Аппликация «Русская изба»

  • 7 февраля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

  1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей ( «Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно — бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).
  2. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.
  3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия: занятие — формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей и в мини-музей «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: фотографии достопримечательностей г. Павловска, парные картинки предметов обихода прошлого и настоящего, мнемокарточки по теме «Печь», солёное тесто, декоративные украшения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Хозяйка:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Торопись скорей,
Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне ребёнок читает стих о Родине).

Ребенок:

На широком просторе,
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Игра «Передай флажок».

Хозяйка: Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.

II. Актуализация знаний:

Хозяйка: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине, о Павловске. Я буду начинать, а вы покажите фотографию и закончите….

— В этом месте львы сидят
Во все стороны глядят.
Охраняют нежный сон
И царя Петра покой. (Петровский сквер).

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река Дон)

Днем ли, ночью, утром рано,
Если что-то загорится,
То надёжная команда
На подмогу быстро мчится.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! (Пожарная часть)

Этот дом — не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола. (Церковь)

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа №1).

Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целой группой.
Там – хорошо, и там уютно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (кинотеатр «Родина»)

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети… (стадион «Юность»).

Много игрушек,
А так же ребят,
Теремок этот,
Зовётся … (Детский сад).

В этом доме скучно не бывает
Поют, танцуют, гости приезжают.
И вы ходили выступать –
Танцы русские плясать (Современник).

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед доской).

III. Сообщение темы, цели и задач:

Хозяйка: Но не всегда так жили люди. И мы с вами не зря в такой одежде – это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).

Слайд 1. Мы совершим путешествие по русской избе, «Горницей» её называли. А теперь, милости прошу в нашу избу.

IV. Введение нового материала

Слайд 2.

Хозяйка: Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный «? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».

Загадка: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (Печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Слайд 3

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

  • Что есть в печи – всё на стол мечи.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Слайд 4. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.)

Слайд 5

Хозяйка: А вот коромысло на гвоздике повисло, а домовёнок, Кузька, наклоняется и с ним забавляется. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой (показ домового)— его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В самом темном углу за стеной под трубой
Жил да был добрячок и шалун домовой.
Он исправно следил за порядком вокруг,
Дом, от зла охранял как преданный друг.
И царили в том доме уют и тепло.
Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Слайд 6.

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».

Слайд 7-8.

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

Слайд 9

Загадки:

Из русской печи
Кашу тащит, калачи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват).

Хозяйка: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка)! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Хозяйка:

Гладит платья и рубашки,
Отужит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него…(утюг).

А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

Слайд 10

Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Слайд 11

Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Слайд 12

Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице». А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?

V. Физминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.

А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?

VI. Дидактическая игра «Найди пару»

Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)

VII. Практическая работа.

Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

Слайд 13

Хозяйка: Проходите за столы дубовые, да садитесь на лавки широкие!

(Лепка из солёного теста и украшение подковы).

VIII. Игра «Клубочек»

(Появляется домовой с корзинкой и клубочками).

Хозяйка: Наш домовой такой шалун, что игрался с клубочками, да не простыми, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о труде размотались, надо его смотать да пословицы собрать.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Делу – время, потехе – час.

Хозяйка: «Делу – время, а потехе – час». Ведь на Руси умели не только работать, но и отдыхать – песни петь, да танцы плясать.

Девочки танцуют танец под песню «Светит месяц», мальчики играют на инструментах.

Светит месяц, светит ясный,
Светит яркая луна
К вам, к ребятам из детсада
Пришла в гости старина.
Вы про избу всё узнали.
Хлебосольный наш народ,
Что пословица родная
И сейчас средь нас живет
Хороводы с колыбельной
И частушачный задор,
Поговорка и загадка —
Это русский всё фольклор.
Светит месяц, светит ясный.
Светит яркая луна.
Вы и пели и плясали
Расставаться нам пора!

IX. Подведение итогов.

Хозяйка:

  1. Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)
  2. С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)
  3. Кто защищал дом? (ответы детей)
  4. А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!

Презентация к занятию

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Конспект занятия в старшей группе

Цель:

познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
  • развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти иллюстрации внимательно. Скажите, на какой из них изображена городская улица?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: А эта улица где находится (показывает деревенскую улицу)

Воспитатель: Чем же она отличается от городской?

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?

(из дерева).-А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ.

Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей»(высказывания детей)

Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на улицу (показ, называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название — улица. Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково- оконцами. Их украшали наличниками (показать, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями и весь дом погружался в сон.

Воспитатель: В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему?

-Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

Воспитатель: Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках. Давайте тоже поиграем в «Жмурки».

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Дети под народную музыку играют на ложках.

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него … .

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(показ половицы)

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру

«Бабка Ёжка».

По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит: — У меня нога болит.

Пошла она на улицу — Раздавила курицу.

Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Глиняная посуда для молока (Крынка)

9) Украшает пол в избе (коврик, половица)

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!

n1.docx

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по реализации образовательной области «Художественное творчество».
Аппликация. «Русская изба»
Цель. Воспитывать любовь и интерес к русской старине. Закрепить умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. Закрепить приемы аккуратного наклеивания.
Интеграция образовательных областей.
«Познание»
1. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской архитектуры.
3. Формировать познавательный интерес.
2. Способствовать развитию любознательности, мышления.
«Социализация»
1. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям.
2. Воспитывать любовь к русской старине, эмоционально реагировать на русское зодчество.
3. Учить получать радость от коллективной работы.
«Коммуникация»
1. Обогащать детский словарь: наличник, подзор, колорит, композиция.
2. Продолжать учить участвовать в беседе.
3. Вступать в общение со взрослыми и детьми при создании общей композиции.
«Труд»
1. Воспитывать ценностное отношение, к результатам собственного труда и труда сверстников.
«Музыка»
1. Продолжать учить детей работать под музыкальное сопровождение.
«Художественное творчество»
1. Научить детей делать избу из бревен (бумажных рулончиков) с резными украшениями.
2. Развивать координацию движений руки.
3. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
4. Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Материал для занятия.
Большой лист бумаги (ватман), листы бумаги А4 на каждого ребенка, прямоугольники из белой, желтой бумаги разных размеров для бревен, кисти, клей, салфетки, ножницы, цветная бумага, русская музыка в записи, фотографии, иллюстрации с русскими избами, образцы резных украшений.
Организация детей на занятии: дети сидят на ковре, или на стульях вне рабочей зоны. Практическая часть занятия за столами по выбору детей.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомство с резьбой по дереву. Беседа о русской архитектуре. Просмотр слайдов с разнообразными избами.
Образовательная деятельность.
Воспитатель с детьми вспоминают в каких сказках они встречались с деревянными русскими избами.
В. (рассказ воспитателя можно сопровождать показом иллюстраций, видеопоказом, показом слайдов)
Наши предки жили в рубленых избах, удивительных сооружениях искусных зодчих. Русская изба — замечательный памятник русской архитектуры. Строили раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ним, с просторным крыльцом, с обширным крытым двором. Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороги, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землёй окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба – дворец, хоромы светлые! Под её кровом жили одной семьёй деды, отцы, сыновья и внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по двадцать. Избяной сруб ставили, как правило, на землю, иногда на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. А сам сруб – это высокое творение народного строительного искусства. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладётся следующий венец, а чтобы между ними не было даже маленькой щелочки и связь их была прочной, в верхнем бревне вытёсывается желоб – продольный паз, плотно прилегающий к нижнему бревну. Один венец на другой – растёт сруб на глазах! Не нужны ни гвозди, ни скобы: всё здесь прочно, надёжно, выверено многовековым строительным опытом народа.

Что не изба – какая-нибудь новая выдумка… Но почти всегда на конце причелин и полотенец резная круглая розетка – символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней и прочной традицией, слышится отголоски далёких времён, когда славяне-язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле – Солнцу. Теперь надо покрыть избу крышей. Доски для крыши не пилёные, а тёсаные топором. Их укладывают плотно, но так, чтобы в случае нужды можно было заменить прохудившуюся, не разбирая всей крыши. Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжёлое бревно. Далеко выступающие наружные концы шеломов имеют плавный изгиб, тонко и красиво прорисованный силуэт. Иногда это чисто декоративная форма, а порой угадываются силуэты конской головы – конёк. Над очень просто и умно сделанными оконцами мастер ставил козырьки-наличники, прикрывающие окна от дождя и снега и ставни. Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Наличники были главным декоративным убранством: резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Каждая изба — это поэма! Словно не жилище обыкновенного хлебороба, а богатый терем из старинной сказки. Богатырские срубы стен, что под стать любой крепости, напоминают величавые, торжественные ритмы древних былин, а искусственные украшения приветливых нарядных фасадов вызывают в памяти задорные мелодии деревенских хороводов.
Воспитатель с детьми рассматривает фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы и элементы декора, обращая внимание на характерные особенности.
В. Ребята, давайте попробуем «срубить» бревенчатую избу с резными украшениями?
Получив поддержку у детей воспитатель проводит физкультминутку (для поднятия тонуса и сил)
За дровами мы идём
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Воспитатель объясняет детям, как сделать избу из бревен. Бревна сделать, скатав бумагу рулончиками и приклеив их (можно предварительно накручивать бумагу на карандаш). Там, где будут окна и двери, приклеивать рулончики меньших размеров. Резьбу по дереву сделать из бумаги, сложенной гармошкой. Узоры дети выбирают по своему желанию.
Дети работают самостоятельно, могут объединяться в подгруппы, работать парно, индивидуально. Звучит негромкая русская народная музыка. Воспитатель помогает советом, небольшой подсказкой. Детские работы оформляются в виде коллективного панно «Русская деревня». Дети любуются своими работами.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему картинки

«Аппликация из ткани» — Аппликации бывают: Предметные: Желаю вам счастливого путешествия в мире лоскутных красок! Изображающие узор или орнамент. А теперь несколько рекомендаций ! Вы познакомились с лоскутной техникой «аппликация». Животные, растения, транспорт… 2. Если нужно инструмент передать другому. Декоративные: Резать кончиками — нельзя, серединкой — можно.

«Изба» — В матицу вкручивали кольцо для очепа. На стенах устраивали полки. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты). С XV века получают распространение печи с трубами. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Полы настилались вдоль избы от входа. Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела.

«Русская изба» — Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. Постройка избы. При строительстве было важно место расположения дома. Общий вид избы. Русская изба. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. Мебель, утварь и убранство русской избы.

«Аппликация из бумаги» — Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Образовательная. Что такое аппликация. Участники проекта: Группы начальных классов. Обрывные аппликации. Что такое аппликация? Объемные аппликации. Развивать творческие способности. Цели урока: Интернет ресурсы, печатные издания, мультимедийные приложения, методическая разработка теста.

«Народные художественные промыслы России» — Палех. Северная чернь. Хохлома. Народные промыслы России. Финифть. Вологодские кружева. Жoстово. Гжель. Изделия из бересты. Русские народные игрушки. Павло — Посадские шали.

«Предметы народных промыслов» — Рыжик. Современные образцы. Куриная лапка. Декоративное панно. Петухи. Росписи хохломы. Крышка шкатулки. Сестрички. Скобкарь. Ковш конь. Процесс изготовления хохломских изделий. Блюдо праздничное. Декоративно–прикладное искусство. Лебедь. Последовательность выполнения. Элементы хохломского. Самовар.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *