Как сшить шлейф

Вера Ольховская

Сшить самой свадебное платье хотят многие девушки. Но как это сделать знают немногие. Ниже мы рассмотрим вопрос раскроя юбок со шлейфом и с перепадом длины, которые подойдут, как для свадебного платья, так и для платья вечернего.

Начнём с того что такое шлейф. Ошибочно называть шлейфом юбки с перепадом длины (фото 1 слева). Шлейф это волочащийся сзади подол платья, то есть часть, которая соприкасается с полом или землёй (фото 1 справа).

Если вспомнить времена королей, например, эпоху Людовика XIV, то шлейфы и мантии были обязательной деталью туалета знатной особы. Шлейф показывал свите на каком расстоянии от своего господина позволено следовать. Разумеется, самые длинные мантии и шлейфы носили особы королевских кровей.

Выбор модели

Свадебное платье я шила на заказ для прелестной девушки Екатерины. Моя клиентка большая поклонница английской писательницы XVIII — XIX века Джейн Остин, а особенно романа «Гордость и предубеждение». Поэтому свадебное платье, было выбрано в стиле ампир. У меня уже есть своя коллекция исторических платьев разных эпох, посмотреть коллекцию. Поэтому сшить платье в историческом стиле, это как всегда увлекательный и интересный проект.

Однажды я шила историческое платье с турнюром для своей подруги Натальи, подробнее об этом в моей статье платье в стиле модерн.

Особенности стиля ампир

Стиль ампир появился во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта. На смену пышным и роскошным платьям пришёл скромный и облегчённый для дам стиль ампир. Чем вызвано такое внезапное и кардинальное изменение в одежде? Всё очень просто! Всем известно, что Наполеон вёл войну с Европой и стремился к мировому господству.

Пока шла война денег на красивые и роскошные платья у буржуа не хватало. Большинство знати разорилось из-за войны и дорогие платья оказались не по карману. Чтобы сэкономить количество ткани на платья, их стали шить более скромными.

Платье ампир напоминает ночную сорочку (по тем временам), а для нас это обычное прямое, приспоренное платье в пол, с кокеткой (платье с завышенной талией) и рукавом-фонарик. На такое платье, материала уходило куда меньше, чем на пышные платья с многочисленными подъюбниками и сборками.

Платье в стиле ампир несло ещё и функциональный смысл. Многие дамы помогали во время войны раненым в госпитале, и такое удобное платье позволяло свободно двигаться. Затем идею в простоте одежды поддержала вся буржуазия Европы, в знак солидарности сёстрам милосердия и воющим солдатам. Вот такое простое решение облегчило жизнь женщинам, избавив их от лишних килограммов в одежде, а мужей от расточительства. Если вам интересно, какие платья носили до этого, читайте мою статью про платье Маркизы Помпадур, платье эпохи ренессанс и платье Екатерины II.

Потом, этот ход повторила знаменитая Коко Шанель, освободив женщин от корсета и надев брюки. Про жестокую моду на корсеты читайте .

Выбор ткани

Материалы для платья ампир использовались лёгкие и струящиеся: шёлк, шифон, кружево, атлас и т.п. Поэтому ткань мы выбрали с Екатериной тонкое кружево с вышивкой и натуральный шёлк-атлас.

Узнать про историю появления вышивки, вы можете в этой статье, про особенности шёлка и ухода за ним , про свойства деликатных тканей вот по этой .

Чтобы платье не просвечивало и сохраняло форму, на подкладку мы выбрали штапель (хлопковая, тонкая ткань).

Хотите больше узнать о натуральных тканях, тогда заходите на статью свойства натуральных материалов. Рекомендую также взглянуть на мою статью, как выбрать ткань на свадебное платье.

Раскрой платья

Раскрой является, главной и важной частью пошива изделия. На этом этапе формируется скелет платья. От качества раскроя, будет зависеть качество посадки на фигуре. Если всё сделать правильно, дальнейшая работа пройдёт «как по маслу», особенно первая примерка. В этом вам поможет статья про основные правила раскроя.

Подготовка ткани к раскрою

Перед тем, как начать раскрой свадебного платья, необходимо проверить все материалы на наличие брака. Это могут быть затяжки, дыры, торчащие нитки, следы машинного масла, пятна и т.п. Следует обвести мелом или отметить эти дефекты, чтобы при раскрое они не попали в детали.

Если ткань оказалась частично загрязнена (это может быть из-за были, обычно на сгибах светлых тканей), лучше её постирать со специальным средством для этого вида материала. В данном случае все материалы были постираны с добавлением стиральных средств для деликатных тканей. Перед раскроем, ткани нужно поутюжить от заминов, соблюдая температурный режим.

Припуски на обработку:

Моделирование кокетки

Чтобы получить спереди на кокетке складки, нужно увеличить полочку.

Для этого:

  • переведите на чистую плотную бумагу выкройку полочки и спинки до кокетки. Чтобы получить величину кокетки, возьмите сантиметровую ленту и измерьте расстояние от плеча (у основания шеи) до того уровня, где будет заканчиваться кокетка (под грудью);
  • затем нанесите на полочке готового лекала вертикальные линии параллельно центру (расстояние между линиями 2,5 – 3,0 см.);
  • разрежьте полочку по намеченным линиям. Кстати, нагрудную вытачку нужно будет закрыть и перевести вниз: сделайте разрез от конца вытачки в низ, вытачку заложите в складку (закройте) по намеченным линиям. Таким образом нагрудная вытачка уйдёт в складки.

Если вы используете базовую выкройку, как в данном случае, то возможно у вас имеется плечевая вытачка на спинке. Эта вытачка совсем ненужна! Она задаётся при построении всей конструкции выкройки (кто знаком с конструированием, тот знает). Эта вытачка даёт выпуклость для лопаток, как нагрудная вытачка спереди.

Если оставить и стачать вытачку на плече, получится не красиво, особенно на праздничном платье. Поэтому её можно распределить в плечевой шов.

Для этого:

  • поднимите плечо на 1,0 см. и уведите на «нет» к горловине;
  • затем сократите плечо на 2,0 см. (раствор вытачки);
  • в итоге у вас должна остаться посадка по заднему плечевому шву 0,5 см., которая обеспечит выпуклость для лопаток.

Раскрой кокетки

Сначала нужно выкроить кокетку из макетной ткани. Макетная ткань – это ткань из хлопчатобумажной белой ткани. Она служит для изготовления шаблона изделия, с целью внесения изменений и получения более точной выкройки. Так как на кокетке платья есть складки, чтобы они получились ровными, нужно сделать макет кокетки.

  • сделайте раскладку выкройки кокетки, как показано на фото, только на макетной ткани;
  • расстояние между деталями (полосками) на полочке 2,5 – 3,0 см.;
  • полочка будет состоять из одной цельной детали, её нужно выкроить со сгибом. Так спинка будет состоять из двух деталей, т.е. со средним швом для застёжки;
  • если вы будете делать примерку макета на манекене, то можно выкроить лишь одну полочку;
  • затем соберите сборку по горловине на машинке (как предусмотрено по модели);
  • наколите полочку на манекен;
  • заложите равномерно складки и сколите булавками.

Вы можете поэкспериментировать с направлением складок. Например, центральную складку сделать бантовую или встречную, потом задать направление остальным складкам.

Аккуратно отколите макетную ткань, разложите на столе и внесите изменения по нижнему срезу кокетки. Если не выровнять низ кокетки, при соединении с юбкой линия кокетки получится не ровной. Теперь по готовому макету полочки можно уверенно выкраивать кокетку из основной ткани.

Чтобы узнать, насколько выровнять низ кокетки, обхватите любой шнур или тесьму вокруг фигуры (относительно пола) и обрисуйте низ кокетки.

Покупая основную ткань, мы обратили внимание, что она имеет купон вдоль кромки с обеих сторон. Поэтому было принято решение использовать его, как отделку по низу юбки и кокетки. При этом во время раскроя нужно учитывать рисунок, чтобы на деталях он был симметричен.

Также обратите внимание на фото, кокетка выкраивается из остатка ткани. Сначала мне пришлось выкроить юбку со шлейфом, т.е. большую деталь. Остальные мелкие детали, полочку спинку и рукава в этом случае выкраивать лучше из выпадов. Но не нужно забывать, что предварительная раскладка на ткани обязательна. К сожалению, не получилось сфоткать раскладку целиком, не хватило места на полу и в кадре.

После того, как вы выкроили полочку и спинку кокетки, нужно выкроить подкладку для кокетки из шёлка. Чтобы выкроить подкладку для полочки, соберите все детали (полоски) на шаблоне и скрепить скотчем. Нагрудная вытачка остаётся, как есть. Спинку менять не нужно.

По готовому шаблону выкроите подкладку для кокетки с вертикальной вытачкой. Укорите вытачку на 1,0 см.

Раскрой рукава фонарик

Чтобы получить выкройку рукава фонарик, нужно перевести базовую выкройку рукава на чистую бумагу. Сразу внесите сюда готовую длину рукава.

На полученном шаблоне нанесите вертикальные линии параллельно центру рукава. Расстояние между линиями 2,5 – 3,0 см. Разрежьте по намеченным линиям. Разложите выкройку на ткани и разведите рукав, расстояние между полосками, равно ширине полосок. Таким образом вы увеличите рукав для сборки по окату и низу.

При выкраивание рукава на ткани с рисунком, обязательно учитывайте, чтобы рисунок на рукавах совпадал. Можно сначала выкроить один рукав, затем по нему подогнать рисунок и выкроить второй.

Чтобы рукав-фонарик держал форму, я решила выкроить из плотной органзы подкладку для рукава. Основная ткань оказалась очень мягкой, и ни в какую не хотела держать форму. А вот такой вариант, очень даже выручил!

Можно пойти ещё дальше и сделать рукава из двух частей, с разрезом по центру и внахлёст друг на друга.

Раскрой юбки

Чтобы раскроить юбку:

  • сложите ткань лицевыми сторонами внутрь, совместите срезы. Если у вас ткань с купоном по краям, то расположите купон горизонтально, сгиб и срезы вертикально. Не забудьте, расположить рисунок по центру (по сгибу), остальной рисунок симметрично на обоих слоях;
  • от низа верх отложите длину юбку и прочертите горизонтальную линию с припуском 1,5 см. параллельно низу;
  • от сгиба по готовой линии (вправо), отложите обхват юбки с прибавкой на сборку. У разных фигур эта величина разная, в данном случае 56,0 см. Как получить эту величину? Вам нужно измерить обхват фигуры под грудью (где заканчивается кокетка и начинается юбка). Эту цифру умножаете на количество сборки на 1,5 или 2. Например, вам нужна лёгкая сборка, тогда умножаете на 1,5 раза; если пышная сборка, тогда умножаете на 2 раза. Затем полученное значение разделите на 2, так как юбка выкраивается в половинном размере;
  • после чего от полученной точки вниз по косой прокладываете прямую линию до кромки и среза;
  • откладываете припуск 1,5 см. и вырезаете юбку со шлейфом.

Раскрой подкладки для юбки платья

  1. Перед тем, как начать кроить хлопковый штапель, его нужно смочить в тёплой воде и дать высохнуть, затем поутюжить. Это делается для того, чтобы натуральная ткань дала усадку.
  2. Подкладка на юбку делается для того, чтобы изделие в первую очередь не просвечивало и для комфорта. Отлично подходят тонкие, натуральные материалы.
  3. Подкладка представляет собой прямоугольник, ширина = Об (обхват бёдер) + (50,0 – 60,0 см.) на свободу движения. Длина нижней юбки может быть чуть выше или ниже колена. Чтобы точно определить длину, нужно примерить подкладку с платьем (перед обработкой низа) при ярком свете.
  4. Подкладка выкраивается с вытачками, чтобы не создавать дополнительный объём.
  5. Раскраивается подкладка, как обычная юбка с завышенной талией, только вместо боковых швов вытачки.

Далее стачиваем вытачки, срезаем припуски, обмётываем срезы и заутюживаем.

Обрабатываем средний шов бельевым способом, низ московским швом.

Соединение нижней юбки с платьем

Обметайте свободные срезы для застёжки на оверлоке. Выкроите из шёлка косую бейку равную окружности кокетки. Обработайте бейкой верхний срез подкладки, возле застёжки. Расстояние обрабатываемого участка 4,0 см. с обеих сторон.

Затем пришейте подкладку к молнии. Так, чтобы верхний срез подкладки совпадал с припусками кокетки и юбки.

Приметайте и притачайте подкладку по всей окружности, чуть припосаживая.

Теперь окантуйте бейкой срезы. Благодаря окантовке, изделия приобретают более эстетический вид с изнаночной стороны.

Юбки со шлейфом, как и юбки с перепадом длины могут быть разных конструкций.

Одной из самых модных можно назвать юбку «солнце» с перепадом длины, выкройка которой есть на сайте Веры Ольховской:

Позднее на модный Олимп взошли юбки «татьянки» со шлейфами и менее длинные. Смотрите как кроить такие юбки без выкройки

Юбки из клиньев с перепадом длины или со шлейфом не получили большого распространения из-за несколько большей трудоёмкости процесса кроя и шитья, а также из-за большого расхода и значительно площади выпадов (фото 1).

Построение клина при раскрое юбки

Начнём с построения клина, который назовём исходным клином (рис. 1). Такой же клин можно использовать для раскроя любых других юбок клиньями.

Перед началом построения Вам нужно научиться снимать мерки и выучить их буквенные обозначения

Итак, проведите вертикальную линию. Она послужит нам линией симметрии клина – средней линией, а на раскладке она сыграет нам роль долевой.

Теперь горизонтали: линия талии. От нее вниз отложите

Ди + 2 см.

Такая прибавка к длине рекомендуется, если ткань слишком тонкая, скользкая или очень сыпучая.

Линия бёдер: от линии талии вниз отложите 18 см и проведите горизонталь.

Теперь ширина половины клина по талии.

Количество клиньев в рассматриваемом фасоне может быть любым начиная 6-ти. Если Вы решились на юбку с запахом, Вам может понадобиться нечетное количество клиньев. Поэтому

Ст делим на количество клиньев

И половина ширины клина по уровню бёдер равна

Сб разделить на количество клиньев

Ширина по низу — произвольная, но лучше, если Вы сначала сделаете ширину такой же, как и на уровне бедер, а потом добавите расширения.

На рисунке 1 представлены клинья с наиболее распространёнными видами расширений:

а) исходный клин – клин-основа;

б) с расширением годе от уровня колена или от уровня 1/2Ди;

в) с расширением от уровня бёдер;

г) с расширением от точки изгиба бёдер, располагающейся на 10 – 12 см ниже уровня талии.

Следующая операция по оформлению клина – прогиб по талии и низу по 0,5 см.

Главным правилом в построении любого из этих клиньев является равенство длины.

Длина, измеренная по срезу клина без расширения должна быть равной длине, измеренной по срезу клина с расширением.

Если эти длины не равны, то большую уравнивают по меньшей.

Построив клин-основу для юбки со шлейфом или для юбки с перепадом длины, размножьте его до половины количества, указываемого названием фасона.

То есть для 6-клинки сделайте три клина, для 8-клинки – 4, и т. д. Не забудьте на каждую деталь нанести линию симметрии.

У меня будут восьмиклинки. Они более удобны при раскрое моделей со шлейфом, так как хорошо стыкуются с лифом платья, имеющим средний шов.

Клинья уложите таким образом, чтобы их срезы по длине были встык, а срезы низа образовывали плавную линию (рис. 2).

Сторону одного крайнего клина продлите на длину шлейфа (30 — 50 см), а линию общую для II и III клиньев, удлините на половину длины шлейфа.

Оформите плавно линию низа, сходя на «нет» к первому клину.

Обратите внимание на то, что крайние на рис. 2 линии I и IV клиньев должны соединяться с кривой низа под прямым углом.

В завершение, продлите стороны клиньев до новой линии низа и вырежьте каждый клин уже с учётом этих изменений.

Посмотрим на раскладку (рис. 3). Сложность её выполнения заключается в том, то клинья нельзя поворачивать относительно линии симметрии (средней линии клина) и расширять или зауживать.

Припуски на швы – 1 – 1,5 см за исключением талии. По срезу талии припуска не добавляем.

Выкройка с перепадом длины юбки

Если со шлейфом выполняется на основе клиньев годе, то укладывать их для удлинения на шлейф следует, совмещая точки срезов на уровне начала расширения. Начинающих закройщиков водит в заблуждение изгиб, присущий годе. В этом случае изгиб не учитывается (рис. 4) или добавляется уже после раскроя к удлинённым клиньям.

То есть, когда длина клиньев продлена и линия низа с учётом шлейфа выверена, нужно просто оформить новый изгиб (рис. 5). Для клина максимальной длины прогиб по годе может составить от 2 до 4-х см. Здесь работает простое правило: чем длиннее клин годе, тем больше изгиб его стороны.

Если Вам кажется, что всё просто, то сразу скажу – есть подвох. В подобных платьях очень сложно определить положение уровня начала расширения, чтобы не исказить пропорции фигуры.

Раскрой юбки фасона со шлейфом

И ещё один фасон со шлейфом (фото 2), который так похож на «татьянку». Речь о верхней юбке из вышитой купонной «сетки».

Обратите внимание на то, что подобную юбку можно кроить только из мягкой эластичной сетки. Жесткие и «стабильные» ткани для такого кроя не годятся. Не подойдёт и тяжёлый гипюр.

Если Вы не собираетесь вышивать кайму сами, то выкройка верхней прозрачной юбки будет выглядеть примерно, как на рис. 6.

То есть, ткань складывается пополам перпендикулярно вышитой кайме. От края каймы по сгибу откладывается длина юбки впереди. Длина юбки сзади – отмеряется по наклонной линии. Наклон произвольный, ориентировочное значение наклона — 40-50 см.

В завершение чертёж оформляется вогнутыми линями.

И совет. При кажущейся простоте кроя, начинающим кутюрье очень сложно верно подобрать ткань и соблюсти пропорции изделия, таким образом, чтобы платье подчёркивало достоинства и скрывало недостатки. Поэтому, если Вы не профессиональный портной, специализирующийся на свадебных и нарядных платьях, не ожидайте, что Ваши первые работы сравнятся с платьями класса haut couture.

Выкройка платья свадебного

Выкройка юбки зауженной с запáхом Выкройка юбки для начинающих на резинке
Выкройка юбки «тюльпан» Выкройка полукомбинезона «Карлсон»
Выкройка комбинезона Выкройка брюк женских спортивных с карманами
Выкройка брюк бохо «баллоны» с рельефом Выкройка брюк «летних»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *