Остеопатия при задержке речевого развития у детей (ЗРР, алалия)

Задержка речевого развития (ЗРР) — следствие дисфункции нервной системы, влияние наследственных факторов и психического климата. Природу расстройства аллопатическая медицина объясняет только с помощью диагнозов «энцефалопатия», «аутизм» или «ДЦП». Детям прописывают лекарства для улучшения обменных процессов, микроциркуляцию головного мозга и стимуляции нейронов, которые частично восстанавливают функцию. Медикаментозное лечение дополняют магнитотерапией, используют иппотерапию и общение с дельфинами.

Комплексное лечение улучшает основные показатели речи и интеллекта, и только остеопат при ЗРР у детей воздействует на причину нарушений

Невролога координирует работу с занятиями дефектолога, который стимулирует умственное развитие ребенка арт-терапией, звуковой, сенсорной терапией. Логопед оказывает помощь с произношением звуков, развивает объектное применение слов.

Что такое ЗРР и ЗПР

Детские инфекционные заболевания первые три года жизни, черепно-мозговые травмы и падения с ударами головой, проблемы со слухом – факторы, которые чаще всего предопределяют проблемы становления речи. До трехлетнего возраста идет активное развитие практически всех зон мозга, а именно коры:

  1. Первые два года закладываются основы коммуникации, малыш испытывает потребность в общении, и они должны удовлетворяться.
  2. Речь к трем годам становится связной и ситуационной, формируются связи между моторной корой, памятью и внимательностью.

ЗРР и задержка психо-речевого развития (ЗПРР) – это только симптомы, частота которых за последние десятилетия выросла в десятки раз. В Европе и США с логопедом или неврологом давно сотрудничает остеопат для детей с задержкой речевого развития.

Механизм речи начинает формироваться в первые месяцы развития, происходит через несколько этапов:

  • в 4 месяца эмоциями реагирует на жесты и обращение матери;
  • в 8-9 месяцев болтает, повторяет слоги и слова;
  • в 1,5 года знает слова «мама» и «папа», собственное имя, выполняет простые действия по словесному запросу;
  • в 2 года – постоянно использует новые слова, повторяет за взрослыми, и к 2,5 годам знает около 20 слов, оперирует ими, выполняя просьбы, может сказать, как его зовут, и начинает использовать простые фразы «дай водички»;
  • в 3 года ребенок говорит простыми фразами, понимает сказки, рассказы о вчерашних событиях или ожидаемом будущем.

В три года симптомы ЗРР становятся выраженными явно: ребенок может глотать слова, говорить торопливо или тянуть звуки. Если он не способен построить фразу, а использует цитаты из мультфильмов и сказок, то стоит задуматься о дальнейшем развитии. Речь важна для социализации ребенка, связи с внешним миром. Если эта функция нарушена до пятилетнего возраста, то диагностируется задержка психического развития (ЗПР).

В каком возрасте можно обращаться к остеопату

Лечение ЗРР остеопатом нужно начинать как можно раньше, иначе можно упустить драгоценное время. Важно понимать, что с возрастом ЗРР лишь прогрессирует, поэтому нужно знать основные признаки, дающие основание подозревать задержку речевого развития.

Возраст ребенка Тревожные симптомы
4-6 мес. Нет реакции на обращение, нет эмоционального отклика при общении с родителями
6-8 мес. Лепет слабый или отсутствует, малыш не делает попыток повторить короткие слова, сказанные взрослыми
8-12 мес. В лексиконе ребенка нет даже простейших слов (мяу, гав)
2 года Словарный запас составляют простые предложения, новые слова не запоминает
2,5-3 года Глаголы и местоимения в речи малыша отсутствуют, не получается составлять предложения, хотя отдельные слова может произносить

Остеопатия для детей с задержкой речевого развития особенно эффективна именно в раннем возрасте, когда нарушения легче всего поддаются коррекции.

Важно! Самостоятельно определить истинную причину ЗРР невозможно. Поэтому консультация детского невролога является обязательной. Только после аппаратной диагностики невролог может с уверенностью судить о наличии ЗРР, ее причине, и назначить эффективное лечение.

Как работает остеопат при ЗРР

Если причиной патологии становится родовая травма, то чаще всего страдают 1-2 шейные позвонки, височно-затылочные и основной швы черепа, шейно-грудной отделы позвоночного столба. Могут отмечаться и внутрикостные травмы затылочной кости. Остеопаты лечат задержку речевого развития мягкими массажными движениями в зоне поражения. Сила и направление воздействия индивидуальны, и тщательно рассчитаны.

В результате курсовой терапии удается нормализовать функции костной ткани, «вернуть» смещенные кости в физиологически правильное положение. Убрав внутренне напряжение с тканей головного и спинного мозга, удается нормализовать кровообращение в них, улучшить снабжение нейронов кислородом и основные показатели крови. Это приводит к полному восстановлению деятельности ЦНС. Те, кому помог остеопат при ЗРР, отмечают, что улучшения отмечались уже после нескольких недель лечения.

Симптомы

Диагноз ЗРР ставят, как правило, после 4 лет, когда родители решают обратиться к логопеду. Чаще всего они попросту «не понимают» своего ребенка

Отследить отставание в развитии речи можно раньше:

  • ребенок не реагирует на звуковые раздражители в 3-4 месяца;
  • не старается имитировать звуки в 4 месяца;
  • не понимает словесные команды в 7 месяцев (сядь, держи);
  • не сказал ни одного слова в год;
  • не знает 15 слов и не пользуется речью вовсе в 2 года;
  • после 3 лет не может использовать падежи и виды глаголов;
  • после 4 лет не может формулировать мысли.

Поскольку ЗРР сочетается с задержкой когнитивного развития, то стоит обратить внимание на следующие признаки:

  1. К первому году жизни не тянется к игрушкам и предметам, не манипулирует ими и не выражает мимикой и жестами эмоции.
  2. Не следует простым инструкциям, не подражает взрослым действиями и словами (прикладывание телефона к уху, расчесывание, листание книги).

Воспитатели в детском саду обязательно обращают внимание родителей на возможные проблемы. Например, если неговорящий ребенок в 4 года не может пользоваться ножницами, понимает разницу между абстрактными понятиями «больше», «меньше», не рассказывает простые истории.

Причины

Опытные остеопаты утверждают, что детские проблемы с речью почти в 100% случаев сопровождаются и, скорее всего, появляются при структурном повреждении черепа и позвоночника

Официально медицина признает только те факторы, которые вызвали органические изменения мозга: интоксикация во время внутриутробного развития, гипоксия, перинатальная энцефалопатия в результате травмы, инфекционное поражение мозга, мозговая кома, генетические и хромосомные отклонения, психические травмы, жестокое обращение в детстве, плохой социальный климат. Также признается влияние заболеваний и врожденных аномалий ЦНС, эпилепсии, ДЦП, ишемии головного мозга, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, сосудистых патологий, нарушение оттока ликвора.

Однако зачастую ЗРР и ЗПРР возникают без перечисленных факторов.

Среди травм, которым уделяют внимание остеопаты, относятся: длительные, стремительные, преждевременные роды, долгий безводный период, асфиксия, травмы при прохождении родового канала. Принимается во внимание стимуляция схваток и кесарево сечения. Каждый фактор способен затормаживать развитие.

Иногда в семье родителям некогда разговаривать с ребенком, навыки диалога попросту не формируются. Причины могут заключаться в падениях со стула, спортивных травмах, неправильных кувырках – любые резкие нагрузки на шейный отдел могут вызвать нарушения в работе мозга ребенка. Как это происходит?

Череп младенца при прохождении через родовой канал сжимается за счет промежутков – родничков. В крестцовой части находится нижний конец нервной системы. Он также поглощает сжимающие силы во время сокращения матки. Кости раскрываются после рождения во время движений ребенка.

Во время родов может происходить чрезмерное сжатие костей – структурных областей, что нарушит функцию мозга. Оболочка мозга крепится к костям черепа, и в ней содержатся нервы и сосуды. При сжатии наблюдается «голодание» отдельных зон мозга, хотя это не приводит к явным органическим патологиям. Нарушается физиологическое развитие нервной системы. Повлиять могут: длительные схватки, ранний разрыв или прокол плодного пузыря, стимуляция родов лекарствами, тазовое предлежание ребенка, длительные (более 18 часов) и быстрые (менее 3 часов) роды, эпидуральная анестезия, вакуумная экстракция и щипцы, обвитие пуповиной, замедление сердцебиения, остановка схваток, кесарево сечение.

Определить возможное влияние на ЗРР можно по состоянию новорожденного и младенца:

  1. Задержка при сосании более 24-48 часов.
  2. Рвота после кормления.
  3. Выгибание или запрокидывание головы назад во время плача лежа на боку или на руках у матери.
  4. Асимметричное движение рук или ног
  5. Длительный безутешный плач.

В дальнейшем у ребенка нарушается последовательность этапов двигательного развития, либо возникает опоздание: перекатывание, сидение, ползанье, ходьба с опорой об окружающие предметы. Любой из перечисленных признаков указывает на то, что некоторые области центральной нервной системы не были активны. Сосание может восстановиться через день, рвота – через месяц, при сидении и начале ходьбы разгибание становится менее очевидным, поскольку компенсируется лордозом или положением ног, глотанием слов, проблемами с обучением. Потому есть смысл обратиться к остеопату при ЗПР у школьника.

Проявления более старшего возраста становятся плоскостопие, увеличенный поясничный лордоз, деформации прикуса, перцептивные дисфункции или нарушение мелкой моторики, логопедические проблемы.

Дело в том, что структурная проблема остается на том же месте, влияя на костно-мышечные балансы растущего организма. Все, что проявляется позже – компенсация ранних нарушений.

Причины задержки речевого развития

Причины могут быть как внутренними, обусловленными генетической наследственностью, так и внешними, появившимися в результате воздействий окружающей среды, травм (в том числе и родовых), несоблюдения здорового образа жизни в период беременности и т.д.

Наиболее распространенные факторы относятся ко второй группе — внешних причин. Особенно опасны инфекционные и вирусные болезни, а также интоксикации, которым подвергается организм матери в период беременности. Поэтому рекомендуется уже на этой стадии обращаться к специалисту-остеопату, чтобы беременность протекала под его непосредственным контролем.

Родовые травмы — еще одна очень распространенная причина, по которой у детей наблюдается задержка развития речевого. Особенно опасны в этом плане случаи, когда в результате неправильного положения в утробе матери или при родах организм плода подвергается длительному кислородному голоданию — велика опасность необратимых повреждений мозга, связанных с гибелью нервных клеток.

Опасность также представляют и некоторые заболевания, перенесенные ребенком в возрасте до 3 лет. В частности, менингит и другие инфекционные болезни с возможными осложнениями

Поможет ли остеопат при ЗРР и ЗПР?

Остеопатия при лечении задержки речевого развития считает, что проблемы с сосанием, глотанием, дыханием, произношением звуков и жеванием вызваны неправильной работой мышц рта и горла, нарушением подвижности языка

  • напряжение языка препятствует закрытию тканями мягкого неба носоглотки и правильному перемещению пищи в глотку;
  • смещение языка назад уменьшает размер ротоглотки, вызывая затруднение глотания и дыхания;
  • снижение диапазона движения языка влияет на формирование звуков, плавный переход от одного звука к другому при произношении слов, что создает трудности в разговоре;
  • напряженный язык смещает носовую полость вперед и вниз, препятствует свободному прохождению воздуха и обуславливает ротовое дыхание.

На положение и подвижность языка влияет множество факторов, рассматриваемых с позиции остеопатии при детской ЗРР:

  • узкая кость верхней челюсть уменьшает пространство, толкает язык вперед;
  • напряжение или дисбаланс височных костей влияет на нижнюю челюсть;
  • перенапряжение, расслабление внутренних или внешних мышц языка влияет на расслабление и движение;
  • несбалансированность мышц, соединяющих носоглотку с мягким небом, ограничивает подвижность;
  • напряжение, дисбаланс или биомеханики мышц горла, ограничения подъязычной кости также меняет нормальный шаблон движения;
  • укорачивание уздечки (чаще не является врожденной аномалией), а отражает положение нижней и верхней челюсти, височных костей.

Неврологический стресс, испытываемый ребенком во время родов, влияет на двигательную или сенсорную иннервацию языка. Если сигнал повреждается, то мышцы не будут получать импульс для движения, что приведет к дисфункции. Двигательные и чувствительные функции обеспечиваются черепными нервами, имеющими ядра в стволе мозга.

Компрессия связана с натяжением твердой мозговой оболочки, сосудов, деформации отверстий, из которых выходят нервы, а также со структурными повреждениями тканей лица и горла. Остеопата при задержке речевого развития интересует работа нескольких нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного – они иннервируют ткани глотки, гортани, неба, мимические мышцы и мышцы языка.

Подъязычная кость связывает язык, череп, лопатки, грудину, ключицы, глотку, нижнюю челюсть через комплекс надподъязычных и подподъязычных мышц. Потому проблемы могут начинаться с грудного отдела, меняя функцию речевого аппарата. Стресс, связанный с речью, передается на ключицу, мышцы вдоха, препятствуя нормальному раскрытию легких.

Одна из основных целей краниосакральной терапии при ЗРР — помочь организму заново построить связи между структурой и функцией. После мягкого снятия стресса тканей начинается самокоррекция, компенсация и адаптация — нервная система получает свежие ресурсы.

Врач-остеопат определяет области, неблагоприятно влияющие на речевой аппарат, ощущает их связь с краниосакральным ритмом. Работа с черепом, шейным отделом, языком облегчает биомеханическое или неврологическое напряжение, улучшая функции жевания, сосания, глотания, дыхания и разговора.

Остеопат при ЗРР у детей уделяет внимание часто страдающим элементам структуры во время родов: первые два шейных позвонка, шейно-грудной переход, затылочно-сосцевидные и ламбдовидный шов, внутрикостные дисфункции затылочной кости.

После остеопатического сеанса возобновляется краниальный ритм – связующее звено нервной системы. Мембраны черепа освобождают кровоснабжение, улучшается метаболизм нейронов в областях, ответственных за поведение и речь.

Что такое остеопатия

Остеопатия представляет собой область медицинской науки, которая занимается диагностикой и лечением анатомических и физиологических нарушений в организме. Суть лечения у остеопата заключается в том, что организм имеет природную способность к самоизлечению, и врач всего лишь стимулирует ее. Методы остеопатического воздействия не всегда признаются официальной медициной, но некоторые все же применяются в неврологической практике. Можно выделить несколько основных методов остеопатии, которые могут применяться при ЗРР.

  1. Структуральный – для работы с позвоночником, мышцами, связками и суставами.
  2. Краниальный – это особо тонкая методика, помогающая снять напряжение в тканях и психоэмоциональное напряжение.
  3. Краниосакральный – для работы с костями черепа и его сочленений, позвоночником.

В большинстве случаев для лечения применяется сочетание этих методик.

Причины ЗРР по мнению остеопатов

Остеопаты воспринимают человеческий организм как единое целое, когда нарушение в работе одного органа, приводит к развитию проблем в другом. Остеопат при ЗРР у детей (или подозрении на патологию) проведет предварительное обследование черепа, головного мозга, позвоночника, сосудов. К основным причинам развития ЗРР остеопатия относит:

  • патологии беременности из-за ее неправильного ведения;
  • острые и вялотекущие заболевания позвонков у малыша;
  • аномалии строения костей черепа или их повреждение при прохождении родовых путей;
  • воспалительные заболевания ЛОР-органов;
  • заболевания ЦНС – высокое внутричерепное давление, водянка.

Важно! При любой причине ЗРР, работа остеопата должна обязательно сопровождаться наблюдением у невролога. Только он может назначать лекарственные средства, которые помогут нормализовать работу ЦНС.

Прогноз и средние сроки лечения при ЗРР

Прогноз напрямую зависит от причины развития патологии и своевременности начатого лечения. На вопрос, поможет ли остеопат при ЗРР и ЗПР также нельзя ответить однозначно. Если в головном мозге ребенка уже произошли необратимые изменения, не поможет ни один специалист. В этом случае можно попытаться лишь ограничить очаг поражения.

Многие родители интересуются, лечат ли остеопаты ЗРР, и сколько ждать выздоровления. Средний срок лечения составляет 2-3 недели, в зависимости от тяжести состояния. В неделю ребенку требуется 2-3 сеанса, продолжительностью не более 45 минут. При легкой и средней степени ЗРР этого бывает достаточно для выраженного улучшения состояния.

Поможет ли остеопат при ЗРР тяжелой степени, с выраженными изменениями в тканях головного мозга не знает никто. В этом случае желательно привлекать к лечению и других специалистов – невролога, психолога, логопеда. В ряде случаев удается добиться определенных улучшений достаточно быстро, иногда терапию могут продолжать на протяжении нескольких лет.

Остеопат и речь ребенка – есть ли связь?

В Институте остеопатов велись исследования, которые сравнивали различные методики помощи детям при дизартрии. Контрольная группа три месяца работала с невропатологом, логопедом и психологом, а экспериментальная — с логопедом и остеопатом. Обследование показало, что остеопатия может способствовать излечению. Изменились следующие показатели:

  • психоэмоциональное возбуждение снизилось на 78% детей против 56% в группе контроля;
  • тревожность уменьшалась на 61% по сравнению 45%;
  • прогресс в восстановлении функции речи составил 89% против 72%.

После работы остеопата у детей улучшилось владение речью, функция речевого аппарата (94% и 78% соответственно). Произошли опережающие сдвиги в психическом развитии, когнитивных функциях, внимательности.

Родителям желают узнать наперед, поможет ли остеопат при зрр и зпр? Дети, которые прошли остеопатические сеансы, избавляются от структурных нарушений, потому развиваются гармоничнее. Органические изменения мануальными техниками откорректировать невозможно, как и лекарственными средствами. Остеопатия открывает заблокированные ресурсы детской нервной системы для восстановления речи.

Задача остеопатов, работающих в академии развития ребенка им. Проф. В.Л. Андрианова, помогать естественному и гармоничному росту детей разного возраста. Вовремя скорректированные костные ограничения черепа, дисфункции нервов – это вклад в нормальное развитие речи, легкое освоение новых навыков, профилактика сколиозов и снижения зрения. Врачи работают с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии, улучшая их социализацию и адаптацию.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *