Обогащение словарного запаса младших школьников

Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500.
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?

Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.

  • Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря. Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.
  • В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений, времен года, явлений природы, разных событий.

Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.

  • В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей.

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый.
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие.

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Как обогатить словарный запас ребенка?

В последнее время во всем мире увеличивается число детей не выраженными отклонениями в развитии, в том числе и в речевом развитии.

Дети имеют «детское» произношение некоторых звуков и не могут согласовывать слова в предложении.

Затрудняющаяся речь ребенка может быть понятна и не вызывать у него трудностей в общении. Такие отклонения могут не беспокоить родителей. Однако все в один прекрасный миг может резко поменяться при поступлении в школу на начальную ступень, именно здесь начинаются предъявляться не редко повышенные требования. Дети, которые имеют отставание в речевом развитии «вытесняются» на самых первых этапах обучения письму и чтению.

Большинство детей впитывают сложные процессы, и в будущем пишут с кучей специфических ошибок, которые потом сложнее удается преодолеть.

Получив плохую отметку в дневник, у ребенка возникают отклонения в поведении и утомляемость. Результат — отрицательное отношение к школе и ссоры в семье.

Имея скудный словарь, бедность и неточность понимания значений многих слов у ребенка возникают трудности в подборе простых родственных слов в качестве проверочного слова, выделяя корень, приставку в слове.

С чего стоит начать?

Начинать необходимо с речевого дыхания. Существует четыре способа. Речевым дыханием считается «вдох через нос, а выдох через рот». Для развития и формирования речевого дыхания используйте упражнения: шарик, сдуй ватку, подуй на перышко, подуй на снежинку, птичка лети, задуй свечу и т.д.

Не забываем развивать моторику пальцев рук. Делаем различные массажи и гимнастику для развития мышц руки. Можно использовать массажеры, шишки, бельевые прищепки, шнуровки, застегивание пуговиц, сухие бассейны и т.д.

Обращаем внимание на развитие и укрепление артикуляционной моторики. Развиваем мышцы губ и языка, даже если у вашего ребенка есть все звуки. Это необходимо для четкой и красивой речи. Упражнения для губ: бублик, кормление птенцов, слоник, улыбка. Упражнения для языка: лопаточка, иголочка, качели, футбол, грибок.

А теперь можем начать формировать словарный запас слов.

Обогащение словарного запаса за счет существительных

  1. Вы называете обобщающее слово, а ребенок как можно больше соответствующих ему слов:

Домашние животные: корова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, кошка, собака…

Дикие животные: осел, ишак, барсук, тушканчик, еж, носорог…

Домашние птицы, овощи, фрукты, ягоды, цветы деревья, транспорт, мебель, головные уборы, обувь, одежда.

  1. Взрослый называет животное, а ребенок – детеныша:

Корова-теленок, овца-ягненок, собака-щенок, лошадь-жеребенок, кошка-котенок и т.д.

  1. Вы называете большой предмет, а ребенок-маленький:

Стол-столик, стул-стульчик, платье – платьице, лук-лучок, шарф-шарфик и т.д

Обогащение словарного запаса за счет глаголов

  1. Способы передвижения разных животных

Птицы, бабочки, мухи, стрекозы-(что делают?) летают

Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки-( что делают?) плавают

Для закрепления предложите ответить на вопрос:

А кто или что еще летает? (вертолеты, ракеты, спутники, воздушные шары)

А кто или что еще плавает? (лодки, катера, пароходы)

  1. Назвать действия одного животного

Собака –стоит, лежит, бежит, лает, ест, играет, сторожит, выслеживает, кусает, рычит, грызет…

  1. Назвать голос животного, насекомого или птицы

Корова-мычит, лошадь-ржет, жук-жужжит, и т.д

4 Усвоение названий противоположных признаков

Жираф высокий, а обезьяна низкая.

Веревка толстая, а нитка-(тонкая)

Черепаха медленная, а заяц- (быстрый) и т.д.

Учитель-дефектолог

Терехова М.С.

Методы работы, направленные на обогащение словарного запаса детей с ОНР

Многие детки с речевыми нарушениями имеют лексические пробелы. Им трудно высказываться из-за скудости словарного запаса. Проблему можно исправить полностью или снизить ее проявления путем регулярных логопедических занятий.

На занятиях следует заняться следующими вопросами:

  1. Уточнением лексического значения слов, которые уже известны. Важно расширить сферу их использования, активизировать их применение. Для достижение эффекта рекомендуется разыгрывание ситуаций, в которых ребенок будет активно участвовать.
  2. Обогащением словарного запаса. К уже имеющимся словам добавляются новые. В процессе работы над этим пунктом следует использовать картинки, дидактический материал, который малыш может потрогать.
  3. Уточнением значений целых синтетических конструкций.
  4. Словотворением. Расскажите детям, как появляются новые слова. Попробуйте совместно придумать новые лексемы путем добавления суффиксов и префиксов. Составьте предложения с новыми словами. Расскажите об особенностях словоупотребления. (не лишним будет упомянуть, что каждый суффикс и префикс несет в себе долю смысла, которую он привносит в новое слово).
  5. Определением родственных слов. Такие занятия развивают мышление, представление о языке.
  6. Подбором синонимов, антонимов и омонимов. Исследовав данную сферу, ребенок начинает говорить более ярко, его рассказы становятся более интересными. Важно изучать группы слов не просто как явление, а с их употреблением в тексте. Если самостоятельно малыш не может составить предложение с синонимом или антонимом, то пусть читает уже готовые, вычленяя и объясняя нужные лексемы.
  7. Усвоением понятия того, что такое многозначные слова. Данная тема может быть сложной для ребенка с трудностями развития. Если понимания совсем мало, то пункт можно на время пропустить, чтобы затем вернуться к нему.
  8. Работой с пословицами, скороговорками, фразеологизмами. Занятия с таким материалом можно построить в форме игры. Предложите создать иллюстрации.
  9. Соединением словосочетаний. Давайте набор прилагательных и существительных или существительных и глаголов. Заданием будет создать пары из слов, подходящих по смыслу.

Такая работа обязательно даст плоды. Расширив свой словарный запас, детки с множественными нарушениями смогут лучше себя реализовать в коммуникации. Они будут знать где и что сказать, как выразить просьбу.

Развитие словарного запаса младших школьников .

Развитие словаря школьника зависит от многих факторов.

Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения слов. Слова обобщающего значения становятся доступны пониманию лишь после формирования мыслительной операции обобщения.

Словарь развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями и зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь упорядочивается, систематизируется, складываясь в семантические поля или образования слов по смыслу.

Выделены следующие направления развития словаря:

  • Расширение объема словаря
  • Уточнение значения слов
  • Развитие структуры значения слова
  • Формирование семантических полей
  • Расширение связей между словами.

Характеризуя словарный запас учащихся, следует отметить не только его ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов. Именно эта особенность лежит в основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

Ошибки, которые допускают школьники:

Свинья хохотает (хрюкает)

Шаль это шалун;

Бегония – соревнования такие, когда все бегают.

Лапти – когда все друг друга лапают;

Топорщится – топором рубить;

Лесник – это гриб такой;

Лесник – это тот, кто любит дрова;

Гигиена- когда ты не кривляешься;

Скалка – чтобы прыгать;

Собака-поводырь – это собака, которая дыры делает;

Плестить –лепить из пластилина.

Считаю, что работа по обогащению словаря, очень важна, так как только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь.

Игры для развития словаря:

Игра «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Стучать-звонить-барабанить;

Дрова-пламя-огонь;

Судно-волна-корабль;
Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Страх-смех-ужас;

Старушка-бабушка-дедушка;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.

Игра «Закончи предложение»

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Взрослый произносит незаконченное предложение, ученик подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

Игра «Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам:

крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш.

Игры с успехом применялись на логопедических занятиях и помогли обогатить словарный запас школьников.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *