Конспект занятия «Загадки русского сундука»

Надежда Петракова
Конспект занятия «Загадки русского сундука»

Конспект занятия

«Загадки русского сундука».

ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

• Учить понимать смысл русских традиций;

•Активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «крынка», «туес», предметы русского быта.

•Учить образовывать относительные прилагательные к существительным: лапти лыковые, короб берестяной, ложка деревянная, крынка глиняная.

Развивающие:

• Развивать коммуникативные навыки, внимание, память;

• Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к истории своего народа;

• Воспитание патриотических чувств;

• Умение выполнять коллективные действия;

• Воспитывать аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

• Слайды с изображением предметов быта;

• Сундук – загадка;

• Предметы русского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, лапти; Бабинские игрушки;

• Аудиозапись русских народных песен;

• Палитра с различными красками по количеству детей;

• Модели игрушек для раскрашивания по количеству детей.

Загадки русского сундука.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как я одета. Ваши бабушки, мамы так одеваются?

(высказывания детей)

Воспитатель: Как вы думаете, когда люди носили такую одежду?

(высказывания детей)

Воспитатель: А вы хотите посмотреть и узнать, как люди жили раньше, в старину?

(высказывания детей)

Воспитатель: Поможет нам в этом голубой экран и сундук загадок.

Скажите все вместе: «Один, два, три

В старину нас проводи».

СЛАЙД 1,2

(изба, убранство избы, предметы быта, сундук)

Воспитатель: На экране вы видите старинную русскую избу и предметы быта.Здесь изображены: русская печь, прялка, посуда, сундук. Дети, кто из вас знает, что за предмет сундук и для чего он нужен?

(высказывания детей)

Воспитатель: Верно, наши бабушки хранили в сундуках. Свои наряды, украшения. И у нас есть сундук. Наш сундук называется «сундук – загадок». Как вы думаете, почему он так называется?

(высказывания детей)

Воспитатель: Правильно, в нем хранятся интересные загадки. Если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то узнаем много интересного о предметах, которыми пользовались люди в старину. Готовы отгадывать загадки?

(высказывания детей)

Воспитатель: Тогда отгадайте первую загадку.

Загадка: С глубокими и мелкими

Знакома я тарелками

С кастрюлькой, чашкой, плошкой

В быту зовусь я ….(ложкой)

Воспитатель: А, сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.

СЛАЙД 3

(ложка, изготовление ложки)

Ребенок: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные. Затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и становили в печь.

Дети рассматривают деревянные ложки.

Воспитатель: Ложка из дерева, значит ложка какая? (Деревянная).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте третью загадку.

Загадка: Для хранения бала,

Сметану, творог берегла

Молоко в себе носила,

Чтоб людям были польза, сила.

Чистим до блеска глиняную спинку

На кухне помощнице наше…. (крынке).

Воспитатель: Посмотрите на экран. Он покажет нам правильный ответ на загадку.

СЛАЙД 4,5

(крынка, изготовление крынки)

Ребенок: Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась мягкой и из нее можно лепить различные предметы. Затем их обжигали в печи.

Воспитатель: Посмотрите на крынку. Крынка из глины, значит крынка какая? (глиняная).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.

Загадка: Их в былые времена

Надевала вся страна.

Из коры плели и лыка,

Была обувь прочно сшита,

Но теперь оденешь вряд ли

Деревенские соломенные….(лапти).

Воспитатель: Посмотрите на экран. Он покажет нам правильный ответ на вторую загадку.

СЛАЙД 6,7

(лапти, изготовление лаптей)

Ребенок: Лапти, самая русская обувь на Руси. Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко это верхний слой коры липы. В честь лаптей отмечался праздник лаптя. Сейчас лапти уже не носят.

Воспитатель: И у нас сохранились лапти, посмотрите на них. Лапти из лыка, значит лапти какие? (лыковые)

Воспитатель: А эта загадка, сказочная.

Загадка: Их в старину из бересты сплетали,

Они в хозяйстве людям помогали

Хранились вещи в них, еда.

Что это? Удобные берестяные…. (короба).

Воспитатель: Посмотрите на экран, он нам покажет правильный ответ на загадку.

СЛАЙД 8,9

(показ отрывка из мультфильма)

Воспитатель: В чем нес медведь Машеньку? Верно в коробе.

Ребенок: Люди плели короба из верхнего слоя коры березы, из бересты. Берестяной короб или туес предмет быта. Люди использовали его для хранения овощей, продуктов.

Воспитатель: Короб из бересты, значит короб какой? (берестяной).

Молодцы и девочки, и мальчики. Много загадок отгадали. Давайте еще раз назовем все предметы – отгадки. Как мы назовем все предметы вместе, одним словом. (предметы русского быта).

Педагог физвоспитанию: В старину дети любили играть в игры. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в старинную игру «Плетень».

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать тарелочки. При росписи своих тарелочек вы можете использовать элементы узора точки, кружочки, полоски и т. д.

РОСПИСЬ ТАРЕЛОЧЕК

(практическая деятельность детей)

Воспитатель: В заключении, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции. (Достать хлеб – соль). Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. И сегодня хлеб соль мы вручаем нашим гостям.

Подведение итогов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *