Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией

Преодоление симптомов дизартрии — гиперсаливации у детей.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

    Рекомендации.

  • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева ).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

    Рис.2. Массаж в углублениях под языком.

  • Массаж по точкам.
    Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично).
  • Массаж мягкого нёба.
    Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса.

4. Жевание твёрдой пищи.

    Инструкция для родителей детей — дизартриков:

  • Грызём, жуём, глотаем — морковку.
  • Грызём — сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке.

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Криотерапия в преодолении гиперсаливации.

Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.

Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.

Расположение активных точек в области губ

Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.

Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.

В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Учимся проглатывать слюну.

1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.

2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.

3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.

4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.

5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.

6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

В человеческом организме пищеварение начинается с ротовой полости, где слюна в определенной степени влияет на расщепление еды с помощью ферментов. Если железы вырабатывают недостаточное количество этой биологической жидкости, весь процесс переваривания пищи нарушается. Этому заболеванию есть название – гипосаливация, оно требует неотложного лечения, иначе возникнут более серьезные проблемы с зубами и пищеварительной системой.

Сухость во рту-гипосаливация

Нарушение в работе слюнных желез, приводящее к пониженной выработке секрета, называется гипосаливацией, гипосиалией, олигоптиализмом или олигосиалией. Без своевременного лечения это заболевание может развиваться вплоть до полного прекращения выработки слюны – ксеростомии.

Гипосиалия может возникнуть по нескольким причинам:

  • недостаток в организме полезных веществ, необходимых для его правильного функционирования, в частности сниженное поступление железа и витаминов групп A, B и E;
  • врожденные или приобретенные патологии соединительной ткани;
  • заболевания носоглотки, сопровождающиеся невозможностью нормального дыхания через нос;
  • гормональные сбои, особенно у женщин и подростков;
  • сильное и стойкое обезвоживание организма, например, при хронической диарее, неадекватных физических нагрузках, длительных инфекционных заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой и т.д.;
  • ВИЧ-инфекция;
  • заболевания эндокринной системы, в большинстве случаев сахарный диабет;
  • паренхиматозный паротит (хроническое воспаление слюнных желез);
  • саркоидоз;
  • волчанка;
  • нарушение синтеза гемоглобина;
  • лучевые поражения;
  • злоупотребление вредными привычками и чрезмерно острыми блюдами.

Гипосаливация может возникнуть в виде временного явления вследствие приема некоторых препаратов, например, мочегонных, гормональных или гомеопатических. Снотворные лекарства и транквилизаторы тоже могут вызвать уменьшение выделения слюнного секрета. Если же заболевание носит стойкий характер, то причиной могут послужить частые и сильные стрессы или перенесенные операции на органах пищеварительной системы.

Вероятность возникновения гипосиалии возрастает в возрасте старше 55 лет.

Симптомы заболевания

Главным симптомом гипосаливации является чрезмерная сухость во рту. Ее возникновение стоит рассматривать с точки зрения возможных причин, поскольку среди них есть и вполне безобидные. Например, у некоторых людей сухость наблюдается после сна с открытым ртом, при сильном волнении или после изнуряющих физических упражнений. В этих случаях уменьшенное количество слюны не является патологичным и быстро корректируется при восстановлении нормальных условий без лечебного вмешательства.

Выделяют следующие симптомы, которые могут помочь в распознавании гипосаливации:

  • густая и пенистая консистенция слюны;
  • трудности с приемом пищи (она трудно проглатывается, если только не запить ее жидкостью);
  • во рту ощущается чувство жжения, его поверхность на ощупь кажется шершавой.

Если причиной сухости во рту действительно является гипосиалия, то ее можно распознать и внешне. Пациенту достаточно посмотреть в зеркало с открытым ртом, чтобы увидеть, что его внутренняя поверхность не такая влажная и блестящая, как обычно. Этот простой признак должен побудить к прохождению обследования у специалиста.

Методы диагностики

При обнаружении тревожащих признаков заболевания пациент может обратиться к терапевту или стоматологу. На первом этапе диагностики специалист проведет первичный осмотр и расспросит о времени возникновения симптомов, имеющихся заболеваниях и возможном воздействии провоцирующих факторов. Если гипосаливация носит первичный характер, то есть не является симптомом другого заболевания, то на этом обследование завершается.

Гипосиалия крайне редко наблюдается в качестве самостоятельного нарушения, чаще всего она указывает на более серьезную патологию в организме.

Уменьшение выработки слюны может быть следствием других заболеваний, поэтому при наличии комплекса характерных симптомов специалист может направить пациента на сдачу анализов. По их результатам может потребоваться консультация врача другой направленности, в этом случае лечение гипосаливации будет носить лишь симптоматический характер.

Лечение заболевания

Перед началом лечения гипосиалии необходимо точно определить причину ее возникновения, поскольку в противном случае восстановить работу слюнных желез невозможно. Когда будут предприняты соответствующие меры для лечения основного заболевания, в процессе терапии можно дополнительно влиять на выработку слюны с помощью следующих методов:

  • электрофорез и гальванизация – безболезненное лечение электрическим током;
  • курс новокаиновой блокады;
  • прием витаминов из групп A, B и E;
  • применение раствора лизоцима – природного компонента, содержащегося в собственных клетках человека, в том числе и в слюне;
  • использование искусственной слюны и гелей, способствующих выработке естественного секрета;
  • прием гормональных препаратов, если заболевание вызвано возрастным перестроением организма;
  • прием йодсодержащих средств.

Если специальные методы лечения гипосаливации не требуются, можно помочь своему организму наладить естественный процесс выработки слюны. Для этого при согласовании с врачом можно сосать леденцы, особенно мятные, смазывать полость рта подсолнечным маслом, жевать свежую петрушку или пить воду с лимонным соком. Все эти методы способствуют быстрому восстановлению нормальной деятельности слюнных желез.

Полезным при гипосаливации считается отвар с листьями эвкалипта или мяты. Для его приготовления 1-2 столовых ложки сухого и измельченного растения заливается стаканом кипятка, оставляется на полчаса и процеживается.

Почему нужно лечить гипосаливацию

Несмотря на то, что, на первый взгляд, уменьшение выработки слюны не кажется серьезным нарушением, постепенно оно приводит к значительным проблемам со здоровьем. В первую очередь страдают зубы, поскольку секрет, вырабатываемый железами, поставляет к эмали необходимые минералы и в определенной степени очищает ее от вредных бактерий.

При развитии заболевания отсутствие достаточного количества слюны начинает негативно сказываться на пищеварении. Во время еды затрудняется процесс пережевывания и глотания, поскольку из-за недостатка естественной жидкости плотный пищевой комок не образуется. Затем страдает непосредственно переваривание пищи, так как в слюне содержатся необходимые для этого ферменты.

Вместе с этим ухудшается вкусовое восприятие, а постоянная сухость во рту приводит к появлению неприятного запаха и нарушению устной речи. Все это влияет на качество жизни пациента, как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Чтобы не усугублять состояние, при появлении стойких признаков гипосаливации необходимо обратиться к врачу.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *