Как научить ребенка держать ручку

Не все родители знают, что важно вовремя показать ребенку, как правильно держать ручку. Делать это необходимо в дошкольном возрасте, ведь переучить первоклассника гораздо сложнее.

С какого возраста нужно обучать ребенка

Педагоги советуют показывать детям верное положение карандаша или фломастера сразу, как только они заинтересуются этими предметами.

Но в раннем возрасте (1-2,5 года) мелкая моторика развита плохо, поэтому ребенку может быть сложно удерживать ручку несколькими пальцами.

Чтобы подготовить малыша к письму, надо:

  • выполнять пальчиковую гимнастику;
  • перекатывать или нанизывать на нитку бусины;
  • делать аппликации из бумаги;
  • развязывать простые узелки;
  • мять в руках игрушки разной формы.

В 3 года можно подключать такие занятия, как:

  • пришивание пуговиц или заплетание косичек;
  • закрашивание крупных элементов раскраски;
  • дорисовывание фигуры по контуру;
  • сборка крупных конструкторов;
  • лепка из пластилина.

В 4 года уже возможно полноценное обучение. Можно показывать верное положение кисти на своем примере или обхватывать руку ребенка, располагая пальцы на нужных местах.

Почему ребенок сжимает ручки в кулачки?

В конце беременности малышу становится тесно в матке. Это вынуждает его поджимать руки и ноги к телу, держать их крест-накрест, принимать ту самую позу эмбриона.

Она приводит к усилению тонуса мышц-сгибателей, который сохраняется в течение нескольких месяцев после рождения. Вот почему ребенок сжимает кулачки.

Читайте также важную статью о гипертонусе у новорожденного>>>

С повышенным тонусом мышц рождаются все дети. Ведь за 9 месяцев напряженного нахождения в утробе матери в позе эмбриона им сложно сразу расслабить и выпрямить руки и ноги.

Но бывает и так, что напряжение в мышцах — последствие некоторых факторов. К ним относятся:

  1. Родовая травма.
  2. Внутриутробное кислородное голодание.
  3. Повышенная возбудимость отделов головного мозга, отвечающих за работу мышц.
  4. Перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания.

Вот по каким признакам можно установить истинный повышенный тонус мышц у ребенка:

  • во время сна он прижимает руки и ноги к телу;
  • пальцы крепко сжаты, ребенок держит руки в кулачках, а большой палец всегда внутри него;
  • голову он запрокидывает назад;
  • при попытке разгибания его руки чувствуется сильное сопротивление;
  • как правило, ребенок не плачет, а кричит, сжимает кулачки, у него трясется подбородок;
  • он обильно срыгивает;
  • при поддержке его за подмышки ребенок пытается потянуться вверх и приподняться.

Если вы видите ярко выраженные подобные состояния, обязательно посетите невропатолога или остеопата. Врач сможет выявить главные причины, почему ребенок постоянно держит руки в кулачках.

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь. Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Совет

Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.

Почему возникают ошибки?

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Насадка на карандаш в качестве обучающей методики

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Правильная поза за столом

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Как держать ручку при письме?

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

Зачем это нужно

У неправильного пальцевого захвата есть много негативных последствий. Самое безобидное из них — насмешки одноклассников.

Возможны и такие проблемы:

  1. Невозможность добиться красивого почерка.
  2. Кисть может уставать и болеть даже после одного урока.
  3. Успеваемость школьника снижается, ведь он тратит время не на решение сложных задач, а на попытки сладить с неудобным предметов в руке.
  4. Сколиоз и другие заболевания позвоночника. Неправильное положение кисти вызывает неправильное положение руки и, как результат, искривление верхней части туловища.
  5. Нарушение зрения.

Правильная постановка руки

Поскольку многое родителю придется показывать на собственном примере, стоит убедиться, что он сам держит письменный прибор правильно.

Признаки верного положения ручки следующие:

  • она опирается на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживаемая большим и указательным;
  • мизинец и безымянный палец подогнуты и находятся близко к ладони;
  • пальцы отстоят от кончика пишущего прибора примерно на 1,5 см;
  • угол наклона ручки равен 60º;
  • кисть не напряжена, мизинец может слегка касаться стола.

Чтобы научить малыша, лучше использовать карандаш или фломастер не толще 8-9 мм и длиной не более 10 см. Трехгранная форма предпочтительнее круглой.

Признаки того, что ребенок неправильно держит ручку, следующие:

  • большой палец постоянно сползает вниз, а указательный стремится вверх;
  • рука расположена далеко от пишущего кончика;
  • прибор удерживается щепоткой из трех пальцев перпендикулярно к бумаге;
  • кисть в напряжении, виден усиленный нажим на поверхность прибора;
  • грифель карандаша часто ломается при письме;
  • карандаш лежит почти горизонтально, а при необходимости изменить угол письма ребенок поворачивает бумагу, а не кисть.

При правильном положении, если попросить малыша приподнять указательный палец, карандаш должен остаться лежать в руке.

Осанка и поза за столом

Прежде чем приступать к письму и рисованию, следует убедиться, что ребенок правильно сидит за столом. Верхняя часть тела должна быть слегка наклонена вперед. При этом нельзя заваливаться на стол, касаясь его грудью. Локти лежат на поверхности, а обе ноги упираются в пол. Сутулость лучше поправлять сразу, пока она не вошла в привычку.

Стул также должен быть удобным. Слегка округлая спинка позволит ребенку упереться в нее поясницей, снизив нагрузку на спину при рисовании. Следует приучить малыша к правильному положению прописи или альбома: под углом 30º к телу.

Как сидеть за письменным столом?

Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.

На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.

Совет

Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.

При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.

Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.

Простые способы привить правильное письмо

Есть несколько эффективных методов, которые помогут в этом. Можно выбрать один из них или попробовать сразу несколько.

Ограничитель в виде прищепки

В канцелярских магазинах с недавних пор появились мягкие приспособления или ограничители в виде зверей или растений. Их форма такова, что не позволяет удерживать ручку неправильно. При этом занятия с малышами с использованием яркого аксессуара проходят веселее и интереснее. Существуют специальные ручки в форме рыбки, которые могут использоваться в качестве тренажера на первом этапе обучения ребенка письму.

За неимением прищепки-игрушки подойдет и домашняя бельевая из дерева или пластика. Ее надевают на нужное место на древке карандаша.

Использование резинки

В этой методике используют канцелярскую резинку. Она помогает зафиксировать правильный наклон кисти.

Как научить ребенка правильно держать ручку с помощью резинки:

  • один конец резинки надевают на запястье, а другим стягивают верхнюю часть ручки;
  • привязывают к резинке небольшой брелок.

Эта методика поможет избавить малыша от привычки удерживать прибор для письма всеми пальцами сразу. Во время занятия безымянный палец и мизинец зажимают брелок.

С помощью носка или варежки

В носке или варежке прорезают отверстия для трех пальцев, которые участвуют в удерживании ручки. Таким образом, когда малыш наденет носок на руку, безымянный палец и мизинец останутся внутри и не будут мешать правильному письму. Чтобы сделать занятие интересным, можно украсить носок глазками из пуговиц, приделать ему хвостик или ушки.

Подходят ли способы для левши

Методики обучения правильному положению при письме можно использовать как для правши, так и для левши. Единственное, о чем необходимо помнить родителям: положение пальцев во втором случае будет зеркальным. Указательный палец будет придерживать ручку не справа, а слева.

Почему не нужно переучивать ребенка

Левши более эмоциональны, склонны к творческим занятиям. При этом многие из них одинаково хорошо пишут правой и левой рукой без давления со стороны взрослых. Что делать в таких случаях, решать родителям, но современные исследования подтверждают, что переучивание ребенка-левши вредно для его психического и физического здоровья. Последствиями такого давления могут стать энурез, невроз, задержки в развитии, заикание, нарушение сна, головные боли и другие проблемы.

Обучение в игре

Игровая форма занятий помогает быстрее закрепить навыки письма и не позволяет детям переутомиться.

Эти простые игры и приемы можно использовать с раннего возраста:

  • прежде чем переходить к письменным приборам, предложите рисование мелками для тренировки захвата;
  • переключите малыша на дартс, чтобы он почувствовал верное положение пальцев и затем перенес его на ручку;
  • поставьте фломастер вертикально и предложите его погладить;
  • объясните, что карандашику плохо, когда его держат неправильно, как если бы самого малыша на прогулку вели бы за ногу;
  • нарисуйте улыбающуюся мордочку на пальце — в том месте, где в него должен упираться прибор для письма;
  • предложите убаюкать карандашик, используя пальцы как подушку и одеяло;
  • сочините веселые стишки или песенку про ручку.

Не следует допускать переутомления во время занятий. Упражнения повторяют 5-6 раз, а затем переключают дошкольника на что-то другое: гимнастику, прогулку, подвижные игры, чтение вслух. Так он не потеряет интерес к занятиям письмом и рисованием и будет с нетерпением ждать следующей возможности достать карандаши.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *