p_i_f

Злодеи из сказок Александра Роу – это отдельный вид искусства! Потрясающий грим, костюмы и актерская игра делают персонажей реалистичными и даже пугающими. На фоне этих персонажей современные монстры из американских и российских хорроров выглядят смешно и нелепо.

Представляю вам подборку самых жутких героев из советских сказок. Кого из них вы больше боялись в детстве?

Советник Морского царя

Синенький усач

Этого странного моржа можно увидеть в сказке «Огонь, вода и медные трубы». В кадре персонаж появляется всегда на несколько секунд, однако запоминается надолго. Браво гримерам! Рассмотреть в этом чуде-юде человека нереально.

Моржа сыграл Аркадий Цинман, который также снимался в «Королевстве кривых зеркал» (Абаж) и «Варвара-краса длинная коса» (Пират).

Дочь бабы Яги

Невестушка

Персонаж из сказки «Огонь, вода и медные трубы». Барышня с зелеными волосами и клыками, облаченное в подвенечное платье – это актриса Вера Алтайская. Актрисе отлично удавались роли злодеек как в сказках, так и в фильмах другого жанра.

Много грима здесь не потребовалось, так как внешность у актрисы была сама по себе специфическая: узкие глазки-бусинки, острый нос и строгое выражение лица.

Рука Чудо-Юдо

Сказка «Варвара-Краса длинная коса».

Должооок!

Сам Георгий Милляр в образе Чудо-Юдо пугал значительно меньше, чем его рука, выныривающая из воды и напоминающая о долге.

Чудо-Юдо, которому задолжали. К счастью, сейчас судебные приставы действуют иными методами, без спецэффектов.»Должооок!»

После просмотра сказки волей-неволей начнешь бояться воды!))

Мудрец-молчальник

Этот герой – из сказки «Марья-искусница».

Чем-то похож на советника Морского царя из «Огонь, вода и медные трубы» и нагоняет страха не меньше.

Усача сыграл знаменитый Александр Хвыля. Актер известен не только по прекрасным героям из сказок, но и по драматичным ролям. Наиболее популярные фильмы с его участием: «Как закалялась сталь», «Кубанские казаки», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королева бензоколонки», «Сказки русского леса», «Бриллиантовая рука».

Иванушка-медведь

Персонаж из «Морозко».

Бедный Иванушка: то в Козлёночка превращается, то в Медведя.

Иванушка в самом начале фильма превращается в медведя. Режиссер решил не делать из него зверя во весь рост, поэтому у персонажа трансформируется только голова. Выглядит это криповато.

Медведевидный Иванушка пребывает в шкуре монстра до тех пор, пока не меняется к лучшему. Отличный урок для детей: перестанешь слушаться – превратишься в медведя, причем самого страшного.

Кащей Бессмертный

Самые страшные герои из сказок Роу – это, конечно те, которых сыграл Георгий Милляр.

Ужас-ужас

Наиболее известный образ этого актера – баба Яга. Однако мне всегда больше нравился именно Кащей Бессмертный, потому что этот персонаж нереально жуткий.

Истощенное тело с выпирающими ребрами, крючковатый нос и смотрящие прямо в душу глаза – таких устрашающих героев больше не делают.

Фантастическая история «Варвара-краса, длинная коса» от главного сказочника СССР Александра Роу. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Еремей. Вздумалось однажды великому государю сделать опись своих земель необъятных. Собрал тогда Еремей своих самых верных подданных и отправился в долгий поход на целый год. Однажды, утомившись в долгой дороге, остановился царь-батюшка водицы испить. Наклонился он к колодцу степному, как вдруг выскочил оттуда повелитель дна морского Чудо-Юдо. Утащил злодей Еремея к себе в подводное царство и стал выкуп требовать. Потребовалось гаду морскому то, не знаю что. Бояться учтивому правителю нечего, ведь у него каждая былинка, каждая травинка подсчитана и записана. Согласился Еремей, не ведая, что накликал беду на свое царство. А когда вернулся он домой, то узнал, что родился у него сын — царский наследник. Вон оно то, чего он в своем царстве-государстве не знал. И решил тогда Еремей своего сына у чужих людей сберечь, а чужого царевичем наречь.

Приглашаем посмотреть фильм «Варвара-краса, длинная коса» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.


Источник: русский фольклор и сказки
Вид: Злодеи из русских сказок и былин
Сила Кощея
Кощей связан со стихией воды:
Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

Смерть Кощея спрятана на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Рюген), на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. В народной сказке о Марье Моревне Кощей принимает смерть от коня: «Иван откормил жеребёнка на зеленых лугах и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру». Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.
Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере.

Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. д., но стоит помнить о том что это народные сказки и ссылаться стоит не только на сказки о «Марье Маревне» и «Царевне лягушке», но так же и на другие предания. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.
Происхождение слова «кощей»
Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея — «царь Кощей над златом чахнет» — А. С. Пушкин). В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить ‘бранить’.
Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь), то есть это адъективная форма koštьі (отыменное прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».
Мифологический архетип Кощея

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С., где Царь Кощей Бессмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой (см. также птицы).
В хеттском мифе «Исчезновение и возвращения Телепинус» говорится:
«Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!»
В образе Телепинуса угадываются аналогия с адыгейским божеством плодородия Тлепшем — сыном бога грозы и богини-матери. Кстати, Кощей по-чеченски будет Хожа.
В ангольской сказке «Цари животных» угадывается известный всем сюжет русской сказки «Иван-царевич и серый волк»:
— Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей, он отдаст тебя на съедение своим подданным.
— Так скажи мне скорее, где он спрятал свою смерть!
— Его смерть — внутри птицы… Птица — в клетке… Клетка — в камне… А камень — на дне моря…

В книге, написанной на основе лекций П.П.Глобы, находим занятнейшую информацию:
“Имя “Кощей” произошло от названия священных книг древних славян “кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли “кощеем”. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…)А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно – во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово “кощунство”, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…)»

Кстати, обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен “Кощей” и “Кащей”. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого ” в яйце”, это – КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа – “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. Например, руническое слово-образ “КАРА” – не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние (“РА”) внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ – “КУМ” – родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а “КАРА” – собравшие сияние: “собрание сияющих частичек”. Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово “кара”.
Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами в владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа – дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца и прочих джедайских наворотов

Два серебристо-серых полосатых зверька отыскали потайную дверцу и проникли во дворец Кащея Бессмертного. Пробежав темным коридором, они постучались в тяжелую дубовую дверь.
— Кто там?— спросил стражник и посмотрел в глазок.
— Мы — тайные агенты, бурундучки-подхалимчики, — ответили посетители. — Мы разнюхали важную новость.
Дверь тотчас отворилась.
— Кто нас беспокоит с утра?— раздался громкий голос и бурундучки увидали хозяина дворца.
В золотом парчовом халате, остроносых туфлях и короне, он направлялся к трону, стоящему в углу.
Кащей Бессмертный выглядел не очень страшным, поэтому, чтобы его узнавали и боялись, на халате злодея пурпурной вязью была вышита надпись: «Кащей».
— Ваше Бессмертное Величество, — поклонились посетители, — мы узнали, что в соседнем поселке случилось важное событие. Там живут две Эли – бабушка и внучка. Вчера внучке подарили говорящего медвежонка Кузю.
— Разве такие бывают?— удивился Кащей.
— Он не настоящий медвежонок, а игрушечный — пояснили бурундучки.
— Вы пришли ко мне из-за игрушки?— удивился Кащей.
— Дальше начинаются настоящие чудеса,— сказали подхалимчики. — Случилось так, что девочка забыла Кузю в саду. Пролетающая мимо Фея вдохнула в медвежонка живую душу, и теперь он мыслит, как человек. Вчера ночью Кузя рассказывал сказки.
— Кто же их слушал? – заинтересовался Кащей.
— Филин и Мышь, Зайчишка, Ёжик и Лиса,— ответили гости, — потом пришли Баба-Яга с внучкой Ягусей.
— А почему они не боялись друг друга? — удивился Кащей.
— В лесу объявили перемирие, — пояснили полосатики.
— Безобразие. Так они и меня перестанут бояться, — возмутился злодей.
— А Кузька вообще никого не боится, — добавили посетители, — он даже отказался залезать к Бабе-Яге в мешок. От его сказок дети станут смелее и перестанут Вам повиноваться.
— Хватит!.. Хватит!.. — расстроился Кащей. – Эти безобразия следует немедленно прекратить.
— Надо утащить Кузю. Пусть он только Вам рассказывает сказки, — подсказали подхалимчики.
— Не нужны мне сказки, — ответил Кащей.— Я их соберу и помещу в скорлупу ореха. Получится маленький сказочный орех, который я спрячу, куда захочу.
— Баба-Яга хочет раздобыть такого же медвежонка и подарить завтра Ягусе на день рождения, — добавили бурундучки.
— Меня даже в гости не пригласили,— возмутился Кащей. — Безобразие! Ну, Яга, я тебя проучу. Я наведу беспорядок в лесу и перессорю зверей между собой.
— А мы скажем Ягуське, что она стала взрослой и все должны выполнять её желания, — предложили полосатики.
— Правильно, мало ли что может напридумывать шестилетняя глупая девчонка, — согласился с ними Кащей.
Представив, какая в лесу поднимется кутерьма, бурундучки даже запрыгали от восторга.
— Вы должны давать Ягусе плохие советы, чтобы она стала совершать плохие поступки, – продолжал Кащей. – А Кузю со сказками надо спрятать подальше. Вот только куда их лучше спрятать?
— Заприте Кузю в чулане, а орех со сказками спрячьте в пчелиную колоду, — подсказали подхалимчики.
— А если пчелы закусают меня до смерти? — испугался Кащей.
— Вы же бессмертный,— напомнили подхалимчики. — Это на Вашем халате вышито.
— Так пчелы не умеют читать. Они не знают, что я бессмертный, возьмут, и закусают, — возразил Кащей.
— Тогда спрячьте сказки в сундуке, что на дереве висит,— посоветовали бурундучки.— Там их никто не достанет.
— Об этом сундуке все давным-давно знают,— поморщился Кащей. – Во всех сказках написано. — А если,.. — пробормотал он, глядя на полки, уставленные банками с вареньем. — Нет, это тоже не годится. Сказки должны остаться. Может, я иногда захочу их прочитать. Всё же обо мне тоже сказки сложены.
Надо… Надо… Придумал, – закричал он радостно. — Сейчас мы отправимся к Бабе-Яге, и там вы будете мне помогать обманывать глупую Ягусю. Понятно?
— Слушаемся, Ваше Бессмертное Величество, — хихикнули подхалимчики и скрылись за дверью.
Продолжение следует:http://www.proza.ru/2013/11/15/1085

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *