Старец Сампсон

Моя знакомая страдала острым радикулитом: с трудом ходила и не поднимала рук. Мы с ней приехали на могилку к Батюшке. Помолились, приложились к могилке, коснулись цветника. Уходили уже легко.
А в автобусе, не заметив, она взялась сама за верхний поручень и боли не было! А врачи длительное время не могли ей помочь.
Давыдова В.М. Московская обл.

Мне предстояла операция. Мысленно обратилась я к Старцу Сампсону. Утром меня снова обследовали. И прежний диагноз не подтвердился. А за спиной гинеколога я увидела высокую фигуру Старца.
Инна. Химки.

По молитвам Батюшки Сампсона я сразу нашла работу, а вскоре избежала операции. Всегда благодарю авву Сампсона и считаю его святым. Раз Бог так прославляет, то непременно надо канонизировать скорого помощника.
Маргарита. Москва.

Я, р.Б.Элария. По святым молитвам Старца Сампсона наладила отношения с мужем. А доходило до развода. Батюшка помог мне выучить нидерландский язык, который был для меня не досягаем. Благодарю Батюшку Сампсона за его молитвы! Многие люди в Бельгии почитают его и молятся ему.
р. Б. Элария. Бельгия

Мой ребёнок заболел ангиной, а после посещения могилки Батюшки Сампсона выздоровел. Даже к врачам не пришлось обращаться. Очень желаю канонизации Старца.
Елена. Москва.

У меня сильно опухла и болела левая грудь. После возвращения с могилки аввы Сампсона боль утихла и всё прошло.
Галина. Москва.

Моя крестница просила на могилке Батюшки о даровании ей ребёнка. У них с мужем уже шесть лет не было детей. И вскоре она была беременна и родила прекрасную девочку…
Теперь мы все благодарим Бога и батюшку Сампсона. Считаем, что его необходимо канонизировать, ведь Бог его уже прославил и всегда помогает по молитвам старца.
Чернышова Наташа. Москва.

По молитвам Старца я познакомилась со своим будущим мужем, и мы вместе стали просить его о семейном благополучии и втором ребенке. И в день рождения Батюшки — 10 июля у нас родился малыш. А крестины состоялись в праздник прп. Серафима Саровского…
Бог прославляет Старца, так кто же может противиться Богу?
р.Б. Ирина. Москва.

В моей квартире почти год мироточила фотография иеросхимонаха Сампсона в домашнем иконостасе. На ней были, видны и отдельные капли и целые потоки мира.
Юдина Т.Н. Москва.

Свидетельствую, что по молитвам Батюшки Сампсона мой муж и сын остались живы. В автокатастрофе их машина два раза перевернулась, стёкла разбились, а они вышли из машины сами., и только с небольшими царапинами. Домой доехали своим ходом на этой же машине.
Татьяна. Москва.

По молитвам Старца я быстро нашла работу по душе и рядом с домом. Я всегда получаю помощь по молитвам Батюшки и всем рассказываю о Божиих чудесах по его предстательству.
. Лактанова Н.Н. г. Рязань.

В спешке я разбила указательный палец правой руки дверцей автомашины. От ногтя до. сустава на кисти белела кость, и море крови. В травмапункте мне сделали укол и зашили рану. Хирург приказал придти на следующий день на перевязку.
Дома меня стала раздражать свежая перевязка, и через пару часов я сняла её, помазала шов маслицем с могилки Старца со словами:»Батюшка, Сампсон, помоги. Мне же надо срочно писать статью…» И по своему перевязала палец…На следующий день, собираясь на перевязку к хирургу, я решила заменить испачкавшийся бинт. Когда я сняла его с пальца, то на нем лежали нитки со шва, а на пальце не было никаких следов от огромной раны, никаких! .Я сначала очень испугалась, и держалась за голову, трясла ею; терла глаза, меняла очки, но ничего увидеть не смогла. Наконец, взяла лупу, но и через неё не увидела никаких следов от рваной раны и шва… Испарина покрывала мое лицо и я долго не могла придти в себя… Это было со мной впервые…
К врачу я не пошла, испугавшись, что он вчера зашивал, а сегодня ничего нет на пальце, ведь это все зафиксировано в мед.карточке и на рентгеновском снимке; и начнет искать и разорвет рану, которой не видно… А вечером этого же дня я писала рукой и печатала на машинке, т.к. и опухоли уже тоже не было… Хочу сказать, что о чудесной помощи по молитвам Старца Сампсона, лично я могу рассказывать очень много, т.к. её получаю в изобилии: и в делах, и в болезнях, и в помощи другим. Я часто бываю на могилке Старца и он всегда слышит прошения, если они полезны нам. Дивен Бог во Святых Своих! Бог прославил, народ прославляет… Пора канонизировать Святого от Бога, т.к. он свят на Небе и на земле!
Тамара, Москва.

По молитвам Старца у сына наладилось с работой и в супружеской жизни, а также получилось купить квартиру.
Г.Н.Брянск.

Я забыла дома ключ от замка на сумке. По требованию таможенников не могла открыть сумку. Они проверили паспорт, где была фотография Старца Сампсона, и вдруг… пропустили… Дивен Бог во Святых Своих!
Богачева Галина. Туркмения.

По молитвам Батюшки мне прибавили пенсию, да и позвонили мне сами. И ещё доплатили десять тысяч рублей.
Вера. Москва.

У меня заболела рука /я по неопытности ввёл туда инородное тело/. Боль была так сильна, что она даже опухла. Врачи отказывались делать вскрытие. Когда я пришел на могилку Батюшки Сампсона, мне предложили помазать больную руку маслом из лампадки. С тех пор рука меня не беспокоит, даже без операции! Еще была проблема: мама смолоду курит. И чего она только не делала, чтобы избавиться от этой вредной привычки: и таблетки принимала и какие-то препараты, и по нескольку дней крепилась — все бесполезно. И только после усердной молитвы на могилке старца Сампсона она избавилась от курения!
Гранов. Москва.

Когда я была на могилке старца Сампсона нечистая сила кричала во мне, угрожала… Но уходила с могилки утешенная Батюшкой. Я благодарю Бога за встречу в моей жизни со старцем Сампсоном и впредь уповаю на его молитвы и предстательство обо мне и моей семье, о моих детях.
Любовь А. Москва.

Мой внук, девяти лет, должен был сдавать экзамен по плаванию, но его не включили в список, мотивируя тем, что он ещё не готов. А его младший брат, 8 лет, был допущен к экзамену… Во время экзамена мы увидели, что младший плавает не лучше старшего и стали просить о помощи Батюшку Сампсона. И педагог вдруг сразу включил его в список!
Как-то у меня на голове, ближе к шее, появился прыщ, который даже мешал мне причёсываться. Я обратилась за помощью к Батюшке Сампсону, и на следующее утро болячка исчезла.
Мария.Голландия.

Моя бабушка дала мне образок иеросхимонаха Сампсона /Сиверса/. Во время сдачи экзаменов я решил прочитать, акафист Батюшке: попросил его святых молитв и помощи, т.к. директор нашей школы обещал быть очень строгим на экзаменах. И вот, нашего директора вовремя экзаменов срочно вызвали на суд, в результате чего экзамены были сданы, с Божией помощью, успешно, по молитвам иеросхимонаха Сампсона.
Циркан И.Н. Молдавия.

Я страдала астмой, задыхалась, очень трудно было ходить. В начале июня побывала на могилке Старца Сампсона и взяла домой песочек. Дома перед сном я положила его на грудь и уснула. Когда утром встала, начала молиться, то поняла, что не задыхаюсь! Уже как месяц я излечилась, благодаря молитвам старца Сампсона. Дивен Бог во Святых Своих!
Свиридкина Анна. Москва.

Моя сестра учится в Рязанском педагогическом университете. В летнюю сессию у неё никак не принимали контрольные и зачёты, хотя, она и готовилась. Помолились Батюшке Сампсону, попросили помощи, и она удачно сдала сессию!
Кубанова Л. Рязань.

Я много лет страдала ужасными болями в коленном суставе, с трудом передвигалась, почти волочила ногу. После посещения могилки старца Сампсона и молитвы там — получила облегчение, а позже и исцеление от болезни! Слава Богу за всё! Дивен Бог во Святых Своих!
Елессина И.А. Московская область.

Осенью 2006г. моя сестра Руфима заболела раком желудка. Неизмеримые переживания сразили её. Во сне к ней явился Старец, которого она не знала, и велел ей посетить его могилку. Через знакомых мы узнали о нём и побывали на могилке Старца Сампсона в Москве на Николо-Архангельском кладбище /уч.33А/
Повторное обследование не подтвердило и не обнаружило этой страшной болезни! Дивен Бог во святых Своих!
Иосиф. Минск.

Наши дети, близнецы 4-х летнего возраста, не ходили. Врачи помочь не могли. Мы их носим на руках. Нам подсказали, — и помолившись, мы пришли на могилку к Старцу Сампсону. Приложились ко Кресту и пошли домой… Но через несколько метров от могилки нам явился Батюшка и велел вернуться, и положить детей на могилку. Что мы и исполнили… Сейчас дети встают на ножки и учатся ходить… А ходить они перестали после прививок… Благодарим Бога и Дивного Старца!
Стругановы. Москва.

Я не смела надеяться, что получу дачный участок. Денег тоже не было. Но по молитвам Старца Сампсона я все получила его чудодейственной помощью.
Губина Татьяна. Москва.

Мне 67 лет. Более 40 лет страдаю гайморитом. Мы с женой побывали на могилке Старца Сампсона. Помолились, помазались маслицем… Я даже не заметил, что исцелился. Теперь вообще не пользуюсь платком, как при болезни.
Дивен Бог во святых Своих!
Дмитриев Евгений. г.Нальчик КБР

Я, как говорят в народе, бесноватая. По грехам своим. Я усердно молилась Богу об исцелении, и приехала на могилку к Старцу. Ко Кресту люди меня тащили силой… И… я очистилась от всякой скверны… Слава Богу, что есть такие Святые, как Батюшка Сампсон!
Г.И. г.Обнинск.

Неправедный суд длился два года. Меня судили ни за что. Свидетелям никто не верил. Я помолилась на могилке Батюшке… И дело было закрыто.
Воробьёва Н. г.Железнодорожный.

24 августа — день памяти Батюшки. Днём я молилась на его могилке. Ночью, только задремала, как увидела Старца Сампсона на небе в таком красивом облачении, какого я не видела ни на одном священнике. От восторга у меня перехватило дыхание. Для меня иеросхимонах Сампсон всегда Святой, как только я его узнала. Я всегда получаю от него помощь.
Зоя. г.Москва.

Свидетельствую о том, что 10 августа на праздник иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» мироточила фотография прп. Старца Сампсона в доме Ремизовых в с. Локот, Брянской обл.
С верой и любовью — Наталия и Виктор Ремизовы.

Мой зять перестал пить исключительно по молитвам Батюшки. Дивен Бог во святых Своих!
Синюк А.В.Туапсинский р-н, Краснодарского края.

У меня было сильное безразличие и безволие. Я пребывала как бы под чьим-то давлением… Посетила могилку Старца. Отойдя, вдруг почувствовала приступ тошноты и меня вырвало… Мне сразу же стало легче и жизнь как бы вернулась ко мне. Сейчас я чувствую себя вполне здоровой. А врачи втечение месяца не могли мне помочь.
Елисеева Н.Е. Москва.

Только по молитвам Старца Сампсона мы продали квартиру и стройку, чтобы купить дом поближе к Храму. 16 февраля мы отслужили в Храме панихиду по Батюшке, помолились ему акафистом, а 10 июля причастились — в день его рождения, а вечером нам уже позвонил покупатель. Теперь мы живём недалеко от Храма. Слава Богу за всё! Дивен Бог во святых Своих!
р.Б.Елена. Екатеринбургская епархия

По молитвам р.Б.Нины Старцу Сампсону обо мне, грешном, я получил квартиру в течение трёх с половиной месяцев! Я никогда не имел своей квартиры…
Волков А.В. Московская область.

С любовью и уверенностью о получении помощи, народ стремится посетить могилку Великого Божия Угодника — дивного Старца иеросхимонаха Сампсона. По вере люди получают просимое, и устремляются сюда ещё и ещё…
30 лет у меня болела спина, особенно — поясница. Я уже почти не, могла ходить, боли меня мучили. Врачи помочь не могли.. Годами уколы, обследования, массажи и т.д. Не знаю, как я доехала до могилки в 2003г. 16 февраля… Искры из глаз и слезы от боли… А перед этим я три дня не поднималась с кровати… Перед могилкой я помолилась акафистом Батюшке, сделала несколько фотоснимков толпы; затем приложилась к могилке с плачем и ко Кресту, и поехала домой… Вечером я уже стирала, а на следующий день несла тяжелейшую для меня посылку с почты, — более 18 кг. Книг…
Для меня — это потрясающее ЧУДО по сей день! Богу всё возможно!
Дивен Бог во Святых Своих!
Тамара. Москва.

Иеросхим. Сампсон (Сиверс)

Сампсон (Сиверс) (1900 — 1979), иеросхимонах

Распространенные варианты биографии о. Сампсона включают в себя факты, которые не только не подтверждаются документально, но и противоречат сохранившимся документам. В нижеследующем жизнеописании мы пытаемся собрать вместе все имеющиеся сведения с указанием их источников. Биография, распространяемая почитателями о. Сампсона, ниже по тексту будет именоваться «официальной биографией», т.к. по имеющимся сведениям сам о. Сампсон подтверждал приведенные в ней факты.

В миру Сиверс Эдуард Яковлевич, родился 27 июня 1900 года в Петрограде в англиканской семье. По официальной биографии, отец, граф Яспер Александрович Сиверс, имел чин полковника, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Северным округом под Ригой, личным советником и другом императора Николая II. Последний, посещая семью Сиверсов, часто брал на колени маленького Эдуарда. Согласно документам, отец Эдуарда Яспер-Иоган-Даниил Александрович Сиверс не был ни графом, ни полковником, он был чиновником Главного управления уделов, произведенным за выслугу лет в 1913 г. в коллежские асессоры .

23 июля 1900 года мальчика крестили в англиканской церкви .

В 1917 году окончил полный курс реального реформатского училища, после чего служил в жилищном отделе Центрального района в Петрограде.

В 1917 году он принял Православие с именем в честь прп. Сергия Радонежского.

По официальной биографии, в 1918 г. он отправился в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Группа вооруженных солдат-латышей, нагрянувшая в монастырь, арестовала его. Монахи ежедневно посещали послушника, принося хлеб и молоко. Под праздник Покрова Богородицы Сиверса расстреляли. Тем не менее он остался жив, был ранен в правую руку. Ночью монахи вытащили его из груды трупов и, одев в красноармейскую форму, доставили к матери. В военном госпитале в Тихвине врачам удалось справиться с начавшейся гангреной.

В протоколе допроса 1932 года зафиксированы иные сведения. В 1918 г. Сиверс добровольно поступил рядовым в Красную армию. При наступлении Юденича, 30 сентября 1919 г. Сиверс получил ранение разрывной пулей под городом Гатчина, следствием чего стали потеря правой руки и контузия головы. Ввиду тяжелого ранения пробыл в госпитале сперва в Петрограде, потом в Тихвине, более полутора лет. Будучи еще в госпитале, подал заявление о вступлении в Коммунистическую партию. По выходе из госпиталя явился в Тихвинский уездвоенкомиссариат и предложил свои услуги продолжать службу в Красной армии, был взят на должность помощника военного уездного комиссара. Вышел из партии по религиозным убеждениям, вследствие чего был вынужден оставить должность помощника военкома и заведовал гарнизонным клубом. Тогда же стал открыто посещать церковь .

По официальной биографии, в Тихвине Сиверс познакомился с епископом Тихвинским Алексием (Симанским), у которого он тайно стал иподиаконом. Будучи заведующим клубом, читал общеобразовательные лекции в госпиталях, ездил в командировки по продовольственным вопросам. Во время последних выполнял поручения епископа Тихвинского Алексия, обеспечивая связь патриарха Тихона с опальными священнослужителями, в частности заключенным Новгородским митрополитом Арсением и др.

В Александро-Невской лавре

Благодаря помощи епископа Алексия, в мае 1921 г. поступил в Александро-Невскую лавру. На допросе в 1932 году Сиверс сообщал, что демобилизовался из Красной армии в начале 1922 г., после чего поступил в Историческую комиссию по изучению войны на море в 1904-1905 гг. при Военно-морской академии, в архив, где проработал около полугода. В январе 1923 г. службу в Исторической комиссии оставил по собственному желанию, так как решил принять монашество. Постриг принял в марте 1923 г. . О. Сампсон немного перепутал время, т.к. постриг был совершен в марте 1922 года, что зафиксировано документами Лавры.

25 марта 1922 года принял монашество в Александро-Невской лавре с наречением имени Симеон . Постриг совершил еп. Николай (Ярушевич).

Документы свидетельствуют о произошедшем в том же 1922 году конфликте между монахом Симеоном и духовным собором лавры. 13 декабря духовный собор принял прошение о. Симеона о принятии его обратно в лавру «с принесением полного покаяния за оскорбление духовного собора лавры». Прошение было удовлетворено.

В 1923 году был рукоположен во иеродиакона обновленческим епископом Артемием (Ильинским) (лавра к тому времени перешла к обновленцам).

По официальной биографии, 19 января 1925 г. рукоположен в сан иеромонаха и стал казначеем лавры, но это не подтверждается, документы свидетельствуют о его рукоположении в священный сан в 1935 году. В официальной биографии также приводятся сведения о благословении в 1928 году прп. Серафимом Вырицким о. Симеона на старчество.

Арест, заключение в Свирлаг

17 февраля 1932 года был арестован в Лавре по групповому делу «Ленинградского филиала ИПЦ». 22 марта был приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Свирлаге НКВД, что подтверждается многочисленными документами, а не на Соловках, как указано в официальной биографии. В своем заявлении от 22 декабря 1936 г. на имя председателя суда о.Симеон собственноручно пишет: «Я был в болезненном состоянии психоневрастении, котор. я заболел 11/V с.г. (справка Свирлага НКВД, свидетельство врача невропатолога Соколова, от марта м.с.г.)»

Ссылка в Борисоглебск

Осенью 1934 года освободился, выслан в Борисоглебск (по другим сведениям, — в Воронеж).

20 января 1935 года был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Тамбовским Вассианом (Пятницким) .

Новый арест

17 мая 1936 года был арестован в ссылке в Борисоглебске. На первом допросе 17 мая иеромонах Симеон сообщил следователю, что «принимал для исповеди верующих у себя на квартире», и назвал имена нескольких своих знакомых. На вопрос следователя, признает ли он, что при этом велись разговоры антисоветского характера, иеромонах Симеон ответил: «Нет, этого я не признаю, т.к. в этой квартире я вел разговоры, исключительно религиозного характера». Однако на втором допросе, 31 мая, иеромонах Симеон признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и назвал имена и фамилии верующих. На третьем допросе, 9 июня, иеромонах Симеон продолжал оговаривать себя и других людей. Четвертый допрос, 20 июня, касался только незначительных формальностей. 10 июля был подписан Протокол об окончании следствия.

Находясь в тюрьме, иеромонах Симеон (Сиверс) написал девять заявлений. Первое заявление было написано еще до подписания Протокола об окончании следствия на имя начальника оп.сектора НКВД г.Борисоглебска. В заявлении говорится:

«Принужден обратиться с просьбою, ввиду того, что мое здоровье резко ухудшилось на почве психо-неврастении, о Вашем распоряжении о скорейшем окончании ведения следствия моего дела, и если возможно, найти возможность предоставить мне высылку в один из городов СССР, с соответствующим меня лишением и поражением в правах. Просимое мною, мотивирую единственно только моим сознательным раскаянием в мною содеянном, незлостностью мною совершенных вин, добросовестностью в моих признаниях в периоде всего предварительного следствия, хотя моя болезнь психо-неврастения этому очень мешала, и мое заявление о сложении с себя профессии и звания служителя религиозного культа, которое я намерен оформить чрез печать при первой возможности».

Сохранилось упомянутое заявление о сложении сана, написанное 10 августа 1936 года на имя начальника управления областного сектора НКВД. В нем говорилось:

Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им. Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества. Соответствующее заявление о моем отказе от профессии и звания служителя религиозного культа намерен объявить чрез печать в ближайшие десять дней.

В последующих заявлениях повторяется его желание снять с себя сан, однако в трех последних заявлениях нет ни подтверждения, ни опровержения решения сложить с себя священство. Девятое по счету, последнее из имеющихся в Деле 1934 года, заявление иеромонаха Симеона (Сиверса) от 22 декабря 1936 г. адресовано Председателю суда. В этом заявлении иеромонах Симеон пытается добиться справедливости и хотя бы отчасти раскрывает методы, которыми следователи НКВД вынуждали желаемые им показания: систематические оскорбления, угрозы расстрелом, переводом из обычной камеры в подвал, лишением передачи.

Иеромонах Симеон был приговорен к восьми годам исправительно трудовых лагерей .

Освобождение

По официальной биографии, в августе 1945 года о. Симеон бежал из лагеря в Узбекистане, т.к. документы на освобождение местное начальство от него скрывало. Он добрался до Киргизии, оттуда долетел на «кукурузнике» до Ташкента. В 1946 г. перебрался в Ставрополь к митрополиту Антонию (Романовскому), который дал ему приход сначала в с. Винодельном, затем в станице Когульта. Под влиянием Симеона молодежь вместо клуба пошла в церковь. Обеспокоенная таким развитием событий местная власть решила арестовать иеромонаха по окончании одной из литургий. О. Симеон бежал в Борисоглебск. Пензенский архиепископ Кирилл (Поспелов) назначил его настоятелем церкви в Рузаевке. Следующий приход — Макаровка, где иеромонах Симеон чудом получил паспорт

В 1956 г. назначен духовником в женский монастырь в Полтаве.

Ему стал покровительствовать архиепископ Сергий (Ларин).

Сталинград. Скандал с разоблачением в областной газете

В начале 1957 года иером. Симеон был переведен в Сталинград и назначен вторым священником в Казанский собор. Архиеп. Сергий (Ларин) в рекомендательном письме уполномоченному 17 апреля 1957 г. писал:

“Полагаю, что под руководством о. Димитрия Днепровского он будет полезен в соборе. Человек он интеллигентный, образованный. Допускал ошибки, но полагаю, что он должен уметь их исправлять. Его я знаю очень давно — по Ленинграду, как иеродиакона Александро-Невской Лавры, примерно с 1928-27 года. У нас по Ленинграду немало общих знакомых. Он отлично известен митрополиту Крутицкому Николаю, который его постригал в монашество. Знает его лично и патриарх. Отец его, генерал царской армии, затем — комдив Красной Армии. Его двоюродный брат, комдив Рудольф Фёдорович Сиверс был убит во время битвы при защите Царицына. Похоронен в Ленинграде на Марсовом поле (площадь Жертв Революции). Он был лично известен Сталину. Похоронен вместе с Урицким. Предок его известный декабрист. Но это всё в прошлом, и от него требуется дисциплинированность и аккуратность”

Епископ Сергий, оправдывая перевод в Сталинград иеромонаха Сиверса, сообщал С. Б. Косицыну, что “такой как Сиверс нужен в Сталинграде для “сглаживания” светской деятельности местного духовенства, т.е. чтобы меньше было жалоб и недовольств верующих на духовную неудовлетворённость от местных священников”. Уполномоченный С. Б. Косицын запрашивал уполномоченного по Мордовии Денисова о даче краткой характеристики, на что последний отвечал в нелестных и ругательных выражениях, что С. Я. Сиверс — “прожжённый мракобес”, укреплявший свои позиции не только с помощью проповеди, но и своих лекарских способностей. Показывал верующим, путём соблюдения постов, что “он — безгрешное существо, на его поведение надо равняться всем”. Он старался подчеркнуть, что “религия благотворно влияет на население” и что “коммунизм питается соками христианства” и поэтому, по его высказыванию, “идеи христианства никогда не умрут”. Доказывал, что христианская религия является научной. В отличие от других священников и архиепископа, Симеон не славословил в адрес вождей, что со времён Сталина стало правилом, а славил только Христа! Сиверс часто говорил: “Сейчас народ в нравственно-религиозном отношении стал колеблющимся, а потому надо больше работать среди прихожан, т.е. чаще читать проповеди на евангельское учение”.

Из отчёта уполномоченного С. Б. Косицына:

“В г. Сталинграде, в Казанском соборе, священник (мантийный иеромонах Симеон) Сиверс Семён Яковлевич активно занимается мистической деятельностью. Он практикует особое “отчитывание” по изгнанию бесов из беснующихся женщин. При совершении церковных обрядов, на пользуемые предметы культа, как шаман, плюёт, шепчет и пр. Особое внимание он уделяет исповеди женщин, которые он проводит всегда продолжительное время, пытливо и с большим пристрастием. После исповеди он каждой женщине-исповеднице выдаёт особую записку, в которой указывает — сколько и каких поклонов надо сделать перед иконой за совершённый тот или иной грех. Всеми этими действиями Сиверс, как врач по образованию, создал о себе, особенно среди женщин, определённую известность как о “чудодейце-исцелителе”. К нему стало много обращаться за исповедью женщин не только из числа местных жителей, но к нему приезжает много и из других областей. Например, в январе месяце 1958 г. к нему на исповедь приезжали из города Астрахани 6 студенток мединститута”.

22 мая 1958 г. в местной областной газете «Сталинградская правда» был опубликован фельетон «Две жизни отца Симеона». Епископ Сергий в докладе Патриарху подробно изложил все обстоятельства дела, касающиеся иеромонаха Симеона. Он пишет:

«Для окончательного выяснения всех обстоятельств появления гнусной статьи от 22 мая с/года в «Сталинградской правде» за N 119 я вылетел срочно в Сталинград на одни сутки. И к ужасу своему, как архиерей, убедился, что статья написана на фактическом материале гнусного письма о.Симеона одной из своих близких ему интимно женщин, некой Анне Акимовне Козолуповой в г. Саранск. Письмо представляет собой соединение квазирелигиозности, мистицизма, карьеристических устремлений с ярко выраженным гетеросексуализмом в самом изощрённом виде, причём всё перемешивается. И соборование, и исповедь, и …половые акты, и изощрённое влечение последователя Мазоха или старца из купальни Сусанны (Даниила. Гл. XIII).» .

Епископ провёл следствие, несколько раз допрашивал иеромонаха и добился от него признания в авторстве письма:

“Прибыв ко мне 23 мая в Астрахань, иеромонах Симеон убеждал меня в своей невиновности и облыжных на него обвинениях. Лишь 4 июня при личном допросе мною, в присутствии членов Епархиального Совета: архимандрита Сергия и протоиерея Евгения Смирнова, под давлением письма, предъявленного ему в копии, и косвенных улик, он признал себя виновным в том, что он писал это гадкое и скверное письмо. При этом он отрицает свои массовые интимные связи с разными девицами и женщинами, к нему приезжающими из многих мест Советского Союза под предлогом исповеди и говения. Его квартира в Сталинграде являлась местом для приезда многих девушек и женщин. Иными словами, он использовал Св. Таинство Покаяния в гнусных целях вовлечения женщин в сожительство с собой, да ещё противоестественным способом. Теперь понятно, почему Лидия Бушуева везде следовала за ним. Из Пензы и Саранска она отправилась в Полтаву, затем в Астрахань, с ним вместе в Сталинград и жила недалеко от него, при этом ей всего 24-26 лет. Мне приходилось наблюдать среди его “духовных чад” очень экзальтированных женщин и девиц. Его я не раз предупреждал о том, чтобы он прекратил их к нему паломничества, как единственно православному и благодатному пастырю. Сожительствующая с ним гражданка Александра Фёдоровна Шаталова не раз била Бушуеву по щекам на клиросе, но о. Симеон объяснял это нервностью и невоспитанностью А. Ф. Шаталовой”.

Запрещение в служении и заключение в монастырь

В результате иером. Симеон был уволен из Казанского собора и запрещен в священнослужении на 15 лет с пребыванием в Одесском монастыре. В 1963 году о.Симеона выгнали из монастыря. По сведениям Якова Кротова, причиной стала попытка совращения прихожанки.

В официальной же биографии этот период описывается так: по просьбе настоятеля храма владыка Сергий направил иеромонаха Симеона в Псково-Печерский монастырь, где тот находился с 1958 по 1963 г., по-прежнему привлекая молодежь проповедями и вызывая недовольство партийных и советских органов. Чтобы сохранить обитель, монастырская власть решила «пожертвовать» о. Симеоном и выслала его из монастыря.

Переезд в Москву, выход за штат

В 1963 год о. Симеон переезжает в Москву и выходит за штат.

16 сентября 1966 года принял схиму с именем Сампсон.

Скончался 24 августа 1979 года. Отпевание состоялось в московском Никольском храме в Кузнецах, куда о. Сампсон ходил последние годы.

В 1998 году почитатели иеросхимонаха Сампсона подали прошение о канонизации, поступившее в одну из рабочих групп Московской епархиальной комиссии во главе с игуменом Дамаскином (Орловским). Ее члены отыскали и изучили комплекс исторических документов, сосредоточенных в РГИА, РГВА, ЦГА г. Санкт-Петербурга, госархивах Волгоградской и Псковской областей, архиве УФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и архиве УФСБ РФ по Воронежской области. В ходе работы комиссии был выявлен ряд расхождений между опубликованной биографией иеросхимонаха и документами, обнаруженными в различных архивохранилищах. Комиссия пришла к выводу о невозможности ставить вопрос о канонизации иеросхимонаха Сампсона.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  • Романова С.Н., Головникова О.В., Крылов Н.С. «Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа…» Биография иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) по документам российских архивов
  • С. Синельников. Иеромонах Симеон (Сиверс) в Сталинграде в 1957 — 1958 гг.: правда и вымыслы
  • Яков Кротов. История Самсона, раздирающая душу (К вопросу почитания Сампсона Сиверса)

Из формулярного списка о службе чиновника VIII класса Главного управления уделов, коллежского асессора Яспера-Иоганна Сиверса —

Выписка из метрической книги Англиканской церкви в г. Санкт-Петербурге о крещениях за 1900 г. —

Протокол допроса Сиверса в УНКВД Ленинграда и Ленинградской области 9 марта 1932 г. —

Сохранился документ: «Допрос перед рукоположением во иеромонаха 1935 года января месяца 18 дня», написанный, по-видимому, собственноручно архиепископом Тамбовским и Мичуринским Вассианом (Пятницким), т.к. почерк подписей совпадает с почерком основного текста —

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *