло.)

Сейчас посмотрю. Орехи есть. (заглядывает) Грибы есть. (пожимает плечами) А больше ничего нет.

Мальчик:

Ну, ладно. Счастливо оставаться.

Бельченок:

Погоди, возьми моих орешков в дорогу — пригодятся.

Дает мешочек с орехами.

Мальчик:

Спасибо.

Расходятся. Мальчик идет, натыкается на гору снега. Горка шевелится. Мальчик начинает ее разгребать.

Мальчик:

Ой, сколько снега!

Из сугроба внезапно вылезает медведица. Мальчик отскакивает.

Медведица:

Кто меня разбудил?

Мальчик:

Прости, медведица, не хотел тебя тревожить.

Медведица:

А что ты тут делаешь?

Мальчик:

Хотел на счастье посмотреть. У тебя его нет, случайно?

Медведица:

Дай-ка подумать. Нет. У меня его нет. Но есть чудный мед. Держи-ка.

Дает мальчику.

Медведица:

Ой, спать что-то хочется. (ложится и засыпает)

Мальчик: (садится неподалеку)

Спасибо, Медведица. Эх, никто своего счастья не узнает, хотя каждый своим мог поделиться. Если бы я сейчас мог с кем-нибудь поделиться тем, что у меня есть, может, тоже стал бы счастливее. Не получилось у меня со счастьем, надо домой идти — уж и звезды зажигаются.

Хоровод звездочек.

Выходит Ангел.

Ангел:

Не сиди и не вздыхай,

А скорее поспешай.

На поляне у опушки

Стоит елочка одна,

Горько девочка там плачет

Заблудилась здесь она.

Ты возьми ее к ребятам,

Что собрались к торжеству,

Где уже стоит нарядна

Елка к Рождеству.

Мальчик:

Как же я найду эту «одну» елочку? Их в лесу вон сколько!

Ангел:

Вот эта звездочка тебе поможет.

Подводит звездочку к мальчику.

Ангел:

Она тебе путь укажет.

Звездочка берет мальчика за руку приводит его к елке, под которой сидит девочка.

Мальчик:

Да ведь это Аленка из соседнего дома! Как это ты тут оказалась?

Аленка:

Я еловые ветки собирала и заблудилась. А теперь мне холодно и есть хочется.

Мальчик:

У меня много еды. Смотри. Это от белочки, это от козочки, это от медведицы.

Отдает ей подарки.

Мальчик:

А этот платок от барашка спасет тебя от холода. Ну, пойдем на праздник Рождество встречать.

Девочка:

Как же мы дорогу найдем?

Звездочка:

Мы вам дорогу покажем.

В эти рождественские дни хочется дарить друг другу радость, делать добро вот мы вам дорогу и покажем а в дороге порадуем друг друга ласковыми словами.

(Проводится игра «Ласковые слова»).

Ведущий.

Любите, дети, Христа-Младенца.

Счастливым будет всё ваше детство.

Любите, люди, Христа явленье:

Великий праздник-

Его Рожденье!

Ребёнок.

Светлый праздник Рождества.

С неба льётся пение,

Богу слава и хвала

За Христа рождение»

Наталия Иванова
Сценарий праздника для младших школьников «Свет рождественской звезды»

СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ.

ФОНОГРАММА Ангельское пение.

Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит Звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк над холмом

Свет голубой льётся из щелей.

В яслях Младенец— Спаситель лежит,

Тысячи лет Его ждали прихода.

Счастлив тот будет, к Нему кто спешит,

Счастливы люди, ликует природа.

Праздников в году немало, и в нашем православном календаре соседствуют праздники разной величины.

Трепещет сердце в умиленье!

О, ночь святая Рождества!

Ночь — человечества Спасенья,

Победы, славы, торжества!

Над тихой храминой убогой

В ночной прозрачной тишине

Взывают: «Слава в Вышних Богу

И мир Небесный на земле! «

Рождество Христово среди всех праздников года сияет подобно яркой, радостной звезде. Не случайно тайну Рождения Бога возвестила миру Вифлеемская Звезда

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА.

Песня

В небе вспыхнула Звезда

Засыпает мир огромный,

Ярко светит в небе тёмном

Вифлеемская Звезда.

В окруженье мирных грёз

Тихо полночь наступает

Ангел с неба прилетает

И рождается Христос

Седовласые волхвы

В Вифлеем в те дни приходят

И Младенца там находят,

И несут Ему дары.

Ни обид, ни ссор, ни слёз…

Льётся лунный свет в вертепе,

Где людей улыбкой встретят

Мать Мария и Христос.

Звёздочка в ночи горит,

Светом нас благословляя,

О Спасителе вещает

И о счастье говорит.

На богослужении в день Рождества поют красивые и радостные песнопения, ликование разгоняет ночную тьму. Всё живое на земле славит Бога.

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА.

Инсценировка.

Участники:

Пастухи

Волхвы

Ангелы

Звезда

Мать

Перезвон звёзд. Ангелы и Звезда кружатся в танце, мимо проходит Мать и садится у входа в пещеру. На первый план выходят пастухи, дремлют у костра.

Мать: Стояла зима. Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Звезда: Его окружало дыханье вола,

Домашние звери стояли в пещере,

Над яслями тёплая дымка плыла.

Пастух: Доху отряхнув от постельной трухи

И зёрнышек проса,

Смотрели с утёса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Ведущий Ночь была ясная. На чёрном небе высыпали крупные звёзды. Они мигали, разгорались голубым пламенем, то бледнели, то вспыхивали ярким ровным светом.

Пастух: Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе

И небо над кладбищем, полное звёзд.

Ведущий Глубокую тишину нарушил детский голос мальчика-подпаска.

Мальчик-пастух: Смотрите, смотрите, новая Звезда! Какая красивая!

ЗВЕЗДА ПРОХОДИТ, УКАЗЫВАЯ ПУТЬ.

ЗВЕЗДА: А рядом, невидимая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала Звезда по пути в Вифлеем.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой Звездой.

ПАСТУХ—МАЛЬЧИК (ИСПУГАННО) Что это значит? У неё что- то вроде хвоста…

ПАСТУХ— СТАРИК Знамение. Но она не имеет страшного вида, как звёзды, предвещающие несчастья.

ПАСТУХ— МАЛЬЧИК: Я что— то слышу. Где— то поют.

Под музыку выбегают ангелы.

АНГЕЛЫ (На голоса). — Тихая ночь

— Святая ночь

— Свет небес над землёй.

— Божий Сын пеленами повит

— В Вифлеемском вертепе лежит

— И сияет красой

— Красой

—И сияет красой.

(разлетаются).

ПАСТУХ—СТАРИК : Как будто звон. Недаром появилась эта Звезда.

ПАСТУХ: А как тихо… Что— то случилось.

ПАСТУХ— СТАРИК Я не чувствую страха. Я пережил много бедствий, и перед каждым являлась хвостатая звезда. Но у меня на душе мир, нет страха. Вы слышите? Это песни ангелов.

Танец ангелов и Звезды. В финале ангелы разлетаются.

Звезда остаётся, Появляются Волхвы.

1—й звездочёт (показывая на Звезду).

Растущее зарево рдело над ней

И значило что— то,

2— Звездочёт: И три звездочёта

Спешили на зов небывалых огней.

3— звездочёт: За ними везли на верблюдах дары

И ослики в сбруе, один малорослей другого,

Шажками спускались с горы.

ПАСТУХ— СТАРИК. Это верблюды. Идёт караван.

ПАСТУХ: Часть пруда скрывали верхушки ольхи,

Но часть было видно отлично отсюда

Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.

Как шли вдоль запруды ослы и верблюды

Могли хорошо разглядеть пастухи.

Звездочёты подходят к пастухам. Поклоны.

1—й звездочёт: Как хорошо, что мы встретили вас. Вы проводите нас.

ПАСТУХ— МАЛЬЧИК: Куда?

2—й звездочёт: К родившемуся Спасителю. Разве вы не знаете об этом? Посмотрите на звезду.

ВЕДУЩИЙ: Торе пастухов и трое пришельцев подняли глаза к небу. Новая Звезда горела над городом. Длинная золотая дорога легла от сверкающей Звезды До тёмного домика.

АНГЕЛЫ (на голоса) — Морозная ночь походила на сказку

— По этой дороге, сквозь эту же местность,

Шло несколько ангелов в гуще толпы.

—Незримыми делала их бестелесность,

— Но шаг оставлял отпечаток стопы.

3—й звездочет Эта Звезда привела нас с нашей далёкой родины к вам Мы шли за нею.

1—й звездочет: Долго ждали мы её, но она должна была появиться— так говорили нам вычисления.

2—й звездочёт: И её луч сегодня падёт на тот дом, где родился Спаситель.

ПАСТУХИ (вместе) Пойдемте со всеми,

Поклонимся Чуду.

ВЕДУЩИЙ: Дорога была совсем белая от месячного света. По небу плыла Звезда, и люди двигались за нею. Она привела их к ветхой лачужке. Они вошли во внутренний дворик, отворили дверь в хлев и увидели, что луч Звезды падает на ясли. Около яслей сидела женщина.

МАТЬ: А кто вы такие? — спросила Мария.

ПАСТУХИ (вместе) Мы — племя пастушье.

ЗВЕЗДОЧЁТЫ (вместе) Мы — неба послы.

ПАСТУХИ И ЗВЕЗДОЧЁТЫ (вместе): Пришли возвестить Вам обоим хвалы.

ВЕДУЩИЙ: Волхвы поклонились Младенцу, лежащему в яслях, и положили дары у ног Его Матери. Пастухи тоже поклонились лучезарным яслям.

ПАСТУХИ (на голоса): — Он спал, весь сияющий,

—В яслях из дуба

—Как месяца луч, в углубленьи дупла.

МАТЬ: Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

ЗВЕЗДОЧЁТЫ (на голоса): — Стояли в тени, словно в сумраке хлева

— Шептались, едва подбирая слова.

— Вдруг, кто —то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва.

ЗВЕЗДА (Выходит вперёд):И тот оглянулся:

С порога на Деву,

Как гостья, смотрела Звезда Рождества!

ВСЕ УЧАСТНИКИ: Звезда Рождества!

Ангельская музыка.

ВЕДУЩИЙ: Наше Рождество приходит тихо, издалека. Глубокие снега, морозы крепче…

Инеем стоит, туманно, дымно. А леса кругом— дремучие, тихие, околдованные зимним сном. Ни птицы, ни зверя. И воздух неподвижен. Нашумелись леса за лето, за бурную осень, устали, натрудили упругие спины, раскачиваясь под ударами вихрей; теперь отдыхают, защурились, спят.

Лес спит… А чтоб не ознобить на морозе свои корявые ноги, он закутал их белой горностаевой шубой, а своё темя и темно— зелёные лапы принакрыл белой шапкой и белыми пуховыми рукавицами. А мороз крепчает Небо— лиловое, в огне. На ёлках иней Морозная Россия, а… тепло.

ЧТЕЦЫ: Зашумели вновь метели

Все берёзы, сосны, ели

Снегом занесло…

Зол январь в узорах синих,

Ты морозная, Россия,

А душе— тепло.

Ей тепло от печки русской,

От краюхи хлеба вкусной,

И от песни безыскусной

Тоже тает лёд

От коньков и от салазок,

От хороших, добрых сказок,

Где вся нечисть, хоть не сразу,

А конец найдёт,

Небо к вечеру поблёкло,

Ждёшь Звезду, протрёшь все стёкла…

Не видать ещё?

Вот одна, за ней— другая,

Светятся, звенят, мигают—

Потеряешь счёт.

У церковного порога

Слышим:» Слава в Вышних Богу!»

Освещён вертеп;

Славим Рождество Младенца,

Наполняет радость сердце,

Слёз и горя нет.

Перезвон плывёт без края.

Ночь морозная, святая,

В доме— Рождество…

Как на улице красиво!

Ты морозная, Россия,

А душе тепло!

ФОНОГРАММА: ЗВОН ЗВЁЗД, ПЕРЕХОДЯЩИЙ В КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН.

ЧТЕЦЫ: Свет Божественный разлился,

В эту ночь Христос родился

Нынче праздник у людей,

Нынче на душе светлей.

В православном Божьем храме

Запевает Ангел с нами,

Славься, праздник Рождества,

Славься, чудо Божества!

В церкви стены и иконы

В ветках ёлочек зелёных.

Звон торжественный поплыл,

В путь земной Господь вступил.

ВЕДУЩИЙ В доме чувствуется праздник. В гостиной от пола до потолка сияет ёлка. От неё пахнет хвоей, мандаринами, медовыми пряниками. Не только люди, но и деревья по— своему празднуют Рождество.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА.

Инсценировка.

УЧАСТНИКИ:

ВЕДУЩИЙ

МАТЬ МАРИЯ

ПАЛЬМА

МАСЛИНА

ЁЛКА

АНГЕЛ

ЗВЁЗДОЧКИ.

Светлая рождественская музыка. Мать Мария склоняется над Младенцем, баюкает Его. Рядом с ними Звезда Вифлеема.

МАРИЯ: Спи, сыночек, спи, сынок.

Спи, мой белый ангелок,

Свет нам ясли озаряет,

Мой сыночек засыпает.

Баю— бай, баю— бай,

Тихо глазки закрывай.

ВЕДУЩИЙ: В яслях спал на свежем сене

Тёплый крошечный Христос…

А у самого входа в пещеру стояли три дерева— стройная Пальма (Выход, прекрасная пахучая Маслина (Маслина встаёт рядом с Пальмой, скромная зелёная Ёлка (Ёлка становится поодаль).

ПАЛЬМА: Пойдём и мы поклонимся Божественному Младенцу!

МАСЛИНА: Пойдём, сестра, и поднесём Ему наши дары.

ЁЛКА (робко): Пожалуйста, возьмите и меня с собой, милые сёстры.

Пальма (презрительно): Куда тебе с нами! Знай своё место! (Гордо отвернулась).

МАСЛИНА (надменно): И какие дары ты можешь поднести Божественному Младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Пальма и Маслина прихорашиваются, оглядывают друг друга. Ёлка отходит в сторону.

ЁЛКА: Ничего— то у меня нет…

Что растёт на ёлке

Шишки да иголки…

Нежная музыка. Летит— танцует АНГЕЛ. Видит Ёлку.

АНГЕЛ: Как мила эта скромная ёлочка. Надо помочь ей.

Затаился, наблюдая, неподалёку.

ПАЛЬМА (Машет на Младенца большим листом): Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день.

МАРИЯ: Спасибо, Пальма, Я поберегу твой лист к лету.

МАСЛИНА: Я дарю тебе душистое масло, Спаситель человечества.

МАРИЯ И тебе спасибо, Маслина.

ЁЛКА (в сторону) Да, мои сёстры правы. Где мне с ними равняться?

АНГЕЛ (подошел к ёлке) Не грусти, дорогая Ёлочка, я возвеличу тебя и украшу лучше твоих сестёр.

ВЕДУЩИЙ: Он взглянул на небо, усеянное сверкающими звёздами, сделал знак, и тогда одна звёздочка за другой стали скатываться на зелёные ветки ёлки, и вся она засияла блестящими огоньками.

Танец звёздочек. В финале на платье ёлки прикрепляются

золотые звёзды.

ВЕДУЩИЙ: И когда Божественный Младенец проснулся…

МАРИЯ: Смотри, сынок, какая красивая ёлочка!

АНГЕЛ, ЗВЁЗДОЧКИ и МАРИЯ поют:

Как у нашей ёлочки

Зелены иголочки,

Ёлочка, ёлочка,

Праздничная ёлочка

ЁЛКА (подходит к Маслине и Пальме): Не грустите, сестрицы, у вас тоже прекрасные дары, И вас освещает Рождественский Свет. (освещает их золотым дождиком или мишурой).

АНГЕЛ: Ты доброе деревце, милая ёлка, и за это ты будешь каждый год в это время красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут радоваться и веселиться возле тебя— символа Рождества!

ВСЕ УЧАСТНИКИ (поют) Как у нашей ёлочки

Зелены иголочки

Ёлочка, ёлочка,

Праздничная ёлочка.

ВЕДУЩИЙ: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила; глянули звёзды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни— колядки. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин или хозяйка колбасу или хлеб, или медный грош, кто чем богат. Коляда— маледа, давай пирога. А мы песню поём, вам честь воздаём!

ПЕСНИ— КОЛЯДКИ.

Девушки ходили,

Коляду носили,

Святый вечер.

Парни приходили,

Пляски заводили,

Святый вечер.

В хоровод вставали,

Игры затевали,

Святый вечер.

Игры затевали,

Рождество встречали,

Святый вечер.

Рождество встречали,

Христа прославляли,

Святый вечер

Уродилась Коляда

Накануне Рождества.

Ой— да Коляда,

Колядица моя.

Открывай окно,

Запускай Рождество.

Ой — да Коляда,

Колядица моя.

Открывай двери,

Подымай с постели.

Ой — да Коляда,

Колядица моя.

Зови всех гулять,

Зови колядовать.

Ой — да Коляда,

Колядица моя!

ВЕДУЩИЙ: С вятки— время весёлых игр и гуляний. Выходи, ребятки, править святки, позабавиться да поиграть, себя людям показать!

Белый снег белёшенький Песня.

Белый снег белёшенький

Застели дороженьку,

Чтобы мы играли,

Рождество встречали

Встретим праздник песнями

Танцами чудесными

Мы живём счастливо,

Всей земле на диво.

Ёлка вся в иголочках,

Встанем в круг у ёлочки

Поглядим и снова

Мы запеть готовы.

ЗИМНИЕ ИГРЫ.

ВЕДУЩИЙ: Незаметно пролетает волшебная Рождественская ночь. Небо светлеет, наливается розовым, алым, оранжевым, и, наконец, навстречу новому дню выкатилось яркое солнце, заискрились разноцветными огоньками пышные снега.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Снег всю землю укрывает,

Нынче праздник наступает,

Добрый праздник —Рождество,

Это света торжество.

Это луч Звезды далёкой,

Что вела волхвов с востока.

Праздник входит в каждый дом.

Поздравляем с Рождеством!

АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ.

Одной из самых популярных и любимых традиций Рождества являются ясли. В каждой стране они называются по-разному. У нас в России вертеп, что по-старославянски означает «грот» или «пещера». На Украине и в Белоруссии «бетлейкой» или «батлейкой» от слова «Вифлием». В Польше «шопка» или «ясэлка».

Впрочем, на территории, заселенной славянскими народами эта традиция появилась довольно поздно. Первые сведения о вертепах относятся только к концу XVIв. Устройство в рождественский период яслей пришло к нам из Европы. Их родиной является Италия, где они называются «презепе». А родоначальником считают самого св. Франциска Ассизского.

Некоторые историки утверждают, что Бедняк из Ассизи позаимствовал эту традицию у бенедиктинцев, которые в некоторых своих монастырях устанавливали фигурки, призванные напомнить верующим о событиях Рождества и носивших чисто дидактический характер. Они были своеобразным продолжением идеи оформления церковного пространства как «Библии для неграмотных». Однако, создание «живых яслей» — это, несомненно, ноу-хау св. Франциска. Можно много говорить о мистериях, которые разыгрывались в Средние века перед храмами, дабы разъяснить верующим смысл того или иного праздника, но так, как это сделал основатель Ордена Братьев Меньших, до этого не делал никто.

Но обо всем по порядку. Из «Первого жития св. Франциска», принадлежащего Фоме Челанскому, мы узнаем о том, как и где все происходило. Вернувшийся из Святой Земли святой решает приблизить атмосферу той ночи своим братьям, чтобы разделить с ними радость. В полночь кануна Рождества 1223 г. он превратил маленькое селение Греччо в долине Риете (которую позже назовут в честь него Святой) в новый Вифлеем. В этих местах столь близких по природе и климату, а главное, населенных людьми, похожими на простых палестинских пастухов, свершается прикосновение к чуду. Изготавливают ясли (корыто для корма скота), стелют солому, приводят вола и осла. Братья поют, воздавая хвалу Богу, и горы вторят им праздничным эхом.

Затем служится Месса, Франциск одевается в диаконское облачение (он и был диаконом) и поет Евангелие. После совершения Евхаристии, Божий Бедняк обращается к народу с проповедью, в которой говорит о рождении нищего Царя в малом городе Вифлеем.

Для нас сейчас в этом нет ничего особенного, но тогда все происходило впервые. Впервые ясли принимали Святого Младенца в Таинстве Евхаристии, которое их торжественно освящало. Благая Весть звучит снова здесь и теперь. В этом был смысл действий св. Франциска. И множество людей услышали его и последовали его примеру. Сначала ясли распространяются в храмах Ордена Братьев Меньших. Постепенно популярность и любовь к ним растет. Многое сделали для распространения этой традиции иезуиты. Однако главным апостолом презепе стал монах-доминиканец Грегорио Мария Рокко, который за период с 1734 г. до самой своей кончины в 1782 г. обошел все улицы и церкви Неаполя, проповедуя любовь к Таинству Рождества. Его известность как проповедника яслей была столь велика, что даже король Карл приветствовал его вопросом: «Отец Рокко, как дела с презепе?»

Иногда можно встретить мнение, что традиция устройства яслей так бурно развивалась и так поддерживалась орденом иезуитов только по одной причине, желанию противопоставить правильное учение ереси лютеранства. Т.е. ясли – для католиков, а устройство рождественской елки, традицию которой связывали с Мартином Лютером, — для лютеран. Сейчас, по прошествии веков, такой взгляд кажется смешным и необоснованным. В наших домах и храмах прекрасно соседствуют елки, украшенные свечами (елка – символ «древа жизни», свечи – напоминание о Свете Христовом), и рождественские ясли.

Однако вернемся в Италию, на родину яслей, презепе. Обычно сцена включает в себя образы Богомладенца, Богоматери, св. Иосифа. Иногда добавляются фигуры вола и осла перед яслями. Над всеми кружат ангелы, воспевая радостное событие и указывая на то, что мы находимся у входа в вечность.

Интересно, что другим указанием на великую Весть, встречающимся в ряде итальянских вертепов XVIII-XIXвека, является группа фигур, стоящих среди руин древнего храма. Эти изображения начали появляться в период больших археологических раскопок, когда взорам изумленной публики предстали древние Помпеи. Развалины, окружающие Святое Семейство, призваны символизировать величие мира, поблекшего перед вестью о Боговоплощении. Здесь нет темы «отмены язычества», к античному миру, его искусству и философии, сохраняется уважение. Но все это должно уступить свое место нарождающемуся новому миру.

Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что рождественские ясли, сохраняя традицию св. Франциска, являли Радостную Весть здесь и сейчас, отражая настроения и мировоззрения своих авторов и зрителей. Раскопки Помпеи потрясли европейское и, в первую очередь, итальянское общество того времени. Даже пенсионеры Российской Академии Художеств не остались в стороне от этого влияния. Наилучший пример тому Карл Брюллов, привезший из Италии свое монументальное полотно «Последний день Помпеи». Прямо перед нашими глазами рушится древний прекрасный мир, с крыш летят статуи, разбиваются колесницы, рассыпаются сокровища. Античный мир на наших глазах превращается в руины. И на этих руинах начинается новая жизнь, беззащитная и хрупкая. На первом плане картины изображена разбившаяся при падении колесницы женщина, на ее груди младенец, которого, казалось бы, никто не замечает в этой суматохе. Именно он и являет собой новый христианский мир. Он еще совсем маленький и спасти его может только чудо. И, как мы знаем из истории, оно произойдет и из младенца вырастет новый сильный мир. Как не странно именно это настроение и роднит такие, казалось бы, не совместимые вещи как произведение русского художника и рождественские ясли. А где же стоящие на развалинах фигуры, ведь вся композиция Брюллова очень динамична, все в движении? Внимательный взор заметит трех обнявшихся женщин. Они символизируют то же, что и фигуры в итальянских презепе, начатки будущей великой Церкви. Сейчас они еще совсем малы, несколько человек, но со временем… Кто еще? Да, мы, зрители. Живые свидетели того, что старый мир сменился новым и ответственные за то, чтобы руины прежнего мира в наших сердцах не завалили едва родившегося Младенца.

Обычно даже выражения лиц персонажей яслей, даже небольшие детали должны говорить о приходе нового мира, явлении Света и Божьей Любви, таинства благодарности и неизбывной радости. Хрупкое тело Младенца, нежное лицо Марии, серьезность св. Иосифа, даже физиогномические характеристики вола и осла говорят о том, что Блаженство вошло в историю и изменило ее. Иногда в этой сцене оживает даже клюка Иосифа, старая древесина расцветает, прославляя тем самым чудо Рождества.

Мотив зацветающего дерева тоже отражает привычные европейскому обществу мотивы, уходящие своими корнями в глубокое Средневековье. Здесь стоит, как не странно, вспомнить пример из английской литературы: «Кентервильское привидение» Оскара Уальда. Древнее пророчество старого замка гласит:

Когда заплачет, не шутя,

Здесь златокудрое дитя,

Молитва утолит печаль

И зацветёт в саду миндаль –

Тогда возликует этот дом,

И дух уснёт, живущий в нём.

Нам нужно тщательно вглядеться, чтобы увидеть общие черты. Хотя на самом деле они лежат на поверхности. Мы их не замечаем, потому что живем уже в несколько ином обществе, чем благочестивые создатели яслей XVIII-XIXвеков и писатели, воспитанные христианской культурой.

Итак, миндаль, желанный гость на рождественском столе. Почему? Дело в том, что миндальный орех по своей структуре напоминает яйцо, символ победы над смертью, это раз. Два, весной миндаль первым одевается в листву и с древности считается символом возрождения. Три, миндаль символизирует человеческую оболочку Христа, скрывающую под собой Божественное начало. Здесь стоит вспомнить, что мандорла (сияние окружающее Христа в образах Сошествия во ад, например), используемая на восточных иконах, имеет миндалевидную форму. Если суммировать все вышесказанное, то получиться, что цветение миндаля означает приход весны, возрождение древнего замка, описанного Оскаром Уальдом. И прощение для несчастного кентервильского приведения, христианское прощение, переход в новый прекрасный мир. Оно попадает туда благодаря жалости, милосердию, молитве и самопожертвованию юной Вирджинии.

Теперь вернемся к яслям, современникам этого литературного произведения. Сухой посох св. Иосифа зацветает как миндаль весной, символизируя иссохшие сердца людей, живущих без Бога. Младенец Христос дает им надежду на возрождение, на воскресение, возможность, подобно измученному кентревильскому призраку, обрести новую жизнь, прощение и Любовь. Зритель, стоящий перед вертепом, оказывается частью композиции, а не только сторонним наблюдателем. Маленькие символы, сразу читаемые им и его современниками, могут сказать ему больше мудрых проповедей. Разве не к этому некогда стремился св. Франциск?

В «Первом житии св. Франциска» Фома Челанский, описывая Рождество в Греччо, говорит о видении Божьему Бедняку малыша в яслях, лежащего неподвижно словно неживой. Святой пытается разбудить его. Это видение было вовсе недалеко от истины, как повествует Фома, поскольку Младенец Иисус, которого забыли многие сердца, в этот вечер воскресал в них.

Человеческое сердце, усталое и измученное, обретает в Рождество надежду на новую жизнь, которую еще предстоит взрастить, но она уже есть. Старый Кентервильский замок окунется в мир и покой, из него уйдет страх. Зацветший посох св. Иосифа еще пустит корни!

Постепенно рождественская сцена обрастает множеством персонажей, пришедших из внешнего мира, мира простых вещей и людей, окружавших мастера, создававшего ясли. Появляются пастухи, почти такие же, как те, что пришли в Вифлеем прославлять Спасителя. Их дома – поля и горы, небо – крыша, себе на жизнь они зарабатывают простым, но нелегким трудом. Эти фигурки напоминают о том, что первым весть о рождении Младенца была возвещена беднякам. Уже потом к ним присоединился обширный мир «народов», пришли волхвы. Это не просто Каспер, Мельхиор и Балтазар, одинаковые как герои американских рождественских мультфильмов. Они символизируют собой три возраста, юноша, мужчина, старик, и трех рас, представляющих космополитичный мир, которому была явлена Благая весть. Интересно, что появление в композиции яслей волхвов тоже, как нельзя лучше, отражает исторические реалии. Они возникают в то время, когда активизируются связи с Востоком. В Европе появляются мавры и этому мы тоже находим подтверждение в литературе того времени. Приезжают торговцы из Азии. Их появление и привозимые ими товары являются для Европы откровением. Таким образом, Евангельская история интегрируется в окружающую действительность и делает празднование Рождества праздником надежды и спасения, даруемого всем.

Говоря о присутствии в презепе, например, реалий современного мира нельзя обойти стороной и появляющуюся нередко фигуру турка Амедира, именуемого «стражником Рождества». Этот легендарный персонаж приходит из легенды о принцессе, поручившей охранять статую Богомладенца верному «арапу». Она уговаривает турка принять христианство, но тот отказывается, аргументируя свое мнение следующим двустишьем: «Когда со мной Младенец говорить, тогда христианин я быть». Однажды верный Амедира прибежал к своей принцессе с криком, требуя немедленно его крестить, выраженным опять же в стихах: «Я хотел христианин стать и хотеть Иосиф звать». Оказалось, что Сам Господь обратился к нему через статую Богомладенца, предлагая принять крещение и избрать имя Иосиф. В чем же смысл этой старинной легенды? Господь называет по имени «хранителей» яслей, зрителей заинтересованных и восхищенных, чтобы их сердца открылись Ему, а жизнь изменилась.

Главная задача рождественских яслей в наши дни не быть «Библией для неграмотных», как это было в XIII-XIV веке, не стать миссионерским инструментом, как это было во времена, когда иезуиты показывали их новообращенным индейцам. Их задача сохранилась со времен св. Франциска и сейчас стала еще более явной: затронуть наши чувства искренностью Священного представления и явить надежду на дары этого скромного Рождения.

Анна Гольдина

  • Редакция Рускатолик.рф

    Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *