Новый русский богатырь: как свитер Данилы Багрова из «Брата 2» стал символом

Вяжем свитер, как у Сергея Бодрова Огромная благодарность автору МК: TatiRoss Решила не лениться и описать свою работу, поэтапно изложив сам процесс вязания. Поступил заказ на мужской свитер, как у Сергея Бодрова. Конечно же пряжу заказчик выбрал не меланжевую и не из твидовой шерсти, а Семеновскую, нашу, отечественную. Что тоже неплохо. Не скажу что я люблю Семеновскую, но отношусь к ней как к одной из лучших отечественных пряж. Правда в том, что у каждого производителя есть и хорошее и плохое. Это ручная работа и это спицы. Связан двумя видами резинки: рез 1Х1 и кукурузная рез. Изюминка этого свитера в его размере: «как будто с чужого плеча» в спортивном стиле. Бодров прелесть конечно, но у меня другая модель. Что дальше? Трикотаж, то есть вязаное на спицах изделие требует к себе совсем иного отношения нежели пошив изделия их трикотажного полотна. В чем разница? Ткань зачастую не эластична, но даже стрэйчевые ткани (трикотажные) требуют к себе иной подход к крою. Что же говорить о вязанных изделиях, которые еще более эластичны. Мне много приносили изделий от кутюр в ремонт и я тщательно изучала крой. Не скажу что все нравилось, но многое взяла на заметку. А когда произвожу мерки исхожу от стиля изделия, рисунка, фасона, пряжи и уже потом от параметров заказчика. То есть делаю те мерки которые нужны для полного представления изделия уже в законченном виде. Учитывая особенности фигуры можно точно сказать какая длина человеку пойдет для данной модели, какую ширину лучше выбрать, пойдет ли ему реглан или лучше отказаться от такой модели и выбрать обычную пройму. Даже пряжа диктует свои рисунки, а они в свою очередь диктуют толщину спиц. В этой модели спортивный стиль. За счет его свободы я пропускаю пройму, ее здесь нет. Но скосы по плечу обязательны, а также хоть и незначительная, но будет головка рукава. За счет этого уйдет ощущение лишнего по бокам. Образец готов я приступаю к работе. Еще одна особенность моей работы. Я провожу декатировку. Что это такое расскажу на примере. Портной покупая ткань лен к примеру знает, что он делает усадку после стирки, а потому стирает отрез. После того как отрез высох и подсел, можно смело кроить с полной уверенностью что готовое изделие не изменит свои размеры после стирки. Я тоже произвожу декатировку. Но бывают исключения в том случае если изделие связанное из пряжа подлежит только химической чистке. Замачиваю я вначале образец для более точного расчета, а потом все связанные детали. И только потом начинаю сборку. Окр. запястья 18 см Окр. шеи 38 см. окр. свитера 110 см. окр. рукава 52 см Описание рисунка 1 ряд. 1кром., *1 лиц., 3изн., * и так далее, 1 лиц., 1кром. 2 ряд 1кром., *2изн., 1лиц., 1изн*и т.д.1изн., 1кром.провязать изн.петлей. 3 ряд и все нечетные вяжутся как 1ряд 4 ряд и все нечетные вяжутся как 2ряд и все четные. При расчете с учетом плотности изделия нитью в 2а сложения у меня получилось: ПОЛОЧКА ************ Набрала 110 провязала резинку 18 рядов рез 1Х1 спицами №3 и перешла на основной рисунок и вяжу спицами № 4,5 Провязав 158 рядов основного рисунка, сократила в середине петельного ряда 10 петель и начала 2-е половинки вязать отдельно и симметрично, сокращая с обеих сторон по одной петле в каждом 4 ряду. Для выреза горловины Когда достигла в высоту основного рисунка 180 рядов, приступаю к вязанию плечевого скоса, это значит сокращаю по 6 петель в каждом 2 ряду пока полностью не сокращу все петли (либо частичным вязанием) СПИНКА *********** Так же как полочка, только без выреза по горловине. Провязав 180 рядов, приступаю к вязанию плечевого скоса. Одновременно сократив средние 40 петель вяжу отдельно две половики, это значит сокращаю по 6 петель в каждом 2 ряду по краям полотна и по одной возле горловины пока полностью не сокращу все петли (либо частичным вязанием) Одновременно сократив средние 40 петель, вяжу отдельно две половики РУКАВА ********** Набрала 64 петли. Провязала 18 рядов рез 1Х1спицами №3.В 19 ряду перешла на основной рисунок прибавив равномерно 6 петель. На спицах получилось 70 петель. Вяжу еще 102 ряда прибавляя в каждом 6 ряду по 1 петле с обеих сторон, получится = 100 петель всего. Далее сокращаю по 3 петли в каждом 2 ряду 10 раз с обеих сторон. Воротник *********** Набрала 110 п вяжу рез 1Х1. Провязав 5 см сокращаю по 2 петли с обеих сторон. Вяжу 15 см. Вот так получилось у меня.

Сегодня, двадцать лет спустя, Сергея Бодрова по‑прежнему называют «последним русским героем» (что удивительным образом рифмуется с шоу «Последний герой», которое вел Сергей) и зачастую не отделяют от Данилы Багрова — с его наивной улыбкой и в растянутом свитере. Об этом самом свитере и хочется поговорить.

Как художница по костюмам и вдова Алексея Балабанова Надежда Васильева, режиссер поставил перед ней очень масштабную задачу — ни много ни мало создать русского Супермена: «Леша сказал: «Мне нужен герой». И я стала думать, как этот герой может выглядеть, во что он может одеваться. Почему-то мне представилось, что у Данилы Багрова должно быть что-то общее с революционным матросом — человеком, который может ради близкого, ради своих убеждений и принципов взорвать что угодно, хоть крейсер «Аврора». Так начал зарождаться образ, которому впоследствии суждено было стать национальным символом.

После распада Советского Союза русскому народу, который в одночасье лишился своей многолетней мифологии, крайне необходим был сверхчеловек, национальный герой нового формата, — и Бодров в образе Багрова оказался как нельзя кстати. Настоящий богатырь, эдакий эпический Добрыня, победивший Змея Горыныча. В русской мифологии богатырь Добрыня имеет прозвище «млад», обладает огромной физической силой, но при этом и «мухи не обидит». Кроме того, он защитник «вдов и сирот, несчастных жен», что, конечно, полностью соотносилось с характером Данилы. А созвучие имен лишь подчеркивало это сходство. Свитер крупной вязки стал, в свою очередь, метафорической кольчугой, которая отличает героя от всех остальных персонажей. Примечательно, что в одной из сцен первого «Брата» Бодров лежит в постели на фоне гобелена с репродукцией васнецовских «Трех богатырей», где Добрыня на белом коне вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. В «Брате 2» подобную параллель с русским богатырем проводил и продюсер проекта Сергей Сельянов: «Герой отправляется в логово могущественного дракона, и что он должен сделать? Победить этого дракона, конечно».

Ирина Салтыкова в «Брате 2»

Есть в этом свитере частичка и самого Балабанова. По словам Надежды Васильевой, режиссер вложил в Данилу Багрова частицу себя, поэтому она искала для героя свитер, который отражал бы и самого режиссера. «Я до сих пор помню эти стоящие на улице раскладушки и сваленные на них грудами куртки, свитера, джинсы и прочее. И ты стоишь на холоде, под дождем, смотришь на это все и пытаешься каким-то шестым чувством понять, чего именно хочет Леша». После долгих изнуряющих поисков на распродажах и в секонд-хендах заветный свитер был куплен за 35 рублей. «Я когда увидела эту вещь, сразу подумала, что она подошла бы Леше. Моя бабушка всегда вязала ему такие свитера на спицах, крупной вязки, теплые и уютные. И он всегда носил их. Не дай бог было купить ему или хотя бы предложить купить свитер в магазине. А поскольку я в Багрове всегда видела Лешу — человека, который может защитить, постоять за себя и за своих любимых, — то тут же поняла, что лучшей одежды для него не придумаешь».

Как и любой супергерой, Данила Багров носит свою униформу вне зависимости от времени и контекста. Если первый «Брат» был сверхточным срезом всех народных тенденций 1990-х — от малиновых двубортных пиджаков и кричащих галстуков до спортивных костюмов и золотых цепей, то «Брат 2» стал максимальной квинтэссенцией наступивших гламурных нулевых. Тем контрастнее смотрятся в кадре лакшери-Салтыкова в стразах, пайетках и цветных шубах (в которой очень много искусственного, наносного) и неприглядный Бодров в безразмерной вневременной одежде (который, наоборот, всегда искренний и соблюдает свой собственный кодекс чести).

Тот же самый контраст прослеживается и в сравнении с его братом Виктором — архетипичным бандюгой. Если в первом «Брате» весь его образ олицетворяет шаблонных бандитов 1990-х, то во втором эта же шаблонность переносится в Чикаго, где Сухоруков, катаясь на тур-автобусе «Неприкасаемые. Экскурсия по гангстерскому Чикаго», узнает от экскурсовода о местных знаменитостях — Джоне Диллинджере и Альфонсе Капоне — и, конечно же, мгновенно примеряет на себя лубочный гангстерский стиль. Вторую половину фильма мы видим Сухорукова в черном длинном пальто, черной шляпе, белом шелковом шарфе и, самое главное, белоснежных туфлях. Как рассказывает о возникновении этого образа Надежда Васильева, «я не просто так одела его в белые ботинки и в шляпу широкую. Лешка на съемке все сомневался: «Может, это перебор?» Но человек, которого Витя играет, ничего не знает об американцах. Все, что он знает американского, — это мафия времен сухого закона».

Интересно, что и здесь Багров-младший остается верен себе. Пока старший брат примеряет на себя образ Аль Капоне, Данила облачается в тот самый свитер. Примечательно, что происходит это лишь спустя час от начала картины, ровно в тот момент, когда герой вынужден лететь в Америку, чтобы помочь еще одному «хорошему человеку». Таким образом, свитер полноценно превращается в супергеройскую униформу, которая извлекается из шифоньера только в самых экстренных случаях. «И вот мы сняли первого «Брата», он еще даже не вышел, а я спрятала в шкаф дома несколько вещей из фильма: свитер, мамин халат, жилетку, что-то еще. Почему я так сделала — до сих пор не могу объяснить. Но когда через три года решили снимать продолжение, я с удовольствием эти вещи вытащила. Говорю: «Слушай, Леха, я думаю, что он в этом свитере должен в Америку поехать». Как будто доспехи свои снова надеть», — вспоминает Васильева.

Сегодня этот свитер по‑прежнему остается в народном сознании костюмом супергероя. Поклонники картины его на Хеллоуин, художники по костюмам приводят его в качестве референса к образу «простого русского парня», умельцы похожий свитер своими руками, а особо талантливые предприниматели копии на «Авито» (автор текста насчитала 19 штук). Все это значит лишь одно — нам по‑прежнему очень необходим новый русский богатырь Данила. Прошло 20 лет, а никого другого так и не появилось.

Но, как верно замечает Надежда Васильева, «на самом деле никто не обратил бы внимания на этот свитер, если бы кино было плохим. Ведь не свитер запомнился зрителю, а Сережа Бодров, он был символом. А этот образ для него придумал Балабанов. Не было бы Сергея, не было бы и «Брата», не было бы и свитера».

— Значительную часть вещей мы нашли в прокате исторических костюмов «Капусста». Некоторые вещи, например ботинки Dr. Martens на толстой подошве, я брала у друзей. Старалась выбирать вневременные вещи, которые и тогда, и сейчас, и через двадцать лет будут смотреться круто и современно. Очень долго искали бушлат, как у Данилы. Хотели даже заменить его пальто, но подходящая куртка все-таки нашлась в гардеробе исторического костюма на самой дальней вешалке среди военной верхней одежды — перешитая укороченная шинель очень темно-зеленого, почти черного цвета. Кто-то зачем-то ее переделал, перешил пуговицы, изменил рукав и пояс. Такие загадочные вещи — сокровища! Свитер тоже было сложно найти, пришлось перерыть огромное количество сундуков со свитерами. Современные варианты совсем не подходили ни силуэтом, ни вязкой. Хотелось найти идеальный: немного оверсайз, чтобы подчеркнуть хрупкость Лизы, и при этом чтобы сидел хорошо. Еще по сюжету Лиза ранена: свитер пришлось рвать и заливать кровью, а дубля, разумеется, не было.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *