ЭПИЛЕПСИЯ И ОБУЧЕНИЕ

В какую школу должен ходить ребенок с эпилепсией?

Обычная школа при эпилепсии

Ребенок с эпилепсией должен посещать обычную школу, если

у ребенка нормальный интеллект;

у него нет особенностей поведения, при которых он часто отвлекает внимание учителя от всего класса на себя.

Возможные психические нарушения у людей с эпилепсией описаны в статье: Эпилепсия изменение личности.

Если ребенку с эпилепсией трудно учиться в обычных классах, то можно определить его в класс коррекции и иногда во вспомогательную школу.

Решение вопроса, по какой программе следует учиться детям, имеющим отклонения в психофизиологическом развитии, а так же проблемы в обучении, общении и поведении возложено на психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Дети с задержкой психического развития продолжают обучаться в общеобразовательных или специальных (коррекционных) школах VII вида, школах-интернатах VII вида, классах выравнивания, классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ.

Дети, получившие диагноз обучение по 7 виду «ЗПР» — могут обучаться в обычных классах по программе массовой школы, но при этом им даются посильные задания, то есть позволяющие осуществить индивидуальный подход ребенку. За не усвоение программного материала таких детей не следует оставлять на повторный год обучения.

Если ребенок успешно усваивает программу, если его трудности в обучении, негативные особенности развития удалось компенсировать, то по решению ПМПК ребенок переводится на обучение по программе общеобразовательной школы, то есть снимается диагноз «ЗПР».

Детям, получившим диагноз обучение по 8 виду, комиссия предлагает обучение в специальных коррекционных школах-интернатах, при этом родители могут отказаться, тогда эти дети идут в школы своего микрорайона.

Детям-инвалидам, имеющим 8 вид, ПМПК рекомендует обучение на дому или обучение в других специализированных коррекционных школах-интернатах.

Дальнейшее обучение ребенка с эпилепсией (колледж, институт) не следует ставить в зависимость от его болезни. Всё должно определяться уровнем способностей и наклонностей ребенка, а также его собственным представлениям о жизненных перспективах.

Эх….У кого «пятничные жабы» и «субботние сиськи», а у меня детская психиатрия по средам. Все-таки «детский день» является неисчерпаемым источником вдохновения для меня. Может по неопытности это. Все-таки я во взрослой психиатрии 11-ый год работаю и уж пригляделась к разным проблемам, а вот второй год в детской психиатрии нет-нет, да застает меня врасплох.

Так вот о чем сегодня сказать хочу. Привела мама сегодня мальчика 12 лет, который 7 из них страдает эпилепсией. В принципе достаточно хорошая динамика. Ребенок имеет маленькие фокальные припадки ( подергивание руки) пару раз в неделю, что по сравнению с 3 развернутыми припадками в 5 дней просто манна небесная. Учится мальчик в 6 классе, на индивидуальном обучении ( по настоянию администрации школы), но во дворе общителен, имеет массу друзей, с которыми вполне адекватно общается. Но вот проблема… никак он не осилит химию. Ну, никак у него не идут химические уравнения. То, что касается всякого там горения и кипения, как абстрактного понятия, тут пожалуйста, может рассказать все нормально. Но вот ионы, будь они неладны, никак в его мозгу не могут встретиться друг с другом. И вообще, все, что касается пространственного мышления ну, никак у него не идет. Родители относятся к этому вполне адекватно. Есть ведь люди и без эпилепсии, которые ни черта в этом не понимают, и слава богу, живут с этим. Но вот учительница химии встала в позу. Не может понять уравнения – 2 за четверть и за полугодие. И еще ставит вопрос, чтобы его не допускать до 3-ей четверти и сразу на 2-ой год оставить. Родители и так с ней разговаривали, и даже денег ей предлагали, но та не в какую. У нее ученики места на химических олимпиадах занимали, и для нее видимо личный вызов, что ребенок никак не всосет про ионы. 2-ой год и точка. На фоне этого конфликта ребенок стал тревожным, плаксивым, раздражительным. И даже, в ожидании урока химии с ним случился вновь развернутый судорожный припадок, первый за 3 года.

Это отнюдь не единичный случай. Странный или больной ребенок не редко подвергается гонениям не только со стороны сверстников, но и со стороны преподавателей и администрации школы. Учителю бывает нет ничего сказать, чтобы ребенок больше в школу не приходил, потому, что у него может случиться припадок и он всех напугает, или что ребенок во время припадка упадет с лестницы и разобьется насмерть. Иногда это говорится в присутствии других детей, что травмирует не только самого больного ребенка, но и формирует у всего класса негативное отношение к страданию их товарища, как к чему-то постыдному и позорному. Я уже не говорю о том, что многие дети в силу заболевания имеют те или иные проблемы с учебой или с поведением.

Даже если у ребенка нет припадков, то его мозг все равно не всегда правильно функционирует из-за сохраняющихся эпилептических разрядов. Это называется эпилептической энцефалопатией. Эти разряды могут привести к различным безсудорожным нарушениям:

— психическим

— поведенческим

— нейропсихологическим.

Если, например эпилептическая активность сохраняется в левом полушарии, то у ребенка могут отмечаться нарушения речи, аграфия ( невозможность письма) , акалькулия (невозможность счета), алексия (невозможность чтения) , афазия ( расстройства речи) , речевой диспраксия ( нарушение произношения звуков). Если в правом – агнозией ( затруднение узнавания) и дезартикуляцией (расстройства произношения звуков из-за неправильной работы ротового аппарата) . Орбитофрональные (передняя часть лобной доли), и очаги эпилептической активности в цингулярной извилине, а так же вовлечение неспецифических срединных структур сопровождаются выраженными поведенческими нарушениями, аутизмом, мутизмом ( отсутствием речи), аспонтанностью ( нарушение произвольных движений), асоциальностью ( расстройство социальных навыков), агрессией, эксцентричностью. Кроме того, наиболее частыми формами расстройств, которые могут сопровождать эпилепсию, оказываются социализированные и несоциализированные расстройства поведения и расстройства школьных навыков, вызывающие оппозиционное расстройство (около 30%), гиперкинетические расстройства (около 30%), дефицит внимания, общую задержка развития (около 20%); менее часто (около 3–5%) встречаются диагнозы «аутизм», «синдром Аспергера», «элективный мутизм». Так что можно увидеть, что и ребенок и его родители встречаются с громадным количеством разных проблем, кроме собственно припадков.

Конечно, есть дети, которые имеют целый спектр разных нарушений и по этой причине они обучаются либо в специальных школах, либо находятся на домашнем обучении. При этом подразумевается, что ребенок может не справляться с какими-то задачами, которые ставит перед ним общеобразовательная школа. Какие-то проблемы исправимы в результате педагогических мер и приема медикаментов, а какие-то нет. Например, причиной эпилепсии и нарушения формирования школьных навыков может быть киста головного мозга, т.е. функция мозга может быть полностью утрачена за счет того, что в этом месте мозга дырка, грубо говоря. Но ребенок может быть вполне адаптирован в жизни, за счет того, что развиваются соседние участки мозга и берут потерянную способность на себя. Но эта функция восстанавливается не вдруг, не путем нажима или наказания ребенка, а за счет специальных педагогических мер, развивающих смежные участки мозга. Но вот процесс, когда ребенок чувствует себя некомфортно, депрессивен, запуган, совсем не способствуют процессу обучению таких детей. Такие маленькие пациенты чаще других «цепляют» различные неврозы из-за несовершенства своей нервной системы, что значительно затрудняет их жизнь.

Нажимая на ребенка со своим предметом нужно, наверное, задавать вопрос, насколько это жизненно важно знать для него и насколько будет полезно для него наказание за невозможность выполнить задание. Не может ли вред от психотравмы перевесить пользу от возможности пользоваться ионными уравнениями. Смысл обучения больных детей – адаптировать их в обществе максимально, а не заставить их чувствовать себя неполноценными, стигматизировать. Ужасно, когда стигматизация пациента начинается в школе, руками тех, кто должен использовать эти руки для помощи.

ЗЫ. Я естественно имею в виду не всех учителей и не все школы. Существует множество педагогов, и слава Богу таких большинство, благодаря которым даже крайне сложные дети находят свое место в нашей тяжелой жизни.

Tags: психиатрическая быль

Клинический психолог Лия Владимировна Черникова, нейропсихолог, действительный член ППЛ.

Эпилепсия у детей и взрослых вызвана пароксизмальными разрядами в нейронах головного мозга, обычно проявляется типичными повторными приступами различного характера, но существуют также разновидности эпилептических припадков в виде внезапно наступающих расстройств настроения -дисфории или сознания, а также постепенным развитием характерных изменений личности, характера, формированием акцентуаций, т.е. развитием заостренных черт, выглядящих со стороны, как необычное поведение человека. В некоторых случаях наблюдаются психозы, неврозы, которые протекают остро или хронически и проявляются такими состояниями, как тревожность, страх, тоска или наоборот приподнятым настроением, а также бредом, галлюцинациями. Эти описанные симптомы бросаются в глаза окружающим людям, тогда как трудности в обучении ребенка, уровень развития мышления, различные виды памяти, да и в целом: способность человека реализовать свои потребности возможно выявить только в ходе качественной психо- и нейродиагностики.

Очаги эпи-активности или другие пароксизмальные нарушения изменяют работу головного мозга, влияя на функционирование различных его звеньев, иногда выпадение лишь одного звена мышления, например способности симультанно (одновременно) оценивать отдельные элементы, влияет на анализ и общее восприятие полученной информации человеком. При височных видах эпилепсии выраженно страдает эмоциональная и речевая сферы, мышление, при нарушениях биоэлектрической активности в срединных отделах головного мозга снижается адаптивность и коммуникабельность пациента, доказана связь этих отделов с развитием аутизма, но главным образом нарушается работа первого функционального блока мозга, отвечающего за поддержание оптимального тонуса нервной системы, за баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, т.е. базовый уровень. Лобные отделы головного мозга отвечают за упорядоченность, последовательность действий и мышления, но особо важны они в проявлении самоконтроля, воли и мотивации человека. Генерализованные приступы, во время которых происходит разрыв нейронных связей приводят к серьезным последствиям, у детей задерживаются все виды развития, у взрослых возможны нарушения памяти, психические изменения, патологии, возникающие при эпилепсии разнообразны.

Пациенту, состоящему на учете у невролога-эпилептолога всегда необходимо сопровождение нейропсихолога (клинического психолога) и психиатра, чтобы предотвратить развитие душевных расстройств и скорректировать нарушения мышления, функционирование нервной системы и головного мозга.

Полная нейродиагностика всех психических функций пациента проводится в течение нескольких встреч с клиническим психологом после первичной консультации, на которой учитываются результаты различных обследований: ЭЭГ, МРТ, УЗДГ, невролога, психиатра и др., а также оценивается общая динамика движений, моторики, речи, психо-эмоционального состояния больного. Нейрокоррекция включает работу со всеми тремя функциональными блоками мозга, клинический психолог составляет план реабилитации высших психических функций с учетом индивидуальных особенностей пациента, разрабатываются рекомендации для работы различных специалистов: кинезиотерапевта, массажиста, психотерапевта.

Перед каждым учебным годом родители и учителя вновь и вновь задаются вопросом, стоит ли позволять ребенку, больному эпилепсией, посещать школу или все же лучше перейти на домашнее обучение. Разобраться в этом вопросе поможет специалист мирового уровня в области детской эпилептологии и неврологии, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники Института детской неврологии и эпилепсии имени Святителя Луки Константин Юрьевич Мухин.

— Существуют ли строгие противопоказания при посещении школы для больных эпилепсией?

— Некоторые дети с эпилепсией не могут посещать школу в принципе. На это есть ряд причин. Например, частые эпилептические статусы, требующие постоянного медицинского контроля; тяжелая умственная отсталость; тяжелые нарушения поведения; резкое ограничение двигательной активности. Иными словами, это крайне тяжелая, но, к счастью, небольшая, категория пациентов с очень низким качеством жизни, существование которых ограничивается практически их квартирой или даже постелью. В остальных случаях ребенок должен обязательно обучаться в школе вместе с другими детьми — по основной или вспомогательной программе, в зависимости от его интеллектуальных возможностей. С другой стороны, даже если приступы случаются редко, это может напугать одноклассников и сделать из больного ребенка изгоя. К сожалению, такие случаи часты в школах. Насмешки одноклассников могут стать не только причиной сильного стресса, который неблагоприятно сказывается на болезни, но и подтолкнуть к более глубоким психическим травмам, из-за которых ребенок будет считать себя неполноценным и не таким как все. Да, дети в школах и детских садах бывают жестокими, но вступив во взрослую жизнь, придется столкнуться с теми же самыми проблемами.

«Родители не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими».

— Как учителя и родители могут помочь ребенку с эпилепсией?

— Главная задача учителя в таком случае — помочь адаптироваться в школьном коллективе, предвидеть и предотвращать вероятные конфликты и нападки, всячески поддерживать и поощрять больного ребенка, если он сталкивается с определенными трудностями в силу специфики своего заболевания. Работа учителя — не только учить своих подопечных, но и воспитывать их, формировать общую культуру личности. Учитель может провести беседу с классом, рассказать о болезни, объяснить, как помочь человеку во время приступа. Родители, в свою очередь, не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими.

— Как много детей с эпилепсией переходит на домашнее образование и чем оно лучше для ребенка?

— Плюсы в том, что дети учатся по общей программе, изучают те же предметы, что и в школе, сдают экзамены, пишут контрольные. Но при этом их урок может длиться и 25 минут и 2 часа, если учитель планирует совместить занятия. Расписание не жесткое, в день не больше трех предметов. Основной минус — в отсутствии коммуникации со сверстниками. Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе. С моей точки зрения, не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок в состоянии посещать школу.

«Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе».

— Можно ли заниматься спортом и вести активный образ жизни с этим заболеванием?

— Можно, если нет явных противопоказаний и при умеренных физических нагрузках. Следует соблюдать простые правила безопасности, не переутомляться, не заниматься экстремальными видами спорта, которые усиливают вероятность возникновения травмы, не засиживаться перед телевизором (особенно в ущерб сну), соблюдать режим дня, избегать острых стрессовых ситуаций. Детям больным эпилепсией нельзя посещать бассейн без родителей, нельзя заниматься боксом, велоспортом, а также видами деятельности, при которых даже кратковременное снижение концентрации внимания или «отключение» может привести к тяжелым последствиям. Вместе с тем, необходимо стремиться к активному образу жизни, ведь иначе у ребенка разовьется чувство неполноценности. Как и любой нормальный человек, он должен стремиться реализовать свои способности.

— Как узнать, что у ребенка действительно эпилепсия?

— Эпилепсия проявляется кратковременными повторяющимися стереотипными приступами, обычно в виде нарушения сознания или судорог; часть приступов может быть только во сне. Вместе с тем, такие состояния, как вздрагивания во сне, ночные страхи, обмороки, по своим проявлениям могут быть похожи на эпилепсию, нередко совершенно безобидны и не требуют лечения. При малейшем подозрении на эпилепсию, необходима консультация специалиста (детский невролог или эпилептолог) с обязательным проведением электроэнцефалографии. В сомнительных случаях проводится более углубленная диагностика: видео—ЭЭГ мониторинг со сном, магнитно-резонансная томография головного мозга, генетические исследования.

«Необходимо стремиться к активному образу жизни, ведь иначе у ребенка разовьется чувство неполноценности. Как и любой нормальный человек, он должен стремиться реализовать свои способности».

— Каковы причины возникновения эпилепсии у детей?

— Наиболее частым фактором приобретенной эпилепсии является кислородное голодание во время беременности (гипоксия), а также врожденные пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха, герпес и другие), реже — родовая травма. Существуют также формы эпилепсии с наследственной предрасположенностью (например, юношеская миоклоническая эпилепсия).

— Какие еще формы эпилепсии существуют?

— Выделяют «симптоматическую» эпилепсию, (когда можно обнаружить структурный дефект головного мозга, например, кисту, опухоль, кровоизлияние, пороки развития), идиопатическую эпилепсию (когда имеется наследственная предрасположенность и структурные изменения в мозге отсутствуют) и криптогенную эпилепсию (когда причину заболевания выявить не удается).

— Как установить правильный диагноз и какой врач может это сделать?

— Для начала необходима консультация детского невролога и проведение электроэнцефалографии. Далее консультация специалиста эпилептолога с проведением основного метода диагностики эпилепсии — видео—ЭЭГ мониторинга. При этом электроэнцефалограф и видеокамеры регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга, чтобы подтвердить или исключить эпилепсию, выявить точную ее форму.

«Для каждой формы заболевания, а также исходя из возраста ребенка, подбирается определенный препарат или комбинация препаратов. Найти „свое“ лекарство — главный ключ к лечению».

— Как правильно подобрать лечение?

— Лечение эпилепсии осуществляется антиэпилептическими препаратами; их несколько десятков. Однако универсального лекарства нет. Для каждой формы заболевания, а также исходя из возраста ребенка, подбирается определенный препарат или комбинация препаратов. Найти «свое» лекарство — главный ключ к лечению.

— Где лечат детей с эпилепсией и где проводят диагностику?

— В большинстве случаев диагностика и лечение эпилепсии должны осуществляться в специализированных амбулаторных учреждениях здравоохранения — эпилептологических центрах. Значительно реже, в тяжелых случаях, при проведении специальных методов обследования (например, МРТ под наркозом) или больным, которые обследуются по прехирургической программе, необходимо нахождение в стационаре. Статистика показывает, что вылечить эпилепсию возможно в более чем половине случаев.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *