Чему учат в школе на ОРКСЭ

Главная страница / Об учебном курсе

КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ является обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (Приказ Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.). Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, с другой стороны — предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

Учебники издательства «Просвещение» (серия «Школа России») успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, включены в Федеральный перечень учебников приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Серия «Школа России»

Серия «Перспектива»

Модуль первый: Основы православной культуры

Большинство проживающих в России людей считают себя православными христианами. Они носят нательные крестики и совершают обряды крещения над своими детьми. При этом совершенно не знают самой сути этой религии, действуя в согласии с традициями, заведёнными в семье или в соответствии с модными тенденциями. Модуль призван дать детям более широкое, полное представление об этой религиозной культуре.

Зачем это нужно?

  • Чтобы лучше знать и понимать историю России.
  • Изучить традиции, их истоки и толкования.
  • Познакомиться с Православной Церковью.
  • Приобщиться к православной культуре в нравственном и мировоззренческом измерениях.
  • Узнать больше об известных людях, почитаемых Церковью: Александре Невском, Илье Муромце, Сергие Радонежском и многих других.

В пояснениях к предмету указано, что ребёнок не может быть вовлечён в религиозные практики и участие в богослужениях.
30 уроков этого модуля познакомят детей с:

  • символами православия (иконами);
  • церковным пением;
  • христианским отношением к семье, родителям, труду и ответственности.

Три случайные темы:

  1. Христианская семья и её ценности.
  2. Православный храм и другие святыни.
  3. Милосердие и сострадание.

Предполагается возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение храмов и музеев;
  • концертов духовной музыки;
  • встречи с представителями духовенства.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан. Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ. Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.

На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше. Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.
В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры

Иудаизм в мире не так популярен, как предыдущие три религии. Его исповедует всего около 15 миллионов человек. Однако он весьма популярен в таких странах, как Израиль и США, а в России с давних времен существуют отдельные общины иудаистов.
Курс основ иудаизма в школе знакомят с общими понятиями этого религиозного направления.

Школьники изучают понятия:

  • Пятикнижие;
  • священный текст;
  • иудаизм;
  • заповедь;
  • пророчество;
  • Мессия;
  • милосердие и благотворительность.

Отдельным блоком идут названия и содержание всех книг Пятикнижия.

Дети знакомятся с праздниками и историческими датами иудеев. С синагогальной службой, молитвами, ритуалами субботы, соблюдением норм поведения и нравственными основами. С понятиями добра и зла в иудейской культуре. Учат цитаты Торы. Пытаются научиться жить в гармонии с природой и самим собой.

Три случайные темы:

  1. Классические тексты иудаизма.
  2. Еврейский дом.
  3. Еврейские праздники.

Как и при изучении других религий, часть занятий может проходить в синагоге, музеях, концертных залах, в беседах с раввином.

Модуль шестой: Основы светской этики

Те родители, которые считают себя атеистами и совершенно не приемлют изучение ребёнком любых аспектов религиозных культур, могут выбрать именно этот модуль. Он целиком и полностью посвящён вопросам нравственности, морали и духовным ориентирам.

Здесь будут изучать понятия:

  • добро и зло;
  • ложь и правда;
  • поступок и проступок;
  • мораль;
  • нравственность;
  • духовность;
  • ответственность;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине.

Модуль заставит детей задуматься о том, что такое:

  • дружба;
  • милосердие;
  • сострадание.

Как жить «по совести» и что такое семейные ценности?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какую роль играет семья ребёнка для него самого?

Дети будут учиться справляться с проблемами выбора принятия решений в сложных и конфликтных ситуациях. Будут обсуждать прочитанные произведения, акцентируя внимание на проблемах и их решение главными героями.

Три случайные темы:

  1. Культура и мораль.
  2. Этикет.
  3. Методы нравственного самосовершенствования.

Модуль рассчитан на то, что при изучении активное участие будут принимать все члены семьи ребёнка. Могут планироваться семейные встречи и встречи с интересными людьми. Моделироваться разные ситуации: поведение в ресторане, на вечеринке и т. д.

Зачем в школах появился этот курс?

Введение в школах курса изучения основ религии и светской этики вызвало много споров как среди родителей, так и среди педагогов. Однако его появление вполне было вполне ожидаемым. В стране резко повысилась преступность, снизились морально-нравственные устои, патриотизм и этические аспекты. Учитывая тот факт, что школа в России несет не только образовательные функции, но и воспитательные, ей и была вменена обязанность по исправлению ситуации. Введение нового предмета как раз и призвано решить эту проблему. Как получится — будет видно спустя 10-20 лет.

Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?

Педагоги утверждают, что курс носит культурологический характер и направлен на то, чтобы объединить людей разных национальностей и религий. Любой выбранный модуль охватывает три основные нравственные ценности:

  1. Отечество;
  2. семья;
  3. культура.

Дети могут объединяться, чтобы провести совместные мероприятия. А изучение курса должно завершиться большим семейным праздником, призванным подтвердить согласие и мир общежития в условиях разных религиозных воззрений.

Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?

Прошло уже несколько лет с введения нового предмета. В некоторых школах между родителями и администрацией разыгрываются целые баталии: школа не может организовать изучение всех шести модулей, а родители не соглашаются обучать ребёнка тому, что выходит за пределы их семейных ценностей.

Пять простых шагов для выбора модуля:

Шаг первый: выбор

Обсудите дома и выберите тот модуль, который подходит для изучения ребёнком.

Шаг второй: заявление

В школе вы пишете заявление именно на тот модуль, который выбрали.

Шаг третий: анализ ситуации

Если ваше заявление принято — всё, можно успокоиться. Если учитель говорит о том, что реализовать выбор по каким-то причинам невозможно — переходим к четвёртому шагу.

Шаг четвёртый: ещё одно заявление

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

  • Согласно приказу Минобрнауки, родителям гарантируется свобода выбор изучаемого модуля.
  • Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
  • Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
  • Согласно ст.5 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может «подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии… к участию или неучастию в богослужениях и обучению религии…»

Шаг пятый: идём к директору

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Теги

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *